Цыплаков Виктор Григорьевич (1915-1986), народный художник РСФСР, профессор, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственной премии СССР

Дата события: 14.04.1915 г.

В. Г. Цыплаков родился 14 (1 по ст. ст.) апреля 1915 г. в Москве в семье кузнеца. В официальных документах в качестве места рождения указано село Бурминка Ряжского уезда Рязанской губернии (ныне Александро–Невский район Рязанской области) – родина его отца Григория Степановича. Сюда же вскоре вернулась молодая семья, уезжавшая в столицу в поисках работы. Жили в доме деда художника, Степана Андреевича Цыплакова, искусного маляра–альфрейщика, зарабатывающего на жизнь росписью куполов церквей и помещичьих усадеб. С пятилетнего возраста Виктор помогал отцу в кузнице. С детства любил лепить фигурки из глины, рисовать углем на русской печи.

С Бурминкой навсегда связаны самые теплые воспоминания детства Виктора Григорьевича. «Все мои картины – это мои воспоминания до девятилетнего возраста. Их у меня на всю жизнь хватит. Только бы успеть исполнить… На вокзалах был, видел войну, разрушения, людей той эпохи. Гражданская война вся на глазах прошла», – писал художник.

Нужда и послевоенная разруха заставляли семью часто переезжать в поисках лучшей жизни. С 1920 г. Цыплаковы жили в Донбассе, в 1923 г. ненадолго возвратились в Бурминку, в 1925 г. поселились в г. Таганроге. В школе, где с 1925 по 1930 г. учился Виктор, на его способности обратил внимание учитель рисования Глеб Глебович Глебов. Он первый посоветовал Цыплакову получить профессиональное художественное образование. После окончания школы Виктор Григорьевич трудился на заводе, осваивая кузнечное и слесарное дело.

В 1930 г. семья переехала в Москву; к этому моменту у Виктора уже имелось большое собрание рисунков и акварелей. В первых, еще наивных опытах художественного творчества проявились черты поэтического живописного понимания натуры, ставшие впоследствии, в период зрелости, характерными для искусства мастера.

По настоянию брата Ивана и благодаря его материальной поддержке, с 1932 по 1936 г. Цыплаков учился в Московском полиграфическом техникуме Государственного издательства изобразительного искусства (ИЗОГИЗа) (ныне Московский издательско-полиграфический колледж имени Ивана Федорова) под руководством Сергея Арсентьевича Матвеева. Здесь В. Г. Цыплаков открыл для себя искусство эпохи Возрождения, особенно выделяя творчество Леонардо да Винчи. Чтобы овладеть приемами рисунка мастера, художник упорно нарабатывал технические навыки, штудировал учебники и искусствоведческую литературу, копировал и повторял графические листы да Винчи. В 1935 г. художник написал «Автопортрет», выполненный в леонардовской манере параллельной штриховки.

В 1936 г. Цыплаков стал студентом Московского института изобразительных искусств (с 1939 г. – Московский государственный художественный институт (МГХИ), ныне Московский государственный художественный институт (МГХИ) имени В. И. Сурикова). Наибольшее влияние на творчество Цыплакова оказали педагоги Григорий Михайлович Шегаль и его помощник по живописи Василий Васильевич Почиталов, преподаватели рисунка Александр Адольфович Деблер и Дмитрий Константинович Мочальский. По замечанию В. В. Почиталова, Цыплаков «…больше своим духом шел, своей мускулатурой, своей силой». О характере своего ученика он говорил: «Мягкий, душевный человек, очень чувствующий музыку, искусство. Я думал, он – простак, бывший кузнец, а когда разговорился, то убедился, что это не так. Оказывается, он уже тогда слушал симфоническую музыку, хорошо знал композиторов». Однокурсниками Цыплакова были Ю. П. Кугач, С. И. Дудник, В. К. Нечитайло, Н. Н. Горлов, Н. П. Толкунов и другие. По словам Цыплакова, все они «…учились не только у преподавателей, но и друг у друга».

Ректор института Игорь Эммануилович Грабарь отмечал важность обучения студентов на пленэре: «Студентам, проходящим зимой курс живописи в условиях комнатного освещения, должна быть представлена возможность пройти особый курс живописи в условиях открытого воздуха, т.н. пленэра, без чего обучение не может быть полноценным».

