16 апреля исполняется 110 лет со дня запуска в Рязани электро-силовой станции (1913).
Городская центральная станция постоянного тока была открыта в Рязани в апреле 1913 г. Это позволило обеспечить электрическим освещением большую часть городских улиц. Здание станции было расположено на Болдыревской улице и оборудовано двумя двигателями Дизель по 150 сил и аккумуляторной батареей на 312 ампер-часов. Осветительная сеть по городу достигала 20 верст, включала в себя до 15 000 лампочек разной силы в домах и в 500 установках, а также электромоторы на промышленных предприятиях. Первоначально стоимость пользования электричеством составляла 30 копеек за киловатт в час для освещения и до 15 копеек для моторов.
Решение о выборе выгодного места для постройки электро-силовой станции было принято на заседании Рязанской городской думы 31 января 1912 г. Заслушав доклад управы по вопросу, дума большинством голосов (против высказался только рязанский купец И.А. Селиванов) постановила купить усадьбу А.А. Боголюбовой (бывшая усадьба Сливкова), расположенную в квартале между Болдыревской улицей и Губернской площадью. Покупка усадьбы в 1300 кв. саженей обошлась городу в 24 000 рублей; использовались средства, полученные от облигационного займа.
Проект Рязанской городской электро-силовой станции был утвержден журналом техническо-строительного комитета Министерства внутренних дел от 24 января 1912 г. за № 28.
Детальный проект фундамента утвердили на заседании строительного отделения Рязанского губернского правления 19 октября 1912 г. Протокол подписал губернский инженер А.С. Кандинов, а все документы (планы и пояснительные записки) были переданы в Рязанскую городскую управу для руководства при постройке.
Стоимость сметы на строительство здания составила 38 470 рублей, а на поставку оборудования – превышала все строительные работы по устройству самого здания электростанции.
Русскому электрическому обществу «Вестингауз», были заказаны две динамо-машины с шунтовыми реостатами, делителями напряжения системы Доливо-Добровольского и прочими комплектующими. Также общество брало на себя обязательство по устройству всей электрической городской сети. Городская управа устанавливала только столбы. Договор был заключен 21 июля 1912 г. Уже к ноябрю того же года были подготовлены практически все центральные улицы города: Абрамовская, Вознесенская, Садовая, Мальшинская, Введенская, Певческая, Почтовая, Соборная, Владимирская (до угла с Абрамовской), Мясницкая и др.
По окончании строительства и устройства станции для поддержания в надлежащей сохранности здания была переоборудована и часть Болдыревской улицы до угла с Соборной улицей.
В апреле 1913 г. электростанция была открыта. Вплоть до 1918 г. она находилась в ведении городской управы, которая отвечала за ее работу. Все сотрудники станции подчинялись управе. Доходы и расходы электростанции, а также тарифы на энергию утверждались на заседаниях городской думы.
В октябре 1936 г. на совещании при Президиуме Рязанского городского Совета было принято решение о переоборудовании здания бывшей электростанции под хлебозавод.
По материалам статьи:
Дворникова Е. В. Рязанская электростанция: (к 110-летию со дня пуска в Рязани электро-силовой станции) // Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2023 год. - Рязань, 2022. - С. 110-114.
Подробнее на сайте «Рязанское краеведение»