Аксенов Владимир Викторович (1935-2024), летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза, академик Российской академии космонавтики, почетный гражданин г. Рязани и г. Касимова

Дата события: 01.02.1935 г.

Родился 1 февраля 1935 г. в с. Гиблицы Бельковского района Московской области (ныне Касимовский район Рязанской об­ласти). Рано лишился родителей. Отец — Виктор Степанович Живоглядов после рождения сына с семьей не жил; погиб на фронте 13 января 1944 г. Мать — Александра Ивановна Аксе­нова работала бухгалтером в местном сельпо и пищекомбинате; умерла в 1949 г. Воспитателями и опекунами после смерти матери стали бабушка и дедушка: Иван Прокофьевич и Вера Федоровна Аксеновы — выпускники Рязанской учительской семинарии 1896 г., преподаватели русского языка и литерату­ры Гиблицкой школы. Вера Федоровна одна из первых среди учителей Рязанской области была награждена орденом Ле­нина за вклад в дело образования. Бабушка умерла в 1955 г., дедушка — в 1959 г. Владимир учился в школе успешно — за 4-й,      5-й и 7-й классы имел похвальные грамоты.

В 1949 г. вступил в комсомол. В том же году после успешно­го окончания сельской семилетней школы без экзаменов был принят в Касимовский индустриальный техникум. В Касимо­ве с односельчанином Евгением Стоговым, также учащимся техникума, снимали небольшую комнату в частном доме по  ул. Дровяная. Каждую неделю в воскресные дни вместе с дру­гими учащимися преодолевали пешком 25-километровый путь от Касимова до Гиблиц.

В 1950 г. по решению старших в семье переехал жить в г. Ка­лининград (ныне г. Королев) Московской области к сестре матери — Зинаиде Ивановне Симакиной, которая работала школьным учителем. Учебу продолжил в Мытищинском маши­ностроительном техникуме. Практику учащиеся проходили на больших предприятиях — Мытищинском машиностроительном заводе (ныне — ОАО «Метровагонмаш») и Московском авто­заводе им. И. В. Сталина (ныне — Открытое акционерное мо­сковское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), где получали специальности токаря, слесаря, фрезеровщика, сборщика. Впоследствии эти профессиональные навыки очень пригодились в повседневной жизни, в работе конструктора, испытателя и космонавта.

В это же время Владимир Викторович успешно окончил школу бального танца при Дворце культуры автозавода, что впоследствии позволило чувствовать себя уверенно на всех официальных мероприятиях и приемах, в том числе за рубежом.

После окончания техникума в 1953 г. Аксенов по предложе­нию местного военкомата по путевке Мытищинского город­ского комитета комсомола был направлен в военное училище летчиков. Летом 1953 г. большая группа юношей из Москвы приехала поступать в 10-ю военную авиационную школу перво­начального обучения летчиков (10-я ВАШПОЛ) в г. Кременчуге Полтавской области (Украина). Конкурс был четыре человека на место. Учеба в военном училище оставила самые теплые вос­поминания — коллектив, дисциплина, исключительно здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом, интереснейшие предметы — теория полета, устройство двигателей, метеороло­гия, самолетовождение и др., замечательная летная практика — пилотаж, полеты строем, по маршруту и т.п. 10-ю ВАШПОЛ Аксенов окончил с отличием в 1955 г. и был направлен для дальнейшего обучения в Чугуевское военное авиационное учи­лище летчиков (г. Чугуев Харьковской области, Украина). Это училище подготовило многих замечательных асов, в том числе 273 Героя Советского Союза. Его окончил и трижды Герой Со­ветского Союза И. Н. Кожедуб. Девять космонавтов, дважды удостоенные звания Героя Советского Союза, были в разные годы курсантами этого училища.

В мае 1956 г. правительство СССР, выступившее с целым рядом масштабных мирных инициатив по вопросу сокращения вооруженных сил и обычных вооружений, заявило об односто­роннем сокращении Вооруженных сил СССР на 1 200 000 че­ловек. Это коснулось армии, военных училищ, некоторых КБ и заводов. 13 января 1957 г. Аксенов возвратился в Калининград и был принят на должность конструктора 3-й категории в Особое конструкторское бюро, Главным конструктором и руководите­лем которого был Сергей Павлович Королев, ныне признанный во всем мире основоположник практической космонавтики. Конструкторская группа, в состав которой входил Аксенов, занималась разработкой одного из узлов первого спутника — гермовывода сигнала с передатчика через металлический корпус на антенны спутника. В последующие годы отдел под руковод­ством будущего академика Бориса Евсеевича Чертока, в котором работал Владимир Викторович, принимал непосредственное участие в конструкторских разработках практически по всем изделиям, в том числе по системам управления космическими кораблями «Восток», «Восход», «Союз».

