День в истории Рязанского края

6 сентября исполняется 90 лет со дня рождения почетного гражданина Рязанской области Василия Павловича Попова.

В.П. Попов родился 6 сентября 1930 г. в с. Самодуровка (ныне с. Зорино) Ухоловского района. После окончания в 1947 г. семи классов Самодуровской неполной средней школы работал в местном колхозе. С сентября 1948 по 1952 г. – учащийся Московского планово-финансового техникума, где обучался на двух отделениях: энергоподвижного состава и плановом.

С августа 1952 г. работал техником локомотивного депо Рыбное Московско-Рязанской железной дороги. Избирался секретарем комитета ВЛКСМ локомотивного депо. С 1954 по 1957 г. – инженер по труду, контрольный нормировщик локомотивного депо станции Рязань-1. В 1957–1960 гг. учился в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта (отделение «Экономика и организация работы транспорта»). Завершив учебу, несколько месяцев работал старшим инженером Рязанского отделения Московской железной дороги, в октябре 1960 г. избран освобожденным секретарем партбюро локомотивного депо Рязань-1.

С декабря 1963 г. – инструктор отдела партийных органов Рязанского промышленного обкома КПСС, с декабря 1964 г. – второй секретарь Советского районного комитета КПСС (Рязань), а в 1968–1971 гг. – первый секретарь Октябрьского районного комитета КПСС (Рязань). В 1967 г. окончил межобластные курсы заочной Высшей партийной школы при ЦК КПСС.

С 1971 по 1975 г. работал вторым, а с 1975 по 1978 г. – первым секретарем Рязанского горкома КПСС. В 1978 г. учился в Институте повышения квалификации руководящих партийных и советских кадров при ЦК КПСС.

В сентябре 1978 г. избран вторым секретарем Рязанского обкома КПСС и работал в этой должности до выхода на пенсию в апреле 1990 г.

Курировал машиностроение, оборонную, легкую и пищевую промышленность, транспорт, промышленное, жилищное, дорожное, культурно-бытовое и сельскохозяйственное строительство. Под его непосредственным руководством созданы крупнейшие промышленные предприятия: завод автомобильных агрегатов, комбинат химического волокна, сасовские заводы «Станколиния» и трубообрабатывающих станков, корпуса по производству станков с числовым программным управлением на Рязанском станкостроительном заводе, цех тяжелого литья на заводе «Центролит» с установкой автоматической линии литьевого производства, новые производственные мощности на Рязанском приборном заводе, заводе ТКПО и многие другие объекты. За период с 1979 по 1990 г. объемы промышленности области возросли на 80%.

В 1986–1988 гг. совместно с заместителем министра электроэнергетики СССР Ю.Н. Корсуном возглавлял штаб строительства 5-го и 6-го энергоблоков Новомичуринской ГРЭС. Оба энергоблока (800 мегаватт каждый) были сданы в эксплуатацию ранее установленных сроков. Кроме того, Попов возглавлял штабы строительства таких крупных объектов, как Рязанский цирк, Центральный спортивный комплекс, крытый рынок, комплекс застройки совхоза-техникума «Варские».

Попов курировал организацию новой телерадиокомпании – Комитета по телевидению и радиовещанию Рязанского облисполкома (ныне Государственная телерадиокомпания (ГТРК) «Ока»). Он занимался вопросами технического оснащения, подбора кадров, обеспечения сотрудников жильем, создания необходимых условий для работы. Первая программа ТРК вышла в эфир 1 июня 1987 г.

Большое внимание Василий Павлович уделял строительству сельскохозяйственных объектов. Были сданы в эксплуатацию свиноводческий комплекс «Искра», Александровская, Окская и Рязанская бройлерная птицефабрики. Силами промышленных и строительных организаций области во всех колхозах и совхозах были построены механизированные зернотока, позволявшие полностью обеспечить переработку зерна.

В больших объемах велось строительство объектов жилищного и культурно-бытового назначения на селе.

Значительно возрос объем дорожного строительства в районах области; наряду с ростом мощностей уже существующих строительных организаций был создан целый ряд новых дорожных организаций. Если в 1978 г. в эксплуатацию было сдано 147 км автомобильных дорог, то в 1990 г. – свыше 1 000 км. Все колхозы и совхозы области были соединены с основной областной дорожной сетью дорогами с твердым покрытием.

В 1988 г. Попов утвержден председателем комиссии обкома КПСС по осуществлению научно-технического прогресса и укреплению связи науки с производством. Основными направлениями в его работе были: специализация и концентрация производства, его реконструкция и техническое перевооружение, комплексная механизация и автоматизация.

С 1980 по 1990 г. – депутат Верховного Совета РСФСР двух созывов, депутат Рязанского областного Совета народных депутатов с 1974 по 1993 г., в 1980–1990 гг. – член Военного совета Московского военного округа. Делегат трех последних съездов КПСС.

Руководил обществом с ограниченной ответственностью «Проектно-изыскательский центр по проектированию автомобильных дорог, мостов, газоснабжения Рязанской области». В 2006 г. Василий Павлович признан одним из наиболее эффективных менеджеров предприятий, организаций и учреждений России, ему присвоено почетное звание «Топ-менеджер Российской Федерации 2006» с занесением информации о нем в Национальную энциклопедию личностей РФ; возглавляемое им предприятие получило статус «Лидер российской экономики».

В 2007 г. коллектив Центра за вклад в укрепление экономического могущества и развитие социального благосостояния России награжден грамотой «За доблестный труд во славу Отечества». Василию Павловичу присвоено звание члена-корреспондента Международной академии общественных наук, его кандидатура в рамках Всероссийской программы «Национальное достояние-2007» была номинирована на награждение орденом «Герой Труда» 1-й степ.

Награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалями, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета РСФСР.

Постановлением Губернатора Рязанской области № 362-пг от 14 сентября 2006 г. «за большой личный вклад в социально-экономическое развитие Рязанской области» В.П. Попову присвоено звание «Почетный гражданин Рязанской области».

Подробнее на сайте «Рязанское краеведение»

06.09.2020