В.Л. Сытых родился 28 ноября 1944 г. в г. Коломне Московской области в семье Леонида Михайловича и Веры Степановны Сытых; отец работал инженером на одном из коломенских предприятий, мать преподавала домоводство в школе. В 1962 г., окончив Коломенскую среднюю школу № 2, поступил на факультет жилищно-общественного строительства Московского ордена Трудового Красного Знамени архитектурного института. Уже на третьем курсе, осваивая проблемы проектирования поселковой жилой среды, Владимир Леонидович выполнил проект группы двухэтажных домов, блокированных вдоль галереи, связывающей квартиры с общественным подцентром. Проект вошел впоследствии в книгу институтского педагога Владимира Леонидовича, лауреата Государственной премии РСФСР по архитектуре, профессора Б.Г. Бархина «Методика архитектурного проектирования в системе архитектурного образования». Будучи студентом пятого курса, Сытых выполнил проект жилого комплекса, в котором воплотил идею эффективного использования городской земли с применением для жилой застройки 2-3-этажных домов. Это выразилось в сочетании спаренных жилых многоэтажных башен и малоэтажной высокоплотной «ковровой» застройки из объемных блок-квартир. Способного студента пригласили для участия в конкурсе на реконструкцию комплекса газеты «Известия» в Москве, по результатам которого Владимир Леонидович и его соавторы – П. Ревякин и Г. Топуридзе - получили поощрительную премию.
В 1968 г. после окончания учебы Сытых направлен на работу в проектный институт «Рязаньгражданпроект» на должность архитектора. Первым проектом под руководством главного архитектора Рязанской области О.В. Обозова стала проходная Захаровской птицефабрики. Затем он работал над проектированием административного здания в г. Спасске-Рязанском и областной детской консультационной поликлиники на ул. Свободы, д. 66 (ныне Рязанский областной детский консультативно-диагностический центр для детей) - функционально сложного объекта с комплексом водогрязелечения и бассейном.
Однако главным объектом этого периода работы Владимира Леонидовича стал жилой дом для служащих речного порта (ул. Лесопарковая, д. № 1 «А»). Это значительное по объему сооружение, состоящее из нескольких объединенных между собой корпусов, заняло участок на границе городской застройки и лесопарка в пойме р. Оки. Территориальные и природные условия оказали влияние на объемно-планировочное решение. В ходе работы Сытых удачно применил известный прием французского архитектора Ле Корбюзье: пластичный в плане объем дома вознесен в средней части на мощные монолитные опоры-ноги, чтобы не разделять жилое пространство прилегающего квартала и городскую зону отдыха. Этот дом стал единственным в городе примером подобного рода.
В 1969 г. Владимир Леонидович назначен старшим архитектором, в 1971 г. - руководителем группы, в 1972 г. - главным архитектором проектов. В 1971 г. Сытых принят в Союз архитекторов СССР. В 1973-1974 гг. работал в Коломне руководителем бригады территориальной проектной мастерской № 7 института «Мосгражданпроект». В эти годы Владимир Леонидович выступил соавтором проекта здания городского комитета КПСС в г. Зарайске Московской области.
В 1974 г. Сытых вернулся в Рязань на прежнюю должность. Наиболее активным периодом творчества сам Владимир Леонидович считал 1975–1982 гг. Это были годы проектирования целых микрорайонов, комплексов, больших пространственных архитектурных решений. Сытых выполняет целый ряд объемных планировочных работ, готовит рабочие чертежи и осуществляет авторский надзор за строительством. В 1975-1976 гг. участвует в разработке проекта дальней планировки Дашково-Песочинского жилого района на 80 тысяч жителей и рабочего проекта микрорайона № 1 этого района.
Интересной индивидуальной работой Сытых стал проект детальной планировки центральной части одного из районных центров Рязанской области - г. Касимова. В задачу проекта входило максимальное сохранение сложившейся ландшафтно-пространственной структуры и характерного архитектурного облика города. Необходимость достижения органической взаимосвязи нового и старого центров продиктовала решение о создании объединенного центра, состоящего из сложившейся части и нового его образования, формирующего так называемую «буферную» зону между старой дробной мелкомасштабной застройкой исторического ядра и новой крупномасштабной застройкой северо-восточной части города. Проект получил высокую оценку областных организаций и Касимовского городского исполнительного комитета.
