Родился 1 февраля 1935 г. в с. Гиблицы Бельковского района Московской области (ныне Касимовский район Рязанской области). Рано лишился родителей. Отец — Виктор Степанович Живоглядов после рождения сына с семьей не жил; погиб на фронте 13 января 1944 г. Мать — Александра Ивановна Аксенова работала бухгалтером в местном сельпо и пищекомбинате; умерла в 1949 г. Воспитателями и опекунами после смерти матери стали бабушка и дедушка: Иван Прокофьевич и Вера Федоровна Аксеновы — выпускники Рязанской учительской семинарии 1896 г., преподаватели русского языка и литературы Гиблицкой школы. Вера Федоровна одна из первых среди учителей Рязанской области была награждена орденом Ленина за вклад в дело образования. Бабушка умерла в 1955 г., дедушка — в 1959 г. Владимир учился в школе успешно — за 4-й, 5-й и 7-й классы имел похвальные грамоты.
В 1949 г. вступил в комсомол. В том же году после успешного окончания сельской семилетней школы без экзаменов был принят в Касимовский индустриальный техникум. В Касимове с односельчанином Евгением Стоговым, также учащимся техникума, снимали небольшую комнату в частном доме по ул. Дровяная. Каждую неделю в воскресные дни вместе с другими учащимися преодолевали пешком 25-километровый путь от Касимова до Гиблиц.
В 1950 г. по решению старших в семье переехал жить в г. Калининград (ныне г. Королев) Московской области к сестре матери — Зинаиде Ивановне Симакиной, которая работала школьным учителем. Учебу продолжил в Мытищинском машиностроительном техникуме. Практику учащиеся проходили на больших предприятиях — Мытищинском машиностроительном заводе (ныне — ОАО «Метровагонмаш») и Московском автозаводе им. И. В. Сталина (ныне — Открытое акционерное московское общество «Завод имени И. А. Лихачева» (АМО ЗИЛ), где получали специальности токаря, слесаря, фрезеровщика, сборщика. Впоследствии эти профессиональные навыки очень пригодились в повседневной жизни, в работе конструктора, испытателя и космонавта.
В это же время Владимир Викторович успешно окончил школу бального танца при Дворце культуры автозавода, что впоследствии позволило чувствовать себя уверенно на всех официальных мероприятиях и приемах, в том числе за рубежом.
После окончания техникума в 1953 г. Аксенов по предложению местного военкомата по путевке Мытищинского городского комитета комсомола был направлен в военное училище летчиков. Летом 1953 г. большая группа юношей из Москвы приехала поступать в 10-ю военную авиационную школу первоначального обучения летчиков (10-я ВАШПОЛ) в г. Кременчуге Полтавской области (Украина). Конкурс был четыре человека на место. Учеба в военном училище оставила самые теплые воспоминания — коллектив, дисциплина, исключительно здоровый образ жизни, занятия физкультурой и спортом, интереснейшие предметы — теория полета, устройство двигателей, метеорология, самолетовождение и др., замечательная летная практика — пилотаж, полеты строем, по маршруту и т.п. 10-ю ВАШПОЛ Аксенов окончил с отличием в 1955 г. и был направлен для дальнейшего обучения в Чугуевское военное авиационное училище летчиков (г. Чугуев Харьковской области, Украина). Это училище подготовило многих замечательных асов, в том числе 273 Героя Советского Союза. Его окончил и трижды Герой Советского Союза И. Н. Кожедуб. Девять космонавтов, дважды удостоенные звания Героя Советского Союза, были в разные годы курсантами этого училища.
В мае 1956 г. правительство СССР, выступившее с целым рядом масштабных мирных инициатив по вопросу сокращения вооруженных сил и обычных вооружений, заявило об одностороннем сокращении Вооруженных сил СССР на 1 200 000 человек. Это коснулось армии, военных училищ, некоторых КБ и заводов. 13 января 1957 г. Аксенов возвратился в Калининград и был принят на должность конструктора 3-й категории в Особое конструкторское бюро, Главным конструктором и руководителем которого был Сергей Павлович Королев, ныне признанный во всем мире основоположник практической космонавтики. Конструкторская группа, в состав которой входил Аксенов, занималась разработкой одного из узлов первого спутника — гермовывода сигнала с передатчика через металлический корпус на антенны спутника. В последующие годы отдел под руководством будущего академика Бориса Евсеевича Чертока, в котором работал Владимир Викторович, принимал непосредственное участие в конструкторских разработках практически по всем изделиям, в том числе по системам управления космическими кораблями «Восток», «Восход», «Союз».
