В библиотеке имени Горького открылась персональная выставка известного рязанского фотохудожника, члена Рязанской организации Союза фотохудожников России Алексея Владимировича Бусарова «Сквозь камеру Obskura… к сокровищам звёздного неба»

Заместитель директора по развитию Рязанской областной универсальной научной библиотеки имени Горького Светлана Алексеевна Винокурова поблагодарила Алексея Владимировича за прекрасную выставку, которая безусловно является ярким событием для библиотеки. Впервые в ее стенах экспонируется альтернативная фотография.

На церемонии открытия выставки присутствовали: председатель Рязанской организации Союза фотохудожников РФ Анатолий Яковлевич Осипенков, директор Музейно-выставочного центра «Фотодом имени Евгения Николаевича  Каширина»  Виктория Юрьевна Филиппова, художник международной федерации фотоискусства (AFIAP), член Рязанской организации Союза фотохудожников РФ Николай Владимирович Середа,член рязанского регионального отделения «Союза фотохудожников России» Андрей Борисович Карев, родные и близкие А.В. Бусарова, приглашенные гости.

Председатель Рязанской организации Союза фотохудожников РФ Анатолий Яковлевич Осипенков поздравил своего ученика с открытием выставки. Алексей Бусаров начинал свой творческий путь в фотоискусстве с фотоклуба «Волна», будучи еще мальчишкой, а в настоящее время является одним из организаторов творческого объединения «Аргентина».

Название творческого объединения «Аргентина» происходит от слова аргентум. Именно серебро когда-то лежало в основе всех фотографических процессов, пока их не вытеснили цифровые технологии. И, конечно же, Аргентина – это очень далеко. Ведь проявка пленки и печать фотографий в комнате с красным фонарем – уходящий мир, далекая страна где-то на дне нашей памяти. И все-таки до нее рукой подать…

Достаточно опустить темную штору – и вот мы в «Аргентине». Фотостудия Сергея Газетова и Алексея Бусарова – тот островок, где возможны путешествия в прошлое. Здесь создают атмосферу прежних проявочных лабораторий, чтобы пережить волнующий миг рождения отпечатка.

«Есть удобные и быстрые цифровые камеры, отличные программы обработки изображений с большими возможностями. Тут не поспоришь. И все-таки хочется какой-то уникальности, штучности, когда не только кнопки нажимаешь, а делаешь всю работу собственными руками, от начала и до конца. Что-то не получается, и начинаешь менять раствор, бумагу, свет увеличителя. В этот момент фотография – не просто результат, а игра, квест, движение по непредвиденному маршруту», – рассказал Алексей Бусаров.

Алексей Владимирович Бусаров родился 17 мая 1975 года в г. Рязани.

Увлекается фотографией с восьми лет.

Астрономия и фотография в жизни Алексея Владимировича тесно связаны друг с другом.

В пятом классе стал членом детской народной киностудии «Волна», в седьмом классе увлекся астрономией и записался в школьный астрономический кружок своей родной школы № 38.

После окончания школы поступил на естественно-географический факультет Рязанского государственного педагогического университета им. С.А. Есенина, где, помимо учебы, работал в астрономической обсерватории института. Затем заочно учился на геодезическом факультете Московского государственного университета геодезии и картографии.

Поэтому не случайно на выставке в библиотеке имени Горького представлены работы двух технических направлений: изображения, сделанные с помощью камеры-обскуры (или пинхол-камеры), и астрономическая фотография.

Камера-обскура переводится с латинского как «темная комната». Это оптическое устройство, представляющее собой темный ящик с маленьким отверстием. Оно позволяет получать перевернутое изображение предметов, находящихся снаружи.

Впервые это устройство в самом простом воплощении описано в китайских письменных источниках V века до н. э. Его аналог, предположительно, упоминается у Аристотеля. В Средние века камера-обскура получила достаточно широкое распространение в сфере астрономических наблюдений. Мы точно знаем, что с ней был знаком Леонардо да Винчи: устройство описано в его «Трактате о живописи».

Камеру-обскуру использовали многие знаменитые художники, в том числе Ян ван Эйк, Герритс ван Ройстратен, Ян Вермеер, Каналетто, Джошуа Рейнольдс,  Альбрехт Дюрер и др.

В середине XVIII в. камера-обскура попала в Россию и ее называли «махина для снимания першпектив».

Несмотря на то, что технология эта достаточно древняя, современные фотографы успешно используют камеру-обскуру в своих работах. Ведь это удивительная возможность объединить в одном месте два пространства, слить внутреннее и внешнее и запечатлеть новый двуединый мир.

Современная техника открывает новые возможности для творчества. Кроме набора фотоаппаратов и объективов мастер применял для создания показанных на выставке снимков телескопы и астротреккеры. Такие технологии позволяют не только реализовать творческие планы, но и получить результат, ценный в научной среде. Принимая участие в программах астрономических наблюдений, фотохудожник вносит свой вклад в изучение космоса.

Занятие астрономией и фотографией помогает автору найти новых друзей и единомышленников. А это тоже целая Вселенная.

С 2007 года А.В. Бусаров является членом Рязанской организации Союза фотохудожников России, принимает участие в отчетных выставках союза. Также становится автором нескольких персональных выставок.

Экспериментальная фотография Алексея Владимировича Бусарова – это часть обширного культурного движения к подлинности всех вещей и острая реакция интеллектуала на то, что мир перестают описывать словами и начинают переводить на язык цифр.

Марина Абрамова,
ведущий библиограф
краеведческого информационного отдела

21.07.2023