В 1981 г. Госгражданстроем и Союзом архитекторов СССР был объявлен конкурс на лучший проект планировки и застройки общегородского центра г. Рязани. После обсуждения проектов в Государственном музее архитектуры им. А.В. Щусева победителями были названы работы архитекторов институтов «Гипрогор» и «Рязаньгражданпроект», авторы которых стремились оптимально решить сложнейшие задачи градостроительства в условиях исторического города: сохранить сложившуюся на протяжении нескольких веков архитектурную структуру центра, дополнив ее общественными и другими сооружениями, расположенными на прилегающих к нему территориях.
Однако главным в творческой практике Сытых являлось объемное проектирование. С 1975 по 1982 г. спроектированы и построены крупные объекты, в значительной степени определяющие лицо Рязани: областной театр кукол, спортивный манеж «Юность», крытый рынок, стадион «Центральный», инженерный корпус института «Рязаньгражданпроект».
Владимир Леонидович осуществлял авторский надзор за строительством и отделкой детско-юношеского спортивного легкоатлетического манежа, проект которого был разработан в соавторстве с В.С. Сахновым. В процессе отделки удалось применить приемы и материалы, отсутствующие в первоначальном проекте: цоколь был отделан гранитом, благоустройство прилегающих территорий выполнено с применением долговечных естественных материалов. К творческому содружеству были привлечены художники-монументалисты В.В. Агеев и А.А. Киреев, выполнившие мозаичные панно в вестибюле манежа. На главной лестнице спортивного сооружения молодой художник В.Н. Маслов создал первый в Рязани художественный витраж. Легкоатлетический манеж, торжественное открытие которого состоялось 2 июня 1977 г., стал настоящим подарком для детей и юношества, а его автор удостоен почетной грамоты городского комитета КПСС и городского исполнительного комитета.
Практически параллельно с работой на строительной площадке легкоатлетического манежа коллектив СУ-25 треста «Рязаньстрой» № 4 трудился над реконструкцией крытого колхозного рынка на 519 торговых мест на территории центрального рынка Рязани. Строившееся по типовому проекту 1960-х гг., здание не отличалось оригинальностью отделки (силикатный кирпич, стеклоблоки окон, купол, покрытый рубероидом), являясь утилитарным торговым зданием. Взявшись за переработку проекта, Сытых коренным образом пересмотрел архитектуру отделки здания, предложив использовать для облицовки фасада красный армянский туф, алюминиевые витражи с крупномерным остеклением, декоративное покрытие купола, мрамор в отделке торговых прилавков. Такое решение нашло поддержку руководства города и новое здание, введенное в эксплуатацию в 1978 г., стало заметным архитектурным явлением центральной части Рязани.
B эти годы в Центральном парке культуры и отдыха на берегу Рюминского пруда возводится крупнейшее спортивное сооружение области - стадион с трибунами на 27 000 мест. Строительство объекта велось СУ-14 треста «Рязаньстрой» № 23 (начальник В.Т. Коробков) по проекту, разработанному специалистами мастерской имени академика архитектуры В.А. Веснина института «Мосгражданпроект». Однако к 1978 г. коллектив, проектировавший этот объект, был расформирован. Владимиру Леонидовичу было поручено ведение архитектурного надзора за дальнейшим строительством. Опыт, знание возможностей строительных организаций и заказчика, поддержка со стороны городского руководства (строительство курировал секретарь городского исполнительного комитета Л.К. Живописцев) позволили Сытых довести стройку до успешного завершения. При этом заложенные в проект конструктивные и архитектурные решения воплотились полностью. В содружестве с архитекторами И.И. Сенченко и П.И. Харченко Владимиром Леонидовичем были разработаны и осуществлены проекты внешнего и внутреннего оформления, благоустройство набережной пруда и площади перед стадионом.
