Самсонов Станислав Павлович (1932-2006), Герой Советского Союза, капитан 1-го ранга

Дата события: 22.10.1932 г.

Родился 22 октября 1932 г. в г. Рязани в многодетной семье Павла Дмитриевича и Марии Георгиевны Самсоновых. Родители воспитывали четверых сыновей и дочь. Станислав Павлович с 1940 г. по 1951 г. учился в мужской средней школе № 1 г. Рязани (ныне гимназия № 2 ордена «Знак Почета» имени И.П. Павлова).

В 1951 г. поступил на дизельный факультет Высшего военно-морского инженерного училища имени Ф.Э. Дзержинского в г. Ленинграде (ныне Военный институт (военно-морской политехнический) Филиал ВУНЦ ВМФ «Военно-морская академия имени Адмирала Флота Советского Союза Н.Г. Кузнецова», г. Санкт-Петербург). В 1954 г. факультет был переведен в г. Севастополь (Украина) в созданное в 1951 г. Высшее военно-морское инженерное училище подводного плавания (ныне Севастопольский национальный университет ядерной энергии и промышленности), которое Самсонов окончил в 1957 г., получив квалификацию инженера-механика по специальности «энергетические установки подводных лодок».

Службу проходил на Северном флоте. В 1957-1960 гг. – командир моторной группы БЧ-5 (боевой части) дизель-электрической подводной лодки (ПЛ) С-165 проекта 613, которая базировалась в губе Оленья и Ура-губе (Мурманская область), в 1960-1962 гг. – командир электромеханической боевой части той же подводной лодки. Член КПСС с 1961 г.

Самсонов проходил обучение в 16-м Учебном центре Военно-морского флота (ВМФ) в г. Обнинске (Калужская область): в 1962-1963 гг. по курсу ПЛА (атомная подводная лодка) проекта 627А, в 1964-1965 гг. – по курсу ПЛА проекта 675.

С мая 1962 г. Станислав Павлович служил на атомных подводных лодках Северного флота. В 1962-1964 гг. был командиром электротехнического дивизиона атомной подводной лодки К-42 проекта 627А (заводской № 290). Подводная лодка была заложена на Северном машиностроительном предприятии в г. Северодвинске Архангельской области 28 ноября 1962 г., спущена на воду 17 августа 1963 г., прошла государственные испытания и сдана ВМФ 30 ноября 1963 г. Экипаж ПЛА, после окончания учебы в 16-м учебном центре ВМФ в г. Обнинске, участвовал в испытаниях и приемке подводной лодки в состав Военно-морского флота (ВМФ). После подписания приемного акта ПЛА ушла к месту постоянного базирования – в губу Западная Лица Мурманской области.

С июня 1964 по 1968 г. Самсонов – командир электромеханической боевой части ПЛА проекта 675 (заводской № 541). Подводная лодка была заложена 8 июня 1964 г. на Севмашпредприятии в г. Северодвинске, спущена на воду 19 июня 1965 г. и сдана ВМФ 29 октября 1965 г. Личный состав ПЛА участвовал в испытаниях и приемке подводной лодки в состав ВМФ. После подписания приемного акта ПЛА прибыла в губу Западная Лица.

Станислав Павлович успешно выполнял сложнейшие задачи командования, проявляя при этом мужество и отвагу. Среди личного состава лодки пользовался большим авторитетом и уважением за высокое профессиональное мастерство и чуткость к подчиненным. Многие сослуживцы Станислава Павловича в своих воспоминаниях о нем отмечают такие черты его характера, как решительность, ответственность, принципиальность, скромность.

В 1966-1968 гг. Самсонов участвовал в нескольких автономных походах. В должности командира электромеханической боевой части атомной подводной лодки К-116 принял участие в первом и самом длительном в истории ВМФ трансокеанском групповом переходе атомных подводных лодок К-116 проекта 675 и К-133 с Северного флота на Тихоокеанский флот. При подготовке к переходу под руководством Самсонова была проведена тщательная проверка материальной части корабля, на занятиях с личным составом отрабатывались практические навыки по управлению подводной лодкой.

Ракетоносец К-116 имел на борту восемь крылатых ракет П-6. На Тихий океан подводные лодки прошли вокруг Южной Америки в период со 2 февраля по 26 марта 1966 г. Маршрут похода пролегал через все климатические пояса Земли – от Арктики до зоны плавающих льдов и айсбергов в проливе Дрейка. Инженеры-механики обеспечивали безаварийную работу всех механизмов и систем. До прохода самого сложного участка плавания – пролива Дрейка - под руководством Самсонова успешно произведен профилактический осмотр отдельных механизмов лодки. Это было осуществлено без всплытия лодки наверх и убавления скорости. В результате подводная лодка прошла через пролив Дрейка благополучно.

