9 ноября исполняется 200 лет со дня рождения русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева.
Имя писателя связано с историей села Сасова Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне город – центр района Рязанской области). Его матери, Варваре Петровне, принадлежали земли и крепостные крестьяне в селах Сасово, Истлеево, Почково и Бастаново Елатомского уезда Тамбовской губернии (ныне в составе Рязанской области). В самом Сасове ей принадлежали 24 «души мужского и женского полу», в Почкове и Истлееве – 824 «души». Земли у Варвары Петровны было 1 615 десятин и 1 380 десятин строевого леса. Между селами Демушкино, Устье и Бастаново находились ее сенные покосы и рыбные озера.
С 1850 г., после смерти матери, эти земли перешли по наследству И.С. Тургеневу. Поскольку писатель часто проживал за границей, делами в сасовских имениях заведовал его родной дядя – Николай Николаевич Тургенев.
После отмены крепостного права в селах Истлеево и Почково на каждого человека было выделено по 3 десятины пахотной земли. За каждый надел крестьянин должен был заплатить по 6 рублей 40 копеек серебром в год. На оставшейся земле Н.Н. Тургенев пытался вести хозяйство, но влез в большие долги. В 1867 г. земли с разрешения Ивана Сергеевича были проданы за 18 тысяч рублей. Прямых документальных подтверждений тому, что Тургенев посещал свои сасовские имения, нет. Однако в его произведениях упоминаются рязанские топонимы. В повести «Затишье» неоднократно употребляется название Сасово: «В довольно большой, недавно выбеленной комнате господского флигеля, в деревне Сасове, -го уезда, Т... губернии, сидел за старым покоробленным столиком, на деревянном узком стуле молодой человек в пальто и рассматривал счеты… Судя по заметной кривизне потолка и покатости щелистого пола, флигелек, в который мы ввели читателя, существовал давным-давно; в нем никто постоянно не жил, он служил для господского приезда. Молодой человек, сидевший за столом, был именно владелец деревни Сасовой. Он только накануне прибыл из главного своего имения, отстоящего верст за сто оттуда, и на другой же день собирался уехать, окончивши осмотр хозяйства, выслушавши требования крестьян и поверив все бумаги».
И еще две цитаты: «Ипатов подошел к ней поближе. – Кто это новое лицо? – спросила она его довольно громко. – Это сосед, Астахов Владимир Сергеевич, знаете, чье Сасово. Хотите, я вас с ним познакомлю?»; «Владимир Сергеевич располагал возвратиться домой скоро, но вдруг получил с нарочным донесение от старосты, что в Сасове сгорело шесть дворов и решился сам туда съездить».
В Сасовском краеведческом музее хранятся документы, связанные с этим периодом жизни писателя. В одном из залов музея помещен портрет писателя работы художника А. Ларюнина. Именем писателя названа одна из улиц города Сасово.
Еще одна нить, связывающая Тургенева с Рязанской землей, – его дружба с поэтом Яковом Полонским.
Иван Сергеевич писал о творчестве Полонского: «Талант его представляет особенную, ему лишь одному свойственную смесь простодушной грации, свободной образности языка, на котором еще лежит отблеск пушкинского изящества, и какой-то иногда неловкой, но всегда любезной честности и правдивости».
Лето 1881 г. Полонский с семьей провел в Спасском-Лутовинове у И.С. Тургенева. Собираясь в Спасское, Тургенев сообщал из Парижа Полонскому: «…я велел отделать заново дом свой в деревне – во-первых, потому, что в нем нельзя было уже жить – а во-вторых, потому, что я намерен был пригласить тебя вместе с семейством твоим провести там лето, так как помещения у меня за глаза! И ныне повторяю я это приглашение <…> воздух там отличный, сад огромный…». Приглашение было принято с благодарностью; поэт поспешил из Петербурга в Спасское, стремясь как можно скорее, пользуясь долгими светлыми днями, начать писать с натуры масляными красками.
В следующее лето семья Полонского снова гостила в Спасском-Лутовинове, но уже без Тургенева, который не смог приехать из-за болезни. Дом Тургенева изображен на этюде Полонского именно таким, каким увидел его художник.
Один из этюдов особенно интересен потому, что изображает Тургенева, гуляющего в парке. Его фигура в темном костюме и белой широкополой шляпе, с красным пледом, перекинутым через руку, кажется маленькой рядом с огромными старыми липами. Их густо переплетенные ветви образуют свод, через который с трудом пробиваются солнечные лучи, падая на аллеи, заросшие травой.
Кроме пейзажных этюдов, Полонский сделал попытку написать портрет Тургенева. Портрет этот, совсем маленький по размеру, несмотря на свои недостатки, заслуживает внимания, так как является последним из живописных прижизненных изображений писателя. Тургенев написан в домашнем костюме, поверх которого наброшена коричневая куртка. Он сидит в кресле у окна кабинета – на своем любимом месте. Перед ним на низкой скамеечке лежат раскрытая рукопись и книга. За его спиной, через растворенные двери видна анфилада комнат. Живописные этюды Полонского являются, пожалуй, единственными изображениями родового имения Тургенева при его жизни.
Известно тринадцать этюдов Полонского, имеющих его подпись и дату:
1. «Усыпальница И.И. Лутовинова»
2. «Усадебный дом Тургенева»
3. «Часть террасы дома и Серка, собака Тургенева»
4. «Церковь и школа»
5. «Поляна в парке»
6. «Аллея в парке с фигурой Тургенева»
7. «Поповский пруд»
8. «Пруд Захара»
9. «В ночном»
10. «Шалаш в парке»
11. «Дорожка в парке»
12. «Село Спасское»
13. «Портрет Тургенева».
Об этом периоде жизни писателей Полонский оставил воспоминания «И.С. Тургенев у себя в его последний приезд на родину».
В 2018 г. к 200-летию со дня рождения И.С. Тургенева и Я.П. Полонского в орловском издательстве «Картуш» вышла художественно-документальная повесть А.Н. Потапова «Дружили два писателя». О взаимоотношениях писателей можно прочитать в книгах Н.Ф. Богдановой «Полонский и Тургенев: жизнь и поэзия» (Рязань, 2003), Л.А. Прониной «Мой костер в тумане светит...»: Яков Полонский – художник» (Рязань, 2004), в статьях краеведа В.М. Касаткина, а также в мультимедийном издании «Все, чем жила душа моя…», подготовленном сотрудниками библиотеки имени Горького к 190-летию Я.П. Полонского. Об исторических связях Тургенева с Сасовским краем можно узнать из статей бывшего директора Сасовского краеведческого музея П.А. Почиталина, поэта В.А. Хомякова, журналиста И. Филиной и др. Все эти издания находятся в краеведческом информационном отделе РОУНБ им. Горького.
При подготовке материала использованы следующие издания:
«Мой костер в тумане светит...» : Яков Полонский – художник : альбом / авт.-сост. Л. А. Пронина.– Рязань : Пресса, 2004.– 119 с. : ил.
Почиталин П. Сасово в судьбе Тургенева // «Призыв» из Сасова. – 1999. – 9 февр.
Фонякова Н. Н. Спасское-Лутовиново в этюдах Я.П. Полонского // Литературное наследство.– М., 1967.– Т. 76.– С. 605–630
Розиля Кудякова,
главный библиограф краеведческого информационного отдела