Лунин Николай Александрович (1915-1968), Герой Социалистического Труда

Дата события: 22.05.1915 г.

Николай Александрович Лунин родился 22 (9 по ст. ст.) мая 1915 г. в городе Ряжске Рязанской губернии (ныне центр района) в семье Александра Ивановича и Анны Александровны Луниных. Отец был железнодорожником, и после переезда в Сибирь семья обосновалась на разъезде Кирзинском Омской железной дороги, где Лунин-старший работал дежурным по разъезду и где прошло детство Николая Александровича. На всю жизнь запомнил Николай Александрович уроки профессионального мастерства машиниста Степана Ивановича Петровичева, пробудившего у двенадцатилетнего подростка любовь к делу, ставшему судьбой.

Позже семья переехала в г. Новосибирск. В 1930 г. Николай Александрович окончил школу-семилетку, в 1932 г. – школу фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) им. С. А. Шварца, созданную на базе локомотивного и вагонного депо станции Новосибирск Томской железной дороги для подготовки квалифицированных железнодорожных рабочих. Слесарь 3-го разряда Н. А. Лунин был направлен в Новосибирское паровозное депо на должность кочегара паровоза. Вскоре его перевели в помощники машиниста паровоза серии «О» («Основной»), бывшим долгое время основным в локомотивном парке страны, обеспечивавшим в течение почти тридцати лет подавляющее большинство грузовых перевозок на главных и второстепенных железных дорогах России. В декабре 1934 г. Лунин направлен на девятимесячные курсы паровозных машинистов на станции Тайга Томской железной дороги, после успешного окончания которых в августе 1935 г. начал самостоятельно водить поезда.

Вскоре Николай Александрович возглавил молодежную паровозную бригаду, получившую в 1936 г. новый паровоз серии «ФД» (Феликс Дзержинский) № 20-1242. По инициативе бригадира молодые железнодорожники решили по-новому организовать работу: все неполадки в паровозе выявлять в процессе работы как можно раньше и устранять их, как правило, собственными силами, без помощи слесарей, сведя ремонт в депо практически к нулю и затрачивая на него минимум времени. Каждый из членов бригады Лунина стал не только хорошим машинистом, помощником машиниста или кочегаром, но и в совершенстве овладел слесарным делом. В декабре 1939 г. бригада Лунина отремонтировала свой паровоз за 1 час 55 минут, после чего немедленно отправилась в рейс. В то время многие локомотивы простаивали в ремонте по 40-50 часов. В ноябре 1940 г. паровоз бригады Н. А. Лунина встал на ремонт, сделав пробег 62 700 км, в два раза перекрыв норму и пройдя вместо полагающихся 15 промывок котла всего 9. В результате развития лунинского движения пробег локомотивов «ФД» между промывками в среднем увеличился на дороге до 6 390 км при норме 4 000 км. За время пробега служебный ремонт паровоза выполняла бригада машинистов. Этот почин при значительной нехватке рабочей силы, материалов и запчастей получил широкое распространение на транспорте и в ряде отраслей народного хозяйства в виде овладения смежными профессиями. В лунинском почине ярко проявилась характерная общая черта стахановского движения: беспрерывный творческий поиск новых возможностей для того, чтобы техника, созданная в годы индустриализации, работала по максимуму для повышения производительности труда.

Сокращение времени, потраченного на ремонт локомотивов, увеличение пробега поездов без ремонта требовали радикальных изменений и в работе диспетчерской службы: машинисты требовали «зеленой улицы», открытого пути для движения, сокращения времени стоянок на железнодорожных станциях и переездах.

В целях распространения новых методов работы бюро Новосибирского обкома ВКП(б) 26 декабря 1940 г. приняло постановление «О методе работы машиниста Новосибирского паровозного депо Тоской железной дороги тов. Лунина Н. А.». У Лунина появились единомышленники не только в своем, но и в других депо Томской железной дороги. Они пропагандировали его методы работы, помогали развитию лунинского движения. Для изучения новых методов работы в Новосибирск приезжали железнодорожники из многих регионов СССР, создавались специальные школы передового опыта, помогавшие в освоении и применении новаций.

В 1941 г. Лунин был удостоен высшей профессиональной награды железнодорожного транспорта СССР – значка «Почетному железнодорожнику», учрежденного в 1933 г. Центральным Исполнительным Комитетом СССР. Этим значком награждались работники транспорта «…за образцовое проведение особо ударных работ и заданий; за внесение в дело транспорта технических улучшений; за образцовую работу, результатом которой явились технические и экономические достижения на транспорте…»

Из телеграммы Народного Комиссара путей сообщения: «Старшему машинисту паровозного депо Новосибирск Томской железной дороги Николаю Александровичу Лунину: отмечая Вашу ценную, замечательную инициативу по увеличению объема служебного ремонта паровоза, выполняемого силами паровозной бригады и сокращения до минимума количества записываемых пунктов ремонта паровозов на промывках, НКПС своим приказом от 28 января 1941 г. наградил Вас знаком «Почетному железнодорожнику» и передает Вам юбилейный 3000-й паровоз серии ФД, выпущенный Ворошиловоградским паровозостроительным заводом [ныне Луганский тепловозостроительный завод (Украина)]». В этом же году Николай Александрович получил звание машиниста первого класса.