Аксенов без отрыва от производства в 1963 г. окончил Всесо­юзный заочный политехнический институт, учебно-консульта­ционный пункт которого был в то время при КБ. По результатам защиты дипломного проекта по космической тематике, состо­явшейся в КБ, Аксенову была присвоена квалификация инже­нера-механика. Годы работы конструктором по приборам и си­стемам стали высшей инженерной школой, которую Владимир Викторович «окончил» в должности старшего инженера-кон­структора в связи с переходом в летно-испытательную службу предприятия, созданную С. П. Королевым в 1964 г. Возглавил новую структуру знаменитый летчик-испытатель Герой Совет­ского Союза С. Н. Анохин. Аксенову было поручено проведение испытаний по отработке космической техники и приемов работы космических экипажей в условиях невесомости. В должности технического руководителя испытаний Владимир Викторович проработал девять лет.

Невесомость на Земле можно было создать только при особом режиме полета самолета. Для того чтобы в самолете разместить полноразмерные отсеки космических кораблей, он должен был быть больших размеров и отвечать особым требованиям проч­ности. Такие испытания в режимах невесомости в СССР прово­дились на специально доработанных самолетах Ту-104, а затем Ил-86, а в США на самолетах КС-130. Режим невесомости могли выполнить только самые квалифицированные и опытные лет­чики-испытатели Летно-исследовательского института (ЛИИ) (г. Жуковский, Московская область) и Государственного науч­но-исследовательского Краснознаменного института (ГНИКИ) ВВС им. В. П. Чкалова (пос. Чкаловский, Московская область). Полеты относились к высшей категории сложности. Испытатели работали в реальных космических скафандрах, их страховали остальные члены испытательной бригады. Будучи техническим руководителем испытаний и отвечая за весь ход работ, Аксенов всегда во время полетов был одним из четырех испытателей. Та­кое совмещение давало возможность оценить работу экипажей и степень соответствия космической техники выполнению задач полета. Отрабатывались наиболее важные элементы программ будущих полетов экипажей космических кораблей. Испытатели из разных вариантов методов и приемов работы в невесомости выбирали наиболее надежные и этим приемам обучали буду­щие экипажи. В то время все, связанное с невесомостью, было впервые и еще недостаточно изучено. За годы испытательской деятельности Аксенов выполнил более 250 полетов на самоле­те-лаборатории и работал более чем в 1 200 режимах невесомо­сти. В переводе на «чистое» время это составило более 10 час. в условиях «космического» полета. Этот практический опыт и психологическая подготовка по выполнению поставленных задач в условиях особой сложности послужили основанием для результативной работы в будущих полетах в космос. Испытательная бригада Аксенова отрабатывала также про­грамму действий космонавтов при посадке кораблей на Луну. В то время программа по подготовке полетов с посадкой на Луну шла полным ходом. Гравитация на Луне составляет 1/6  от земной. Условия гравитации, как и режимы невесомости, созда­вались в полетах самолета-лаборатории, только с несколько ины­ми параметрами траектории. В салоне самолета был размещен «на полу» даже «лунный» грунт — специальная горная порода, привезенная из Армении. Всего выполнено около 150 режимов лунной гравитации — это 75 мин. «чистого» времени работы «на Луне». Испытатели этой бригады — единственные в нашей стране, кто работал «на поверхности Луны». К сожалению, программы пилотируемых полетов с посадкой на Луну были прекращены.

С ростом объемов и разнообразия работ в космосе, в том числе и в открытом, руководством предприятия было принято решение о создании специальной испытательной лаборатории по изуче­нию всего комплекса проблем, касающихся работы космонавтов, их специального оснащения, в том числе специализированного космического инструмента. Руководство лабораторией было поручено Аксенову.

В 1973 г. Владимир Викторович перешел на должность кос­монавта-испытателя в отряд космонавтов при КБ, созданный по решению С. П. Королева. Космонавты-испытатели КБ вхо­дили в общий отряд космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов (НИИЦПК) им. Ю. А. Гагарина, проходили общие отборы и подготовку, выполняли все элементы программы космического полета. Кро­ме того, они должны были непосредственно оценивать работу всех систем кораблей и станций в полете и затем совместно с проектантами и конструкторами проводить анализ, устранять недостатки, совершенствовать работу систем. Знания космиче­ской техники, полученные за годы конструкторской и испыта­тельной работы, навыки работы в экипаже, приобретенные на летных испытаниях, были очень важными в профессиональной деятельности Аксенова.