Из воспоминаний адмирала флота Г.М. Егорова, в 1963-1967 гг. возглавлявшего штаб Северного флота и участвовавшего в подготовке похода: «Отряду атомных подводных лодок предстояло преодолеть без всплытия на поверхность более 20 тысяч миль. Пройти через малоизученные районы, порою даже вовсе не оборудованные в навигационном отношении. Маршрут пролегал в различных климатических зонах: в Арктике, в тропиках, в средних широтах и в антарктических водах. Следует добавить, что такое подводное плавание в составе группы кораблей в истории мореплавания осуществлялось впервые… Вспоминая подготовку к историческому плаванию, хочу сказать самые теплые слова в адрес инженеров-механиков. И командиры электромеханических боевых частей подводных лодок, и флагманские специалисты, и техническое управление флота во главе с инженер-контр-адмиралом Ю.В. Задерманом не пожалели сил для подготовки механизмов, которым предстояла непрерывная работа в течение долгого времени в различных условиях, при температуре воды в океане от плюс 2 до плюс 32 градусов Цельсия».

В районе острова Пасхи ракетоносец внезапно начал быстро погружаться с дифферентом на корму, пройдя предельно допустимую глубину погружения. По воспоминаниям участника похода инженер-капитана 1-го ранга В.А. Каневского «…только благодаря быстрой реакции командира лодки В. Виноградова и командира БЧ-5 С. Самсонова была включена система аварийного продувания главного балласта и дан полный ход на всплытие. Опасное проваливание в пучину океана было остановлено…». В период плавания экипажем был получен большой опыт определения места корабля по радионавигационным системам и астрономическим способом, собран значительный материал по гидрологии морей и океанов. К-116 прошла 19 682,5 мили за 1 253 час. 35 мин., из них в подводном положении 19 607,7 мили.

Из наградного листа: «В должности командира электромеханической боевой части ПЛ «К-116» с июня 1964 г. Отлично изучил и овладел сложной ядерной энергетической установкой. Хорошо подготовил личный состав к приему корабля от промышленности и в короткие строки обеспечил ввод его в боевой состав флота.

Благодаря отличному знанию энергетической установки, высоким организаторским способностям и умению работать с личным составом, в сжатые сроки подготовил его и технику к автономному плаванию в сложных условиях. В феврале-марте 1966 г. участвовал в кругосветном плавании…. За время похода тов. Самсонов вложил много труда по обеспечению безотказной и безаварийной работы всех механизмов и систем подводной лодки. Умело использовал условия плавания для развития инициативы и находчивости личного состава при исполнении служебных обязанностей. За время похода внесено много рационализаторских предложений по улучшению эксплуатации ядерной энергетической установки в различных климатических условиях плавания… Личным примером в исполнении служебного долга служил образцом для всего экипажа. Своим трудолюбием, настойчивостью и инициативой тов. Самсонов обеспечил постоянную боевую готовность подводной лодки».

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1966 г. «за успешное выполнение специального задания и проявленные при этом мужество и отвагу» инженер-капитану 3-го ранга Самсонову Станиславу Павловичу присвоено звание Героя Советского Союза.

Атомная подводная лодка К-116 в апреле 1966 г. удостоена звания гвардейской. 10 сентября 1985 г. атомная подводная лодка К-116 исключена из боевого состава ВМФ в соответствии с приказом министра обороны СССР.

С апреля 1966 по ноябрь 1968 г. Самсонов продолжал службу на той же подводной лодке, зачисленной в состав дивизии подводных лодок Камчатской военной флотилии Тихоокеанского флота. С ноября 1968 г. Станислав Павлович - старший преподаватель кафедры специальной электротехники Черноморского высшего военно-морского училища (ВВМУ) имени П.С. Нахимова (г. Севастополь, Украина). Приказом министра обороны СССР № 1365 от 28 декабря 1972 г. Самсонову присвоено звание капитана 1-го ранга. С августа 1979 по июль 1986 г. Станислав Павлович работал в должности начальника кафедры специальной электротехники. Был секретарем первичной партийной организации кафедры.

В запас по возрасту уволен 7 июля 1986 г. Жил в г. Севастополе (Украина).

Самсонов был специалистом высочайшего класса в области управления, эксплуатации и технического обслуживания дизельных электрических и ядерных энергетических установок подводных лодок, а также в области подготовки командных кадров для ВМФ. Он принадлежал к когорте специалистов ВМФ, которые в 1960-е гг. осваивали эксплуатацию ядерных энергетических установок и атомных подводных лодок 1-го поколения, поступавших от промышленности на вооружение флота.

Награжден орденами Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» 3-й степени, медалями.

Умер 8 марта 2006 г. Похоронен на Аллее Героев городского кладбища «Кальфа» г. Севастополя.

1 сентября 2008 г. на здании гимназии № 2 г. Рязани установлена мемориальная доска с текстом: «Здесь с 1940 по 1951 годы учился Герой Советского Союза Самсонов Станислав Павлович».

В 2012 г. в серии «Знаменитые рязанцы» вышла почтовая карточка с портретом Героя Советского Союза Станислава Павловича Самсонова.

 

Подготовила Р.Д. Кудякова, главный библиограф краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького

Район (уезд): Рязань

Отрасль знаний: Герои Советского Союза Военное дело Военно-морской флот

Организация: Не выбрано

Организация:
Черноморское высшее военно-морское училище имени П.С. Нахимова

Имя: Самсонов Станислав Павлович

Список литературы:

08.11.2017