Вскоре после начала Великой Отечественной войны Лунин и члены его бригады подали заявления в военкомат с просьбой о немедленной отправке на фронт, на бронепоезд. Однако им было категорически отказано. В условиях военного времени трудно было переоценить значение качественной работы транспортной отрасли, многократно возросли потребности в высококвалифицированных кадрах.

Уже в первые недели войны на многих железных дорогах заметно возросли ряды стахановцев и ударников, которые широко применяли эффективные приемы и методы работы, добиваясь высоких результатов. Массовое распространение получали чаще всего те начинания новаторов транспорта, которые возникли еще до войны и в новой обстановке приобретали важное оборонное значение. Многие железнодорожники, непосредственно связанные с движением поездов, стали перенимать лунинские методы работы. Общее число стахановцев только на Восточно-Сибирской магистрали выросло с 3 708 на 1 июля 1941 г. до 3 927 на 1 августа (43,3% от общего числа всех рабочих и служащих дороги). Особый размах лунинское движение получило среди работников паровозных служб, где почти повсеместно уже в первые дни войны стали создаваться лунинские паровозные бригады. На 12 железнодорожных магистралях Сибири и Дальнего Востока их количество увеличилось с 1 698 в апреле до 2 323 в июле 1941 г. Наиболее широкое внедрение лунинские методы работы получили на Томской магистрали, где трудился сам инициатор движения. Газета «Гудок» от 30 июля 1941 г. сообщала, что 75% паровозных бригад дороги работают по-лунински. В августе 1941 г. их число составляло уже 81% от общего числа паровозных бригад. По неполным данным, в декабре 1941 г. на 32 действовавших магистралях насчитывалось уже 46 974 лунинца.

Почин Н. А. Лунина получил широкое распространение во всех отраслях железнодорожного транспорта. Тысячи путейцев, движенцев, связистов, вагонщиков не только бережно эксплуатировали доверенные им машины и оборудование, но и заботливо ухаживали за ними, своими силами и вовремя выполняли необходимый служебный ремонт, предупреждая тем самым преждевременный износ основных средств.

Н.А. Лунин - член ВКП (б) с 1941 г.

В ноябре 1941 г. бригада Н. А. Лунина совершила беспрецедентный рейс в Москву, над которой нависла угроза топливного голода. Эшелон с углем длиной в километр из 100 вагонов весом 5 000 тонн был сформирован в Новосибирске для замерзающей столицы. Норма нагрузки на локомотив составляла 2 000 тонны. Ситуация усложнялась тем, что железная дорога до Урала имела очень сложный рельеф, пересекала горные реки, одолевала множество скалистых подъемов и спусков. Было решено прибегнуть к двойной тяге, соединив два мощных локомотива. Особую опасность представлял участок пути немногим более 150 км между Челябинском и Златоустом, связывающий горнозаводскую часть Южного Урала с Центральной Россией, где подъем был особенно труден и крут. Даже обычные поезда шли через горный хребет с толкачами – локомотивами, поставленными в хвост состава и помогающими преодолеть перевал. С тем, чтобы не «перетаскивать» состав по частям и на этом сэкономить время, Лунин обратился к руководству Южно-Уральской железной дороги с просьбой выделить для прохождения опасного участка дополнительно два локомотива. Один из них был присоединен к двум головным, второй использовался в качестве толкача. Топливо в Москву было доставлено в срок и без потерь. Бригада Лунина присоединилась к набирающему темпы движению стахановцев транспорта по освоению вождения сверхтяжелых и длинносоставных поездов. Через несколько дней по проложенному маршруту двинулись такие же эшелоны с углем, и вскоре сверхтяжелые составы шли по всем железным дорогам СССР, где позволяло путевое хозяйство.

