18 декабря исполняется 115 лет со дня рождения командира подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен под г. Керчь, подполковника Григория Михайловича Бурмина (1906–1944).
Г. М. Бурмин родился в 1906 г. в деревне Ерофеева Слобода Спасского уезда Рязанской губернии (ныне Спасский район). Рано осиротел, воспитывался в детском доме города Сергиев Посад (Московская область). С 14 лет – в Красной Армии. В 1929 г. сдал экстерном экзамены за курс обучения военного училища и преподавал тактику в Орловском бронетанковом училище. Принимал участие в гражданской войне в Испании, в вооруженном конфликте с Японией в районе реки Халхин-Гол в Монголии. В 1938 г. был награжден орденом Красного Знамени.
С первых дней Великой Отечественной войны – участник боевых действий. На Крымском фронте воевал в должности заместителя командира, затем командира 24-го танкового полка. В марте 1942 г. был ранен, не долечившись в госпитале, вернулся в строй и участвовал в боях за Керчь.
В мае 1942 г. противник прорвал оборону наших войск и начал продвижение в направлении Керчи. Командованием Крымского фронта было принято решение эвакуировать армии на Таманский полуостров через Керченский пролив. Для прикрытия переправы в районе поселка Аджимушкай были оставлены войска 1-го запасного полка, 276-го полка НКВД, 95-го пограничного полка, резерв командиров и политработников Крымского фронта, другие воинские части. Общее руководство обороной было возложено на полковника П.М. Ягунова. 20 мая эвакуация, проходившая под ожесточенным огнем противника, была в основном завершена, но бойцы Ягунова и разрозненные остатки других подразделений Крымского фронта оказались в окружении.
Группа советских воинов в количестве 600 человек держала оборону в районе Керченского металлургического завода им. А.Л. Войкова. Ее возглавил подполковник Бурмин. Было ясно, что защитники завода не смогут долго удерживать свои позиции, и Бурмин принял решение прорываться в Центральные каменоломни, где закрепились части Ягунова. В ночь на 22 мая совместной атакой из каменоломен и с территории завода удалось расчистить путь и провести людей в каменоломни.
В первые дни окружения в катакомбах было сосредоточено около 15 тысяч солдат и офицеров, несколько тысяч гражданских лиц, в том числе женщины и дети. Военнослужащих свели в воинскую часть под наименованием «Отдельный полк обороны Аджимушкайских каменоломен».
С первых дней обороны заработали все службы полка, проводились разведка, боевые вылазки из штолен, патрулирование в галереях. Был организован госпиталь, налажена связь между Центральными и Малыми каменоломнями. Активные боевые действия окруженных в каменоломнях воинов привели к тому, что для борьбы с ними фашистское командование выделило пехотную дивизию, саперный батальон, перебрасывало дополнительные силы из района Керчи. Катакомбы превратились в неприступные укрепления, оборона которых по праву может сравниться с подвигом героев Брестской крепости.
Бурмин был назначен командиром батальона, действующего в центральном секторе катакомб, который наиболее часто подвергался немецким атакам.
24 мая 1942 г. защитники Аджимушкая испытали первую в ходе второй мировой войны газовую атаку. В ту страшную ночь командир гарнизона Ягунов передал в эфир радиограмму: «Всем, всем, всем! Всем народам Советского Союза! Мы, защитники Керчи, задыхаемся от газа, умираем, но в плен не сдаемся!» Уже к началу июня численность гарнизона сократилась до 3 тысяч человек.
В начале июля в связи с гибелью командира его обязанности были возложены на Бурмина.
Июль-октябрь 1942 г. были самыми тяжелыми для аджимушкайцев. Фашисты замуровали бетоном и заминировали все лазы каменоломен, завалили трупами подступы к штольням, взрывали ходы авиационными бомбами. Для обстрела каменоломен привлекалась тяжелая артиллерия. Фактически лишенные воды и пищи, теряющие сознание от газа и смрада, около 200 оставшихся в живых бойцов сопротивлялись до последнего вздоха. В конце октября 1942 г. гитлеровцы предприняли штурм подземной крепости. В числе последних защитников катакомб Бурмин был захвачен фашистами, доставлен в Керчь, затем в Симферопольское гестапо, откуда больной, до крайности истощенный, истерзанный пытками на допросах был перевезен во Владимиро-Волынский офицерский концлагерь. По воспоминаниям участника обороны С.Ф. Ильясова, в первых числах мая 1943 г. встретившего Г.М. Бурмина в лагере, «он содержался в блоке старших офицеров, был слаб, ходил с палочкой, но с фашистами и полицейскими лагеря держался независимо и с достоинством». В 1943 г. в лагере Бурмин погиб, место захоронения неизвестно.
В 1966 г. был создан Музей обороны каменоломен, в 1982 г. в подземельях открыт мемориальный комплекс «Героям Аджимушкая». Указом Президента СССР от 5 мая 1990 г. Г.М. Бурмин был награжден вторым орденом Красного Знамени (посмертно).
По материалам книги:
Поздняк Е. Н. Бурмин Григорий Михайлович : (к 100-летию со дня рождения командира подземного гарнизона Аджимушкайских каменоломен под г. Керчь) // Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2006 год. — Рязань, 2005. — С. 109–111.
Портрет Г. М. Бурмина из книги: Бут Н. Я. Подполковник Г. М. Бурмин, сменивший погибшего П. М. Ягунова // Аджимушкай, 1942 : альбом. М., 1975.