Летняя практика студентов, окончивших 1-й курс, проходила в с. Троицком Калужской области, бывшем имении Е. Р. Воронцовой-Дашковой. С 1934 г. на практику старшекурсники ездили в Крым в с. Козы (ныне с. Солнечная Долина), расположенное в нескольких километрах от г. Судак. Под руководством ведущих педагогов студенты писали натюрморты, пейзажи, обнаженную натуру. И. Э. Грабарь, регулярно посещая базу практикантов, устраивал выставки, обсуждение работ, подробно разбирая каждую из них, старался посвятить студентов в тайны композиции. Он настаивал на преподавании этого предмета совместно с живописью и рисунком с самого первого года обучения.

Во время учебы в институте Цыплаков внимательно изучал картины старых мастеров, приемы классической композиции, гармонию целого и деталей. Среди особо почитаемых мастеров художника можно назвать Вечеллио Тициана, Диего Родригес де Сильва Веласкеса, Харменс ван Рейн Рембрандта. По признанию самого художника, в студенческие годы и даже после окончания МГХИ он, часто посещая Третьяковскую галерею и Музей нового западного искусства (ныне Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина), учился на работах В. И. Сурикова, И. Е. Репина, И. И. Левитана и других.

В первые дни Великой Отечественной войны студенты института были мобилизованы на строительство эшелонированных оборонительных сооружений в районе г. Вязьмы Смоленской области. К началу учебного года вернулись в Москву, заслужив благодарность командования. В середине октября 1941 г. МГХИ срочно эвакуировали в г. Самарканд Узбекской ССР.

Цыплаков вспоминал: «Мы, студенты-дипломники, жили в старой мечети. Условия жизни были суровые. Но мы не унывали. Работали с ожесточением. Все горели желанием сделать для фронта как можно больше. Угнетало сознание, что мы, здоровые парни, сидим в тылу. К тому времени на фронте уже погибли многие наши товарищи… Во время работы над дипломами Герасимов и Грабарь старались не делать замечаний. «Работайте, ребята, на собственном глазу», - говорили они. И мы работали, не жалея себя. Да и темы старались брать героические: «Казнь Чернышевского», «Расстрел партизан»…» В 1942 г. Цыплаков с отличием окончил МГХИ по мастерской Г. М. Шегаля. Дипломная работа - картина «В. И. Чапаев», созданная под руководством Сергея Васильевича Герасимова, получила высокую оценку не только членов экзаменационной комиссии, но широкого круга профессионалов. В этом же году В. Г. Цыплаков был принят в члены Союза художников СССР.

В 1943 г. в Государственном музее изобразительных искусств имени А. С. Пушкина состоялась выставка дипломных работ молодых художников, в экспозицию которой организаторы включили картину Цыплакова. И. Э. Грабарь, ставший вскоре действительным членом АН СССР, в статье «Успех молодых художников», опубликованной 15 мая 1943 г. в газете «Правда», упоминает картину в числе лучших из выставленных работ и, в частности, пишет: «Как неожиданно, совершенно по-новому, дал своего Чапаева Цыплаков! Такого Чапаева мы еще не видали… Он дал своего цыплаковского Чапаева. И посмотрите, до чего его Чапаев убедителен и обаятелен… Картина написана с живописной свободой, какой мог позавидовать не один из наших мастеров…» В письме к своему сподвижнику и коллеге, профессору МГХИ И. М. Лейзерову Грабарь пишет о впечатлении, произведенном картиной Цыплакова на посетившего выставку председателя Комитета по делам искусств при Совете Народных Комиссаров СССР Михаила Борисовича Храпченко: «Как Храпченко увидал Цыплакова, так сразу сдал. «Ну да, это да, это замечательно, что ж тут говорить!». Оценил вполне». И продолжает далее: «Да и для нас для всех… это бесспорно лучшая вещь, - во-первых, русская, во-вторых, в русских художественных традициях… Толкунов понравился, но Цыплаков его бьет». Дипломная работа Цыплакова была представлена на выставке произведений молодых художников, открывшейся 10 октября 1943 г. в Третьяковской галерее к 25-летию Ленинского комсомола. Виктор Григорьевич был оставлен в институте на два года для совершенствования мастерства; аспирантуру окончил под руководством И. Э. Грабаря.