Аксенов без отрыва от производства в 1963 г. окончил Всесоюзный заочный политехнический институт, учебно-консультационный пункт которого был в то время при КБ. По результатам защиты дипломного проекта по космической тематике, состоявшейся в КБ, Аксенову была присвоена квалификация инженера-механика. Годы работы конструктором по приборам и системам стали высшей инженерной школой, которую Владимир Викторович «окончил» в должности старшего инженера-конструктора в связи с переходом в летно-испытательную службу предприятия, созданную С. П. Королевым в 1964 г. Возглавил новую структуру знаменитый летчик-испытатель Герой Советского Союза С. Н. Анохин. Аксенову было поручено проведение испытаний по отработке космической техники и приемов работы космических экипажей в условиях невесомости. В должности технического руководителя испытаний Владимир Викторович проработал девять лет.
Невесомость на Земле можно было создать только при особом режиме полета самолета. Для того чтобы в самолете разместить полноразмерные отсеки космических кораблей, он должен был быть больших размеров и отвечать особым требованиям прочности. Такие испытания в режимах невесомости в СССР проводились на специально доработанных самолетах Ту-104, а затем Ил-86, а в США на самолетах КС-130. Режим невесомости могли выполнить только самые квалифицированные и опытные летчики-испытатели Летно-исследовательского института (ЛИИ) (г. Жуковский, Московская область) и Государственного научно-исследовательского Краснознаменного института (ГНИКИ) ВВС им. В. П. Чкалова (пос. Чкаловский, Московская область). Полеты относились к высшей категории сложности. Испытатели работали в реальных космических скафандрах, их страховали остальные члены испытательной бригады. Будучи техническим руководителем испытаний и отвечая за весь ход работ, Аксенов всегда во время полетов был одним из четырех испытателей. Такое совмещение давало возможность оценить работу экипажей и степень соответствия космической техники выполнению задач полета. Отрабатывались наиболее важные элементы программ будущих полетов экипажей космических кораблей. Испытатели из разных вариантов методов и приемов работы в невесомости выбирали наиболее надежные и этим приемам обучали будущие экипажи. В то время все, связанное с невесомостью, было впервые и еще недостаточно изучено. За годы испытательской деятельности Аксенов выполнил более 250 полетов на самолете-лаборатории и работал более чем в 1 200 режимах невесомости. В переводе на «чистое» время это составило более 10 час. в условиях «космического» полета. Этот практический опыт и психологическая подготовка по выполнению поставленных задач в условиях особой сложности послужили основанием для результативной работы в будущих полетах в космос. Испытательная бригада Аксенова отрабатывала также программу действий космонавтов при посадке кораблей на Луну. В то время программа по подготовке полетов с посадкой на Луну шла полным ходом. Гравитация на Луне составляет 1/6 от земной. Условия гравитации, как и режимы невесомости, создавались в полетах самолета-лаборатории, только с несколько иными параметрами траектории. В салоне самолета был размещен «на полу» даже «лунный» грунт — специальная горная порода, привезенная из Армении. Всего выполнено около 150 режимов лунной гравитации — это 75 мин. «чистого» времени работы «на Луне». Испытатели этой бригады — единственные в нашей стране, кто работал «на поверхности Луны». К сожалению, программы пилотируемых полетов с посадкой на Луну были прекращены.
С ростом объемов и разнообразия работ в космосе, в том числе и в открытом, руководством предприятия было принято решение о создании специальной испытательной лаборатории по изучению всего комплекса проблем, касающихся работы космонавтов, их специального оснащения, в том числе специализированного космического инструмента. Руководство лабораторией было поручено Аксенову.
В 1973 г. Владимир Викторович перешел на должность космонавта-испытателя в отряд космонавтов при КБ, созданный по решению С. П. Королева. Космонавты-испытатели КБ входили в общий отряд космонавтов Научно-исследовательского испытательного центра подготовки космонавтов (НИИЦПК) им. Ю. А. Гагарина, проходили общие отборы и подготовку, выполняли все элементы программы космического полета. Кроме того, они должны были непосредственно оценивать работу всех систем кораблей и станций в полете и затем совместно с проектантами и конструкторами проводить анализ, устранять недостатки, совершенствовать работу систем. Знания космической техники, полученные за годы конструкторской и испытательной работы, навыки работы в экипаже, приобретенные на летных испытаниях, были очень важными в профессиональной деятельности Аксенова.
