19 августа исполняется 135 лет со дня рождения художника, графика, исследователя русского деревянного зодчества Николая Оскаровича Фреймана (1885 – 1977).
Н.О. Фрейман родился 19 августа 1885 г. в г. Рязани в семье служащих. Детство провел в Средней Азии (ст. Фараб около Аму-Дарьи). Когда ему исполнилось семь лет, семья вернулась в Рязань, где Николай Фрейман стал учиться в Первой гимназии. В гимназии открылся талант к рисованию, там же была проведена его первая выставка. В 1904 году Н.О. Фрейман начал брать частные уроки у рязанского художника С.А. Пырсина, выпускника Дюссельдорфской академии художеств.
По окончании гимназии поступил в Московский университет. В это время занимался в студенческом изобразительном кружке и посещал студии М.В. Леблана и И.И. Машкова. Одновременно учился в Московском театральном училище. Как актер и художник участвовал по приглашению ряда театров в постановках. Известны работы художника этого периода: эскизы театральных костюмов и декораций, оформление книг для издательства И.Д. Сытина, художественное оформление пяти книг старорусских повестей для писателя Б.И. Дунаева.
В начале Первой мировой войны Н.О. Фрейман женился на балерине Мариинского театра Надежде Михайловне Ещенко (долгие годы была ближайшей подругой Натальи Ильиничны Сац, они вместе учились в Музыкальном техникуме имени А.Н. Скрябина, позже работала в Студии «Д» под руководством С.М. Михоэлса).
С 1914 по 1917 гг. Фрейман служил в армии, а с 1917 по 1921 гг. – в отделе художественной агитации Красной Армии.
В 1918 году учился в Театральной студии А.П. Петровского и играл под его режиссерством в Никольском театре, делал декорации и зарисовки. В 1921 год поступил в ВХУТЕМАС (высшие художественно-технические мастерские) на графический факультет. Одновременно занимался в студии драматического балета, где был занят в постановках.
С 1924 по 1927 гг. работал в издательстве «Работник просвещения» и обучался рисунку в студии Д.Н. Кардовского. В этот период сделал многочисленные рисунки и фото придорожных часовен. Практически все они в конце 1930-х гг. были уничтожены. В 1932 году начал оформлять «Альбом придорожных часовен», в основном на материале зарисовок в рязанской Мещере, а также подготовил исследовательскую статью об этом виде архитектурного памятника. Был подвергнут жесточайшей критике и принужден изменить название труда на новое: «Придорожная часовня – пережиток древнего «погребения на столбах на путях».
С 1932 по 1941 гг. работал художником-ретушером в Гидрометеоиздате, «Крестьянской газете», Политиздате и других издательствах.
С 1939 по 1940 гг. участвовал как художник в археологических экспедициях Академии наук СССР, Государственного исторического музея на раскопках древних булгар (Татарская Республика).
В Учпедгизе выполнил в течение 1940–1947 гг. (с перерывом в годы войны) ряд таблиц для альбома «Древняя история» Д.Н. Никифорова, а также сделал в том же издательстве иллюстрации к «Географии» для 5 класса и наглядное пособие «Холм».
Во время войны Николай Оскарович работал художником во «Фронтовых иллюстрациях» и в журнале «Пограничник». После войны написал много картин по мотивам подмосковных мест – Мураново, Абрамцево, Звенигород. Неоднократно выставлялся в Москве и Рязани.
Скончался в 1977 году, похоронен в Москве.
Работы Н.О. Фреймана приобретены Ленинградским этнографическим музеем (ныне Российский этнографический музей, г. Санкт-Петербург), Московским государственным историческим музеем, Музеем истории религии и атеизма, а также Рязанским краеведческим музеем.
По материалам ГАРО (Государственный архив Рязанской области). Ф. Р-6703. Оп. 1. Д. 1. Л. 1-3. Фото: 62info.ru