День в истории Рязанского края

22 мая – 105 лет со дня рождения Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР Николая Александровича Лунина (1915-1968).

Н. А. Лунин родился 22 (9 по ст. ст.) мая 1915 г. в городе Ряжске Рязанской губернии (ныне центр района) в семье Александра Ивановича и Анны Александровны Луниных. Отец был железнодорожником, и после переезда в Сибирь семья обосновалась на разъезде Кирзинском Омской железной дороги, где Лунин-старший работал дежурным по разъезду и где прошло детство Николая Александровича. На всю жизнь запомнил Николай Александрович уроки профессионального мастерства машиниста Степана Ивановича Петровичева, пробудившего у двенадцатилетнего подростка любовь к делу, ставшему судьбой.

Позже семья переехала в г. Новосибирск. В 1930 г. Николай Александрович окончил школу-семилетку, в 1932 г. – школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) им. С. А. Шварца, созданную на базе локомотивного и вагонного депо станции Новосибирск Томской железной дороги для подготовки квалифицированных железнодорожных рабочих. Слесарь 3-го разряда Н. А. Лунин был направлен в Новосибирское паровозное депо на должность кочегара паровоза. Вскоре его перевели в помощники машиниста паровоза серии «О» («Основной»), бывшим долгое время основным в локомотивном парке страны, обеспечивавшим в течение почти тридцати лет подавляющее большинство грузовых перевозок на главных и второстепенных железных дорогах России. В декабре 1934 г. Лунин направлен на девятимесячные курсы паровозных машинистов на станции Тайга Томской железной дороги, после успешного окончания которых в августе 1935 г. начал самостоятельно водить поезда.

Вскоре Николай Александрович возглавил молодежную паровозную бригаду, получившую в 1936 г. новый паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) № 20-1242. По инициативе бригадира молодые железнодорожники решили по-новому организовать работу: все неполадки в паровозе выявлять в процессе работы как можно раньше и устранять их, как правило, собственными силами, без помощи слесарей, сведя ремонт в депо практически к нулю и затрачивая на него минимум времени. Каждый из членов бригады Лунина стал не только хорошим машинистом, помощником машиниста или кочегаром, но и в совершенстве овладел слесарным делом. В декабре 1939 г. бригада Лунина отремонтировала свой паровоз за 1 час 55 минут, после чего немедленно отправилась в рейс. В то время многие локомотивы простаивали в ремонте по 40-50 часов. В ноябре 1940 г. паровоз бригады Н. А. Лунина встал на ремонт, сделав пробег 62 700 км, в два раза перекрыв норму и пройдя вместо полагающихся 15 промывок котла всего 9.

В целях распространения новых методов работы бюро Новосибирского обкома ВКП(б) 26 декабря 1940 г. приняло постановление «О методе работы машиниста Новосибирского паровозного депо Томской железной дороги тов. Лунина Н. А.». У Лунина появились единомышленники не только в своем, но и в других депо Томской железной дороги. Они пропагандировали его методы работы, помогали развитию лунинского движения. Для изучения новых методов работы в Новосибирск приезжали железнодорожники из многих регионов СССР, создавались специальные школы передового опыта, помогавшие в освоении и применении новаций.

В 1941 г. Лунин был удостоен высшей профессиональной награды железнодорожного транспорта СССР – значка «Почетному железнодорожнику», учрежденного в 1933 г. Центральным Исполнительным Комитетом СССР.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. «…за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени…» Лунину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

За время войны паровозная бригада старшего машиниста Лунина перевезла 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономила 854 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. Приказом Народного комиссара путей сообщения СССР его паровоз был признан «Лучшим паровозом Советского Союза».

В 1951 г. Лунину присвоено звание директора-полковника. Работал начальником Сумского отделения паровозного хозяйства, начальником Помошнянского, Тамбовского, Московско-Киевского отделений железной дороги, заместителем начальника Московско-Рязанской железной дороги, с 1960 г. - начальником Московско-Рижского отделения Московской железной дороги. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 гг.

Н. А. Лунин умер 3 октября 1968 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден орденами Ленина (1942, 1943), значками «Почетному железнодорожнику» (1940, 1943). Лауреат Сталинской премии СССР (1942). Герой Социалистического Труда (1943).

По материалам статьи:  Пирожкова А. А. Лунин Николай Александрович  : ( к  105-летию со дня рождения Героя Социалистического Труда, лауреата Государственной премии СССР) // Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2015 год / Рязанская областная универсальная научная библиотека имени Горького. - Рязань, 2015. - С. 100-106. - Библиогр.: с. 107-108.

Подробнее на сайте «Рязанское краеведение»

22.05.2020