Одним из наиболее значимых архитектурных объектов, спроектированных Сытых, стал комплекс зданий по ул. Есенина вблизи Театральной площади, который складывался постепенно в течение нескольких лет. Вначале в соответствии с проектом детальной планировки центра, разработанного в 1965 г. институтом «Гипрогор», был построен шестнадцатиэтажный жилой дом. Затем определилось место для инженерного корпуса института «Рязаньгражданпроект» и, наконец, было принято решение о возведении здания кукольного театра. Композиционный образ родился сразу: лапидарные объемы шестнадцатиэтажной пластины дома и куб инженерного корпуса противопоставить пластической лепке здания театра кукол и детского кафе. Проект театра кукол был представлен на Всесоюзном конкурсе молодых архитекторов в Туле, где получил диплом 3-й степени. Начался длительный процесс проектирования, оттачивания образа в деталях. Работал Владимир Леонидович вместе с опытными архитекторами О.В. Обозовым, М.А. Мискевичем, Н.Н. Истоминым и молодыми архитекторами А.В. Буслаковым, А.И. Лиссом. К сожалению, ансамбль, не завершен в целом (не построено детское кафе) и в деталях (нет «сада скульптур» на темы русских народных сказок перед театром и декоративных часов-курантов над главным входом), и, тем не менее, построенные здания представляют собой единый ансамбль, образующий свою небольшую живописную площадь. Пластическое решение объектов комплекса соответствует функциональному назначению зданий. Естественный рельеф обыгран амфитеатром ступеней. Вознесенный «на ногах» куб инженерного корпуса как бы парит над площадью, стеклянные витражи первого этажа опоясывают здание, позволяя заглянуть во внутреннее пространство вестибюля-выставочного холла, зала кафе, выводят пешехода на Театральную площадь, тоже опоясанную витринами магазинов.
Интерьеры театра кукол выдержаны в строгой бело-синей гамме. Две парадные лестницы ведут в обширное фойе. Объем зрительного зала, охваченный фойе с трех сторон, образно напоминает стоящий среди площади театральный балаган. Его стены украшены мозаикой на тему кукольного города, населенного сказочными персонажами. Главным элементом всей композиции является зрительный зал, рассчитанный на 400 мест. Интерьер зала решен в цветовой гамме, сочетающей интенсивно синий и красный. Декоративный рельеф стен зала глубокого синего цвета в сочетании с красными осветительными галереями потолка, перехваченными золочеными канатами, по замыслу авторов должны напоминать зрителю несущуюся по синему морю шхуну из повести А.С. Грина «Алые паруса». На «парусах» помещены выполненные рязанскими скульпторами Б.С. Горбуновым, В.М. Курским и Р.А. Лысениной золоченые маски героев сказок - Мальвины, пирата, короля, шута - за которыми укреплены звуковые динамики.
На открытие театра 6 сентября 1982 г. был при¬глашен режиссер Центрального театра кукол, народный артист СССР С.В. Образцов, давший высокую оценку новому театру.
В 1982 г. Сытых приглашен на должность заместителя главного архитектора города. Владимир Леонидович использует открывшиеся возможности для продолжения архитектурной практики. В 1983 г. в результате конкурса на лучший эскиз-идею он получает право на проектирование большой пристройки к Рязанскому городскому Дворцу пионеров и школьников (ныне Рязанский городской Дворец детского творчества). Сложный, многофункциональный объем, равный по величине самому Дворцу, вместил спортзалы и бассейн, методический центр, кружковые помещения.
При участии Сытых к 40-летию Победы в Великой Отечественной войне спроектирован мемориальный парк и реконструировано воинское кладбище в Рязани (авторы - архитекторы А.В. Буслаков, Н.Н. Истомин, скульптор Б.С. Горбунов), развита композиция монумента Победы. К 70-летию Великой Октябрьской социалистической революции получило новое оформление братское захоронение борцов за Советскую власть на набережной р. Трубеж. Творческой группой (А.В. Буслаков, В.Л. Сытых, И.И. Сенченко) выполнен проект преобразования старинного городского Лазаревского кладбища в мемориальное с созданием храма во имя святого праведного Лазаря Четверодневного, посвященного памяти ушедших. Авторы, разрабатывая тему духовной связи поколений, интерпретируют архитектурный образ храма в формах русского шатрового зодчества. В том же составе творческая группа приняла участие в конкурсе на лучший проект Монумента Победы в Москве, представив на рассмотрение жюри конкурса образную трактовку монумента в виде впечатляющего ансамбля с триумфальной колонной в центре, увенчанной огнем Славы.