За время пребывания в отряде космонавтов Владимир Викторович выполнил два испытательных полета в космос. Основной целью первого полета, проходившего с 15 по 23 сентября 1976 г. в экипаже с В. Ф. Быковским, было испытание новой фотосистемы по съемкам Земли из космоса. Многоспектральная фотосистема МКФ-6, на тот момент лучшая в мире, была выполнена по техническому заданию советских ученых в Германской Демократической Республике (ГДР) на предприятии «Карл Цейс Йена». В процессе испытаний проводились съемки поверхности Земли — суши и океана. За шесть дней было отснято около 20 млн. кв. км поверхности Земли, в том числе около 10 млн. кв. км территории СССР. Фотоснимки на 90% были отличного качества, а особенности многоспектральной съемки позволяли получать информацию по всему диапазону интересов в оценке земной поверхности — для геологов, работников лесного и сельского хозяйства, гидрологов, для составления кадастровых планов земель и т.д. Создание подобной системы в 1970-х гг. было огромным успехом ученых и специалистов СССР и ГДР. Первые испытания всегда сопровождаются какими-то отказами. Были они и в этом полете. После устранения замечаний система много лет работала на космических станциях типа «Салют».
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 4540 от 28 сентября 1976 г. «за успешное осуществление орбитального полета на космическом корабле «Союз-22» и проявленные при этом мужество и героизм» Аксенову Владимиру Викторовичу было присвоено звание Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР № 4541 от 28 сентября 1976 г. присвоено звание «Летчик-космонавт СССР».
Второй полет, проходивший 5–9 июня 1980 г., был из разряда испытаний высшей сложности: надо было провести первые летные испытания нового космического корабля «Союз-Т». Корабль проектировался и готовился к запуску несколько лет. Над ним работали в основном новые коллективы проектантов и разработчиков систем, в том числе и группа под руководством Аксенова, состоявшая из нескольких космонавтов-испытателей. Особенностями корабля были не только новый уровень всех систем, но и то, что все его основные режимы управлялись через бортовой компьютер. Это был новый этап в проектировании и управлении космической техникой как в СССР, так и в США. Американский космический корабль «Шаттл», управление которым осуществлялось также через бортовой компьютер, появился только через год после полета корабля «Союз-Т».
Испытания нового корабля Аксенов проводил вместе с Ю. В. Малышевым. Корабль был трехместным, но в первом полете экипаж состоял из двух человек. Два дня потребовалось космонавтам для оценки работы всех режимов и систем корабля в автономном полете. На третий день были запланированы испытания новой системы сближения и стыковки корабля со станцией «Салют-6». Однако на самом важном этапе стыковки, когда счет идет на секунды и минуты, на расстоянии 250 м от станции бортовой компьютер, выполняя заложенную программу, выключил систему управления, оценивая сбой и отказ основного прибора системы измерителя скорости и перемещения станции. Это произошло за 10 мин. до входа станции в тень Земли, где стыковка была бы уже невозможна. Потребовалось все умение и хладнокровие космонавтов, чтобы за оставшееся время в ручном режиме выполнить стыковку со станцией. Ранее при подобных отказах в нескольких космических полетах стыковка не выполнялась. Полностью ручная стыковка во всей ее специфической сложности была выполнена в этом полете впервые в мире. Это было тем более важно, что невыполнение одного из основных элементов полета для транспортного корабля (в данном случае стыковки со станцией) могло повлечь его отправку на доработку на несколько лет. Стыковка даже в таком крайнем режиме показала возможности его использования. «Союз-Т» был принят как новый транспортный корабль и с тех пор с учетом устраненных недостатков является основным космическим кораблем нашей космонавтики. После стыковки со станцией «Салют-6», где космонавты были встречены экипажем станции — В. В. Рюминым и Л. И. Поповым — и проведения оценки взаимодействия нового корабля с системами станции, экипаж посещения во время возвращения на Землю испытал новую систему спуска.
Указом Президиума Верховного Совета СССР № 2290 от 16 июня 1980 г. «за успешное проведение испытаний в космосе усовершенствованного транспортного корабля «Союз Т-2» и проявленные при этом мужество и героизм» летчик-космонавт СССР Аксенов Владимир Викторович был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
После второго испытательного полета Аксенов в основном занимался разработкой новых систем пилотируемых кораблей в качестве заместителя руководителя комплекса № 3 предприятия, который разрабатывал самые важные и сложные системы космического корабля — системы управления движением, ориентации, стыковки, спуска и посадки. Руководителями этого комплекса были: академик РАН Борис Викторович Раушенбах, затем — академик РАН Виктор Павлович Легостаев.