За время пребывания в отряде космонавтов Владимир Викто­рович выполнил два испытательных полета в космос. Основной целью первого полета, проходившего с 15 по 23 сентября 1976 г. в экипаже с В. Ф. Быковским, было испытание новой фотоси­стемы по съемкам Земли из космоса. Многоспектральная фото­система МКФ-6, на тот момент лучшая в мире, была выполнена по техническому заданию советских ученых в Германской Де­мократической Республике (ГДР) на предприятии «Карл Цейс Йена». В процессе испытаний проводились съемки поверхности Земли — суши и океана. За шесть дней было отснято около 20 млн. кв. км поверхности Земли, в том числе около 10 млн. кв. км территории СССР. Фотоснимки на 90% были отличного качества, а особенности многоспектральной съемки позволяли получать информацию по всему диапазону интересов в оценке земной поверхности — для геологов, работников лесного и сель­ского хозяйства, гидрологов, для составления кадастровых пла­нов земель и т.д. Создание подобной системы в 1970-х гг. было огромным успехом ученых и специалистов СССР и ГДР. Первые испытания всегда сопровождаются какими-то отказами. Были они и в этом полете. После устранения замечаний система много лет работала на космических станциях типа «Салют».

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 4540 от 28 сентября 1976 г. «за успешное осуществление орбитального полета на космическом корабле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм» Аксенову Владимиру Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Указом Прези­диума Верховного Совета СССР № 4541 от 28 сентября 1976 г. присвоено звание «Летчик-космонавт СССР».

Второй полет, проходивший 5–9 июня 1980 г., был из разря­да испытаний высшей сложности: надо было провести первые летные испытания нового космического корабля «Союз-Т». Корабль проектировался и готовился к запуску несколько лет. Над ним работали в основном новые коллективы проектантов и разработчиков систем, в том числе и группа под руководством Аксенова, состоявшая из нескольких космонавтов-испытателей. Особенностями корабля были не только новый уровень всех систем, но и то, что все его основные режимы управлялись через бортовой компьютер. Это был новый этап в проектировании и управлении космической техникой как в СССР, так и в США. Американский космический корабль «Шаттл», управление кото­рым осуществлялось также через бортовой компьютер, появился только через год после полета корабля «Союз-Т».

Испытания нового корабля Аксенов проводил вместе с Ю. В. Малышевым. Корабль был трехместным, но в первом полете экипаж состоял из двух человек. Два дня потребовалось космонавтам для оценки работы всех режимов и систем корабля в автономном полете. На третий день были запланированы испы­тания новой системы сближения и стыковки корабля со станцией «Салют-6». Однако на самом важном этапе стыковки, когда счет идет на секунды и минуты, на расстоянии 250 м от станции бортовой компьютер, выполняя заложенную программу, выключил систему управления, оценивая сбой и отказ основного прибора системы измерителя скорости и перемещения станции. Это про­изошло за 10 мин. до входа станции в тень Земли, где стыковка была бы уже невозможна. Потребовалось все умение и хлад­нокровие космонавтов, чтобы за оставшееся время в ручном режиме выполнить стыковку со станцией. Ранее при подобных отказах в нескольких космических полетах стыковка не выпол­нялась. Полностью ручная стыковка во всей ее специфической сложности была выполнена в этом полете впервые в мире. Это было тем более важно, что невыполнение одного из основных элементов полета для транспортного корабля (в данном случае стыковки со станцией) могло повлечь его отправку на доработку на несколько лет. Стыковка даже в таком крайнем режиме пока­зала возможности его использования. «Союз-Т» был принят как новый транспортный корабль и с тех пор с учетом устраненных недостатков является основным космическим кораблем нашей космонавтики. После стыковки со станцией «Салют-6», где кос­монавты были встречены экипажем станции — В. В. Рюминым и Л. И. Поповым — и проведения оценки взаимодействия нового корабля с системами станции, экипаж посещения во время воз­вращения на Землю испытал новую систему спуска.

Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2290 от 16 июня 1980 г. «за успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм» летчик-космонавт СССР Аксенов Владимир Викторович был награжден второй медалью «Золотая Звезда».