В 1943 г. Виктор Григорьевич совершил поездку на фронт, в район Новороссийска и в освобожденный Смоленск, результатом которой стало множество эскизов и зарисовок для будущих картин. В 1945 г., обращаясь к военной теме – теме партизанского подвига Героя Советского Союза З.А. Космодемьянской, художник написал картину «Допрос Зои Космодемьянской», ставшую хрестоматийной. Картина Цыплакова экспонировалась на первой послевоенной Всесоюзной художественной выставке в Государственной Третьяковской галерее, открытие которой состоялось 19 января 1946 г.

В этом же году художник создал полотно «М. Горький на Волге». На одном из эскизов рядом с М. Горьким изображен Ф. И. Шаляпин, но И. Э. Грабарь предупредил, что по цензурным соображениям этого делать не стоит.

В 1947 г. написана картина «В. И. Ленин», получившая всеобщее признание. В процессе работы над ней Цыплаков сделал множество этюдов и зарисовок. Затем последовал ряд других композиций Ленинианы Цыплакова: «Ленин в Смольном» (1947), «Портрет В. И. Ленина» (1947), эскиз «В. И. Ленин с крестьянами» (1948), «В. И. Ленин в Колонном зале Дома Союзов» (1973) и другие.

В 1949 г. В. Г. Цыплаков создал целую галерею портретов своих современников: известного советского писателя Л. М. Леонова, участников Великой Отечественной войны, летчиков - трижды Героя Советского Союза И. Н. Кожедуба и Героя Советского Союза И. А. Колышкина и других. В том же году написаны портреты лауреата Государственной премии, закройщика обувной фабрики «Парижская коммуна» В. И. Матросова и конструктора А. М. Вельтищева, вошедшие в композицию картины «Передовые люди Москвы в Кремле». За создание этого полотна и за серию портретов «Знатные люди Москвы» группа художников, в числе которых был и Виктор Григорьевич, в 1949 г. удостоена Сталинской премии СССР.

В послевоенные годы совместная работа была обязательной для художников при выполнении масштабных полотен. Это приносило материальный достаток, однако неизбежно ставило мастера в жесткие рамки договорных обязательств, лишая творческой самостоятельности. Существовала жесткая цензура во многих областях художественного творчества, поэтому от замысла написать портрет С. А. Есенина Виктор Григорьевич, в свое время, вынужден был отказаться. Художественные советы практически не принимали пейзажи с культовой архитектурой. Однако в творческом багаже художника по результатам поездок в Смоленск, Ростов Великий, Суздаль и другие древние города отложилось значительное количество работ с изображением русских храмов и церквей.

В 1940–1950 гг. В. Г. Цыплаков участвовал в целом ряде московских и всесоюзных выставок, однако, несмотря на достаточно широкое общественное и профессиональное признание, его творчество не находило широкого отклика в критике и в искусствоведческих работах, посвященных советскому изобразительному искусству. Возможно, сказались свойства характера: будучи глубоким и мудрым, много испытавшим в жизни человеком, в общении Виктор Григорьевич был скромным, немногословным, больше держался в тени, избегая общих суждений и пустых разговоров.

В 1950 г. Цыплаков в соавторстве с художниками Ю. П. Кугачом и В. К. Нечитайло создал полотно «Великому Сталину – слава!». В марте 1953 г., после смерти И. В. Сталина, В. Г. Цыплаков был в числе немногих художников, получивших официальное разрешение делать зарисовки его похорон.

В 1956 г. в Москве состоялась первая персональная выставка В. Г. Цыплакова под названием «Времена года», на которой были представлены, в основном, пейзажи. Значительную часть творчества Цыплакова составляла работа на пленэре – на знаменитой академической даче в крымских Козах, в Саввинской слободе под Звенигородом или на Оке в окрестностях Рязани. Тонко чувствовавший красоту окружающего мира, художник писал в каталоге выставки: «Что может быть прекраснее смены времен года нашей русской природы?! Золотую осень сменяет морозная, снежная, солнцем сверкающая зима. Весна, с ее нежными красками, буйными разливами рек, бездонной чистотой неба. Жаркое лето с золотыми нивами, темными дремучими лесами, заливными лугами и покосами, густо уставленными стогами сена». Искусствоведы отмечали, что художник успешно справился с изображением природы разных географических широт: Подмосковье, Кавказ, волжские просторы и среднеазиатские пейзажи. Ощущение местного колорита, его своеобразие в каждой работе были настолько поразительными, что это могло быть объяснимо лишь особым видением или чутьем.