В 1988 г. Владимир Викторович по конкурсу стал директором Государственного научно-исследовательского Центра (института) по исследованию природных ресурсов (ГОСНИИЦИПР). Институт занимался проектированием и изготовлением автоматических космических аппаратов, решающих задачу исследования поверхности Земли методами дистанционного зондирования, а также организацией их запусков. Но это было лишь частью общей системы в решении задач получения информации в интересах гидрометеорологии и изучения природных ресурсов Земли. Часть системы — управление космическими аппаратами, прием и специализированная обработка информации — выполнялась другими организациями. Владимир Викторович предложил объединить всю систему в одно научно-производственное объединение (НПО). После представления и обоснования такого объединения в научных и управляющих структурах страны решением Совета Министров СССР было образовано новое научно-производственное объединение — НПО «Планета», генеральным директором которого в 1990 г. стал Владимир Викторович. НПО, успешно работая по использованию имеющихся и разработке новых спутниковых систем, вышло на мировой уровень решения этих задач. Однако после 1992 г. в результате проведения в России реформ, оказавших разрушительное воздействие на всю космическую отрасль страны, исследование земной поверхности в целях изучения природных ресурсов с космических аппаратов методами дистанционного зондирования практически прекратило свое существование ввиду снятия государственного заказа и прекращения финансирования. В других же странах, в первую очередь в США, Франции, Японии, Индии и т.д., такие системы успешно развиваются и дают бесценную информацию по состоянию поверхности Земли и ее природных ресурсов.
Владимир Викторович ведет большую общественную работу: с 1977 г. — заместитель председателя Советского фонда мира (с 1992 г. — Международная Ассоциация фондов Мира (МАФМ)), председатель постоянной комиссии по проблемам «Мир и устойчивое развитие» МАФМ, с 1979 г. — заместитель председателя Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК), с 1996 г. — председатель Президиума общественной организации «Духовное движение России», с 2001 г. — президент «Научного фонда проблем безопасности и устойчивого развития». С 2009 г. — президент Академии наук и искусств Союза им. С. П. Королева. В 2012 г. Владимир Викторович стал членом Консультативного совета при Губернаторе Рязанской области.
Многократный участник международных научно-общественных форумов по линии ООН и ЮНЕСКО по проблемам конверсии, экологии, безопасности, культуре, проходивших в США, Бразилии, Швейцарии, Дании, Франции, Японии, Австралии.
Почетный гражданин села Гиблицы, города Касимова, Касимовского района, городов Рязани, Калуги, Зеи, Мытищинского района Московской области, графства Джефферсон штата Кентукки (США).
Награжден 2 орденами Ленина, медалями, в том числе «Ветеран труда», «За заслуги в освоении космоса», «За заслуги перед отечественной космонавтикой» им. С. П. Королева, золотой медалью им. Ю. А. Гагарина, золотой медалью им. академика В. Ф. Уткина, золотой медалью «За заслуги перед наукой и человечеством» Чехославацкой Социалистической Республики, орденом Карла Маркса Германской Демократической Республики и другими. Имеет почетные звания «Летчик-космонавт СССР», «Заслуженный мастер спорта».
Владимир Викторович имеет ученые степени и звания кандидата технических наук, профессора, академика Международной Академии наук информации, информационных процессов и технологий им. Винера, Международной академии духовного единства народов мира, Всероссийской академии космонавтики им. К. Э. Циолковского, Государственной национальной русской академии. В 2009 г. в серии «Знаменитые рязанцы» вышла почтовая карточка с портретом дважды Героя Советского Союза Владимира Викторовича Аксенова.
11 июня 2011 г. в Рязани на ул. К. Э. Циолковского в сквере им. В. Ф. Уткина торжественно открыт бюст В. В. Аксенова (скульптор П. Горбунова, архитектор Е. Орлова).
Подготовили главные библиографы краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького О. Я. Азовцева, Р. Д. Кудякова
Умер 9 апреля 2024 года.
Район (уезд): Касимовский
Населенный пункт: Гиблицы
Отрасль знаний: Герои Советского Союза
Организация: Не выбрано
Организация:
Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов (НИИЦПК) им. Ю. А. Гагарина