Владимир Леонидович уделял большое внимание вопросам благоустройства областного центра, активно способствовал поэтапному осуществлению давно вынашиваемой идеи прокладки Лыбедского бульвара, курировал реконструкцию Центрального рынка. Увлечение историей градостроительства и глубокие познания в этой области позволили ему на протяжении более чем десяти лет успешно возглавлять архитектурную секцию Рязанского областного отделения Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры.
В 1990 г. Владимир Леонидович избран депутатом Рязанского городского Совета депутатов трудящихся по избирательному округу № 150; с 1991 по 1993 г. выдвигал свою кандидатуру как независимый кандидат.
В октябре 1992 г. Сытых назначен помощником мэра по контролю и исполнению программы подготовки к 900-летию Рязани. Руководством города было поддержано предложение по созданию «часовни-памятника», посвященного 900-летию Рязани. По результатам конкурса, в котором приняли участие почти полтора десятка участников, лучшим проектом признана работа архитекторов В.Л. Сытых и И.И. Сенченко. По замыслу авторов часовня должна была впитать все века рязанской истории – от древности до современности. Архитекторы остановились на характерной для древнерусского стиля шатровой форме, посчитав, что идея шатра более других подходит к идее памятника, памятного знака. В девяти арках – по числу веков, прожитых городом – должны были быть размещены мемориальные бронзовые доски с текстами, рассказывающими об основных событиях каждого века. В четырех нишах планировалось размещение скульптур, автором которых стал член союза художников России Б.С. Горбунов. В одной из фигур - «князя» - был воплощен образ Великого князя Рязанского Олега Ивановича, олицетворяющего государственность. Второй образ – «воина» - изображал легендарного Евпатия Коловрата. Третий образ – «духовника» - воплощал святой Василий Рязанский – духовный покровитель рязанской земли. Четвертый образ – «матери», «девы» - олицетворял женское жизнеутверждающее начало.
Строительство мемориальной часовни, начатое в марте 1995 г. специалистами рязанской фирмы «Мостоотряд-22», было завершено в рекордные сроки: уже 10 сентября того же года в рамках празднования 900-летия Рязани архиепископом Рязанским и Касимовским Симоном было совершено ее освящение.
С 1996 г. Владимир Леонидович работал в должности главного специалиста Управления муниципальным имуществом мэрии г. Рязани; занимался учетом и систематизацией памятников и мемориальных досок на территории города.
Сытых на протяжении ряда лет являлся членом Рязанского регионального отделения Всесоюзного общества «Знание», руководителем секции памятников архитектуры Рязанского регионального отделения Всероссийской общественной организации «Всероссийское общество охраны памятников истории и культуры», а затем - руководителем отделения, выполнял обязанности заместителя председателя Рязанского отделения Союза архитекторов СССР и России. В 1987 г.
Владимир Леонидович был избран заместителем председателя только что созданной Рязанской городской топонимической комиссии, позднее занимал пост ее председателя. Сытых является автором исторических справок «О возвращении названий улиц древней Рязани» и «О переименовании рязанских улиц и площадей с 1919 года». Владимир Леонидович - автор многочисленных статей в газетах и журналах на темы истории, архитектуры, реставрации, краеведения; часто печатался под псевдонимом Городов.
Труд В.Л. Сытых отмечен нагрудным знаком «За активную работу в ВООПИиК», медалью «Адмирал Кузнецов» за активное содействие в возведении памятника морякам в Рязани, многочисленными грамотами и дипломами.
Умер 17 июля 2000 г. Похоронен на Новогражданском кладбище г. Рязани.
Подготовила Т.Ю. Ткачева, главный библиограф краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького
Район (уезд): Рязань
Отрасль знаний: Архитектура
Организация: Рязаньгражданпроект, проектный институт
Организация:
Мосгражданпроект, институт - Коломенская территориальная проектная мастерская № 7
Рязанский государственный областной театр кукол
Рязаньгражданпроект, проектный институт
Управление муниципальным имуществом мэрии г. Рязани