После второго испытательного полета Аксенов в основном занимался разработкой новых систем пилотируемых кораблей в качестве заместителя руководителя комплекса № 3 предпри­ятия, который разрабатывал самые важные и сложные системы космического корабля — системы управления движением, ори­ентации, стыковки, спуска и посадки. Руководителями этого комплекса были: академик РАН Борис Викторович Раушенбах, затем — академик РАН Виктор Павлович Легостаев.

В 1988 г. Владимир Викторович по конкурсу стал директором Государственного научно-исследовательского Центра (институ­та) по исследованию природных ресурсов (ГОСНИИЦИПР). Институт занимался проектированием и изготовлением авто­матических космических аппаратов, решающих задачу иссле­дования поверхности Земли методами дистанционного зонди­рования, а также организацией их запусков. Но это было лишь частью общей системы в решении задач получения информации в интересах гидрометеорологии и изучения природных ресурсов Земли. Часть системы — управление космическими аппаратами, прием и специализированная обработка информации — выпол­нялась другими организациями. Владимир Викторович предло­жил объединить всю систему в одно научно-производственное объединение (НПО). После представления и обоснования такого объединения в научных и управляющих структурах страны решением Совета Министров СССР было образовано новое научно-производственное объединение — НПО «Планета», генеральным директором которого в 1990 г. стал Владимир Вик­торович. НПО, успешно работая по использованию имеющихся и разработке новых спутниковых систем, вышло на мировой уровень решения этих задач. Однако после 1992 г. в результате проведения в России реформ, оказавших разрушительное воз­действие на всю космическую отрасль страны, исследование земной поверхности в целях изучения природных ресурсов с космических аппаратов методами дистанционного зондиро­вания практически прекратило свое существование ввиду сня­тия государственного заказа и прекращения финансирования. В других же странах, в первую очередь в США, Франции, Япо­нии, Индии и т.д., такие системы успешно развиваются и дают бесценную информацию по состоянию поверхности Земли и ее природных ресурсов.

Владимир Викторович ведет большую общественную ра­боту: с 1977 г. — заместитель председателя Советского фонда мира (с 1992 г. — Международная Ассоциация фондов Мира (МАФМ)), председатель постоянной комиссии по проблемам «Мир и устойчивое развитие» МАФМ, с 1979 г. — заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с 1996 г. — председатель Президиума общественной организации «Духовное движение России», с 2001 г. — президент «Научного фонда проблем безо­пасности и устойчивого развития». С 2009 г. — президент Ака­демии наук и искусств Союза им. С. П. Королева. В 2012 г. Вла­димир Викторович стал членом Консультативного совета при Губернаторе Рязанской области.

Многократный участник международных научно-обществен­ных форумов по линии ООН и ЮНЕСКО по проблемам кон­версии, экологии, безопасности, культуре, проходивших в США, Бразилии, Швейцарии, Дании, Франции, Японии, Австралии.

Почетный гражданин села Гиблицы, города Касимова, Каси­мовского района, городов Рязани, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, графства Джефферсон штата Кентукки (США).

Награжден 2 орденами Ленина, медалями, в том числе «Вете­ран труда», «За заслуги в освоении космоса», «За заслуги перед отечественной космонавтикой» им. С. П. Королева, золотой медалью им. Ю. А. Гагарина, золотой медалью им. академика В. Ф. Уткина, золотой медалью «За заслуги перед наукой и че­ловечеством» Чехославацкой Социалистической Республики, орденом Карла Маркса Германской Демократической Республики и другими. Имеет почетные звания «Летчик-космонавт СССР», «Заслуженный мастер спорта».

Владимир Викторович имеет ученые степени и звания кан­дидата технических наук, профессора, академика Международ­ной Академии наук информации, информационных процессов и технологий им. Винера, Международной академии духовного единства народов мира, Всероссийской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Государственной национальной русской академии. В 2009 г. в серии «Знаменитые рязанцы» вышла по­чтовая карточка с портретом дважды Героя Советского Союза Владимира Викторовича Аксенова.

11 июня 2011 г. в Рязани на ул. К. Э. Циолковского в сквере им. В. Ф. Уткина торжественно открыт бюст В. В. Аксенова (скульптор П. Горбунова, архитектор Е. Орлова).

Подготовили  главные библиографы краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького О. Я. Азовцева, Р. Д. Кудякова

          

   Умер 9 апреля 2024 года.  

                                

Район (уезд): Касимовский

Населенный пункт: Гиблицы

Отрасль знаний: Герои Советского Союза

Организация: Не выбрано

Организация:
Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов (НИИЦПК) им. Ю. А. Гагарина

Имя: Аксенов Владимир Викторович

Список литературы:

03.11.2017