Цыплаков высоко ценил творчество К. А. Коровина. Влияние этого мастера отчетливо проступает в картине «Вечер» (1948) и многих других, написанных на знаменитой коровинской даче в Гурзуфе (ныне – Дом творчества художников), в Подмосковье, в Саввинской слободе и под Серпуховом. В своем увлечении Коровиным В. Г. Цыплаков сблизился со своим старшим современником – народным художником СССР С. В. Герасимовым; эта близость находила выражение и в личных дружеских отношениях. Почти в одно и то же время они создавали портретные образы крестьян, писали свои «Зимы» и «Зимки». Оба художника жили и «дышали» русской деревней.

Еще в 1948 г. художник стал преподавателем Московского государственного художественного института имени В. И. Сурикова. А в 1957 г. была открыта персональная мастерская В. Г. Цыплакова, в которой обучались студенты, интересующиеся реалистическим направлением в искусстве. В своих беседах со студентами художник не уставал повторять: «Писать нужно мощно, чтобы восторг был, чтобы сейчас хорошо было и через двести лет тоже… Сложность живописи - передать свет в пространстве. Сейчас это редко кто может». Этому мастерству Цыплаков стремился научить своих студентов, всегда ратовал за наглядность обучения. Он умел увлекать и сам увлекался, хотя говорил, как правило, мало, больше афоризмами. Его крылатые изречения, такие, как «Победишь себя – станешь художником», передаются из поколения в поколение в мастерских института. Цыплаков по характеру был добрым и отзывчивым человеком. В своих учениках Виктор Григорьевич, прежде всего, ценил индивидуальность, незаметно, тактично направляя их на путь самостоятельных исканий. Студент мог иметь свою точку зрения и спорить с педагогом, если был не согласен с ним. Всегда внимательный к своим ученикам, художник говорил: «Мой метод в том, чтобы наблюдать, как развивается талант, не мешая. Легко сбить художника с собственного пути». Как отмечал один из его учеников В. Н. Страхов «…в преподавании Виктор Григорьевич был ненавязчив и немногословен. Он не давал готовых рецептов как в композиции, так и в живописи. Надо сказать, что он был против каких-либо рецептов и схем…».

Выпускник мастерской Цыплакова, член Союза художников СССР, заслуженный деятель искусств РСФСР, профессор живописи МГХИ им. В.И. Сурикова, руководитель мастерской, известный русский художник В. А. Забелин так отзывался о своем преподавателе: «В. Цыплаков был особенный во всех отношениях человек, незаурядная личность. Для Цыплакова характерно то, что его слова об искусстве не расходились с его творчеством… В мастерской, в процессе учебы, отношения… были не как у учителя с учениками, а доверительные, как между коллегами…»

Виктор Григорьевич воспитал несколько поколений мастеров изобразительного искусства, в числе которых С. Н. Андрияка, В. Н. Забелин, В. Г. Кубарев, Н. А. Пластов, В. М. Сибирский, В. Н. Страхов, С. П. Ткачев, А. П. Холмолгоров и многие другие. В 1962 г. В. Г. Цыплаков утвержден в звании профессора МГХИ.

В 1968 г. студентом живописного отделения МГХИ им. В. И. Сурикова стал сын художника Григорий Викторович Цыплаков-Таежный, окончивший институт в 1974 г. по мастерской профессора В. Г. Цыплакова. Его дипломной работой стала картина «Сергей Есенин». В 1980 г. он принят в члены Союза художников СССР. С 1972 г. – активный участник московских, российских и зарубежных выставок, в т.ч. благотворительных. Работы художника находятся в музеях и частных собраниях в России и за рубежом.

В 1960–е гг. у Цыплакова возникли серьезные проблемы со здоровьем, что затрудняло работу. Несмотря на это, Виктор Григоревич продолжал выезжать на этюды со студентами. В 1967 г. он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1970-е гг. художник переехал в с. Троицкое Калужской области в дом, построенный по собственному проекту. По воспоминаниям учеников Виктора Григорьевича, бывавших у него в гостях в деревне, художник пользовался уважением всех окрестных жителей, помнивших его с довоенных времен еще студентом.