Народный комиссариат путей сообщения (НКПС) в январе 1942 г. издал приказ о развитии лунинского движения. В 1942 г. по методу Лунина работали свыше 7 800 паровозных бригад, благодаря чему экономия на Томской железной дороге в 1941 г. составила свыше 7 млн рублей, в 1942 г. - около 11 млн, в 1943 г. - свыше 11 млн рублей.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 10 апреля 1942 г. «…машинисту первого класса депо станции Новосибирск Томской железной дороги за коренное усовершенствование метода эксплуатации паровоза, обеспечивающего значительное увеличение суточного пробега и срока службы паровоза» присуждена Сталинская премия второй степени. На следующий день в газете «Правда» было опубликовано интервью заместителя наркома обороны СССР – начальника Генерального управления тыла РККА, народного комиссара путей сообщения СССР генерала А. В. Хрулева, который, в частности, говорил: «…Лунинское движение получило широкое распространение на железных дорогах. Возникнув в мирное время, это движение в условиях Отечественной войны получило дальнейшее развитие и принесло огромную пользу делу укрепления обороны страны. За время войны число лунинских бригад увеличилось почти в три раза…»

Полученная премия была передана Николаем Александровичем на строительство детского дома для детей погибших воинов, создание подводной лодки «Новосибирский комсомолец», часть денег он использовал для покупки угля, который сам отвез в только что освобожденный Сталинград.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 г. «…за особые заслуги в обеспечении перевозок для фронта и народного хозяйства и выдающиеся достижения в восстановлении железнодорожного хозяйства в трудных условиях военного времени…» Лунину Николаю Александровичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

За время войны паровозная бригада старшего машиниста Лунина перевезла 585 тысяч тонн оборонных и народно-хозяйственных грузов, сэкономила 854 тысячи тонн угля, сберегла на ремонте паровоза 75 тысяч рублей. Приказом Народного комиссара путей сообщения СССР его паровоз был признан «Лучшим паровозом Советского Союза».

В годы Великой Отечественной войны в составе 49-го отдельного дивизиона бронепоездов сражался построенный железнодорожниками Томской дороги бронепоезд № 704 «Лунинец», прошедший боевой путь от Москвы до Нижней Силезии.

В августе 1945 г. Николай Александрович назначен на должность начальника Смородинского отделения паровозного хозяйства (Сумская область Украинской ССР) Южной железной дороги. На следующий год был направлен на учебу в Харьковский институт инженеров железнодорожного транспорта. К тому времени он был автором двух изданий: «Как сократить объем промывочного ремонта. Наш опыт ухода за паровозом» и «Практика эксплуатации паровозов. Опыт лунинцев Новосибирского депо». В 1950 г. с отличием окончил институт, позднее в связи с электрификацией железных дорог прошел переквалификацию в Московском институте инженеров транспорта и получил звание инженера-электрификатора.

В 1951 г. Лунину присвоено звание директора-полковника. Работал начальником Сумского отделения паровозного хозяйства, начальником Помошнянского, Тамбовского, Московско-Киевского отделений железной дороги, заместителем начальника Московско-Рязанской железной дороги, с 1960 г. - начальником Московско-Рижского отделения Московской железной дороги. Депутат Верховного Совета СССР в 1946-1950 гг.

Н. А. Лунин умер 3 октября 1968 г. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награжден орденами Ленина (1942, 1943), значками «Почетному железнодорожнику» (1940, 1943). Лауреат Сталинской премии СССР (1942). Герой Социалистического Труда (1943).

В память о Н. А. Лунине установлены мемориальные доски на здании локомотивного депо станции «Смородино» (г. Тростянец Сумской области, Украина), в Новосибирске на доме № 1 по ул. Салтыкова-Щедрина, в котором он проживал, и на здании цеха эксплуатации Новосибирского локомотивного (бывшего паровозного) депо.

В 1985 г. в честь 40-летия Победы в Великой Отечественной войне в Новосибирске открыт Мемориал Славы труженикам тыла 1941-1945 гг., состоящий из установленного на постаменте локомотива ФД 21-3000, «Лучшего паровоза Советского Союза», и памятной стелы. В 2000 г. Н. А. Лунин удостоен почетного звания «Гражданин XX века Новосибирской области». Постановлением Губернатора Новосибирской области от 12 июля 2006 г. № 315 областному государственному образовательному учреждению начального профессионального образования «Профессиональное училище № 10» присвоено имя Героя Социалистического Труда, дважды почетного железнодорожника Н. А. Лунина (с 2011 г. – профессиональный лицей № 10 имени Н.А. Лунина, с 2014 г. – «Новосибирский колледж транспортных технологий имени Н. А. Лунина»). Руководством Западно-Сибирской железной дороги и ПУ № 10 принято решение о проведении ежегодного конкурса по профессии «Машинист локомотива», приуроченного ко дню рождения Н. А. Лунина. 22 мая 2013 г. на базе лицея состоялся первый межрегиональный конкурс профессионального мастерства. Одна из площадей г. Новосибирска названа «Площадь лунинцев».

 

Подготовила А. А. Пирожкова, главный библиограф краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького

Район (уезд): Ряжский

Населенный пункт: Ряжск

Отрасль знаний: Экономика Железнодорожный транспорт Герои Социалистического Труда

Организация: Паровозное депо Новосибирск Томской железной дороги

Организация:
Паровозное депо Новосибирск Томской железной дороги

Имя: Лунин Николай Александрович

Список литературы:

Ссылки на ресурсы:

06.11.2017