В 1975 г. В. Г. Цыплакову присуждено звание народного художника РСФСР. В 1976 г. на 12-й выставке произведений членов Академии художеств СССР Цыплаков выставил ряд новых пейзажей и «Портрет жены». В 1978 г. на групповой выставке московских художников он экспонировал двадцать работ, в числе которых были представлены «Автопортрет» и портрет художника Г. Г. Нисского.

Последний периода творчества представлен, главным образом, пейзажами и портретами, значительную часть которых составляют автопортреты, например, «Автопортрет», написанный на фоне деревенского пейзажа в 1985 г. Интерес к портрету определился у художника еще в период занятий в институте, когда им были написаны замечательные учебные постановки. В них впервые проявились увлечение Диего Родригес де Сильва Веласкесом. К числу ранних портретных работ художника относится маленький этюдный портрет «Сынишка с кружкой», созданный в 1943 г. Ему всегда больше удавались лица родных или близких по духу людей: «Не терплю писать героев, которых знаешь день–два, были у меня такие портреты, но не лежит к ним душа. Предпочитаю писать людей, которых знаю, часто встречаю. Лучшей работой 50-х годов считаю «Давай закурим». Человека, изображенного на этой картине, я хорошо знал, знал его жизнь, его лицо, долго у него жил», - говорил Виктор Григорьевич о портрете участника Великой Отечественной войны, жителя с. Троицкое Калужской области С.И. Бреева. К этой же категории произведений относятся созданный мастером в 1958 г. замечательный портрет земляка, поэта и художника П. А. Радимова и «Портрет председателя колхоза им. В. И. Ленина Калужской области В. А. Шкилева» (1973).

В апреле 1985 г. в Академии художеств СССР состоялся юбилейный вечер, посвященный 70-летию Виктора Григорьевича, в МГХИ им. В. И. Сурикова была организована выставка студенческих работ мастера, экспонаты которой произвели неизгладимое впечатление не только на студентов, но и на более искушенных зрителей – профессоров и академиков института. В декабре 1985 г. на 7-й Республиканской художественной выставке «Советская Россия», прошедшей в Манеже – Центральном выставочном зале Москвы, В. Г. Цыплаков представил живописное полотно «Сергей Есенин», задуманное им еще в 1950 г.

В. Г. Цыплаков награжден орденом Дружбы народов, медалями.

Скончался 8 июня 1986 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище. В конце 1986 г. в АХ СССР состоялась посмертная персональная выставка В. Г. Цыплакова.

С 26 января по 11 февраля 2007 г. в Московском центральном Доме художника работала выставка под названием «Виктор Цыплаков. Возвращение легенды», организатором которой выступила Русская Галерея Искусств. На экспозиции было представлено более восьмидесяти работ художника: пейзажи, портреты, натюрморты. О значимости выставки для художественной жизни России говорит тот факт, что вступительное слово к изданному каталогу написано известными художниками: братьями С. П. и А. П. Ткачевыми, В. М. Сидоровым, М. В. Савченковой, Г. Л. Чайниковым. Ю. П. Кугач, работавший с Цыплаковым еще в 1950-е гг., не смог присутствовать лично и прислал обращение к гостям выставки.

Произведения В. Г. Цыплакова находятся во многих музеях страны: Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Рязанском государственном областном художественном музее И.П. Пожалостина, Данковской картинной галерее (Липецкая область), Иркутском областном художественном музее им. В. П. Сукачева, Архангельском областном музее изобразительных искусств, Художественном музее Алтайского края (г. Барнаул), Пермской художественной галерее, Тульском музее изобразительных искусств, Башкирском республиканском художественном музее им. Нестерова (г. Уфа), Харьковском художественном музее, Киевском музее русского искусства, частных коллекциях.

Подготовила Т. В. Елисеенко, библиограф краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького. 

Фотография из книги: Виктор Цыплаков : [альбом–монография] / [вступ. ст., сост. Л. Я. Тимченко]. – Москва : Изд-во Московской школы акварели Сергея Андрияки, 2006. - 180 с.

Район (уезд): Александро-Невский

Населенный пункт: Бурминка

Отрасль знаний: Народные художники СССР Лауреаты Государственной премии СССР

Организация: Академия художеств СССР

Имя: Цыплаков Виктор Григорьевич

Список литературы:

Ссылки на ресурсы:

03.11.2017