Ранней осенью 1945 г. по дороге через поля от станции Рыбное к старинному с. Истобники шел молодой старший сержант. Встретившийся ему случайный селянин, взглянув на парня, сказал: «А я ведь знаю, к кому ты спешишь». И он был прав — Константин Шелковенко приехал к своей будущей жене Марии Никитичне, тогда еще Жаровой. И скоро в селе сыграли свадьбу.
Они встретились на войне, под Тулой в частях ПВО. Константин с самого начала войны был там командиром прожекторной станции, а Мария, призванная в 1942 г., стала в том же полку начальником звукоулавливающей установки. По ночам она «слушала небо», а он освещал его своим прожектором, когда в нем возникал звук самолетов. Вместе они прошли от Тулы до Познани. Вероятно, сам тот род войск, в котором им довелось служить, уберег их от ранений и гибели. Среди «слухачей» и прожектористов было не очень много потерь, хотя и им случалось быть на грани жизни и смерти. Однажды во время налета вражеской авиации Мария по какой-то причине не «нырнула» в укрытие, а осталась на посту и ее действия помогли этот налет отразить. За это ей позже вручили ценимую в армии серебряную медаль «За боевые заслуги». А Константину под Тулой пришлось участвовать в отражении известной ночной атаки танков Гудериана, когда в первый раз прожекторы были использованы для «работы» по наземным целям, освещая вражеские танки и слепя их экипажи. В конце войны этот же прием был применен при штурме Берлина, на Зееловских высотах.
Но война на Западе кончилась, и это на время разлучило двоих. Мария демобилизовалась 23 июня 1945 г., а Константину срок вышел позже — по указу от 25 сентября 1945 г. Но после всего пережитого он не сразу решился вернуться к полученной еще до войны профессии. К профессии и призванию художника. Поначалу, оставив жену в селе, он устроился слесарем на московском автозаводе им. И.В. Сталина, благо, что и до войны умел много чего мастерить своими руками, а на фронте еще многому и обучился, управляя прожектором и его двигательной установкой.
К. К. Шелковенко родился 11 мая 1920 г. в селе Снигиревке Николаевской области, на Украине. Жителей села соседи почему-то назывался «литвинами». По преданию еще в XVIII или XIX в. его основали выходцы то ли из Литвы, то ли из Беларуси, выселенные оттуда на земли Новороссии за бунт. Прежнее село, из которого их выселили, именовалось Снегуровкой. Да и сами сельчане — светловолосые и голубоглазые — по внешнему виду не имели характерных признаков жителей южных краев. В семье Константина было четыре брата, он — младший. Довольно рано умер его отец. Старшие братья, возмужав, разъехались в разные стороны на учебу и в поисках работы. Константин остался один с матерью. Но во время голода в конце 1920-х — начале 1930-х гг. умерла и мать.
Вместе с подобными сиротами он пытался выжить, как мог, они даже ловили в полях и ели сусликов. Но, в конце концов, когда стало невмоготу, из последних сил несколько совсем отощавших мальчишек в 1933 г. добрались на товарняках до Москвы. Там ему «улыбнулось счастье», и он попал в детский дом в Павловом Посаде. Довольно скоро он выбился в лидеры и даже, не будучи по возрасту старшим, стал председателем совета дружины. Кроме отличной учебы Константин увлекся рисованием. Возможно, сказалось то, что один из его дедов был иконописцем. Еще в конце своей сиротской жизни на Украине на чердаке заброшенного дома он нашел корзину абрикосовых косточек, и какое-то время ими питался, отчего чуть не умер. Сердце так ослабло, что он без одышки не мог пройти и сотни метров. Врач, посетивший детский дом с комиссией, поставил ему задачу — каждое утро добегать или доходить до ближнего озера (около 2-х километров), там окунаться и топать обратно. Первое время он туда еле добредал, но упорно не прекращал этого дела и через несколько месяцев уже мог добежать туда и обратно без остановки. Это подружило его со спортом. Еще в детском доме Константин начал заниматься боксом, а потом продолжил занятия и когда поступил в Московское областное художественное педагогическое училище изобразительных искусств памяти восстания 1905 года. Ему довелось даже участвовать в первенстве Москвы по боксу. Позже это помогло ему и в армии, куда его призвали сразу по окончании училища в 1940 г. Там в его расчет прислали бывших осужденных, которым срок заменили армией (служба же не на передовой, а здесь и такие годились). А «зека» и дисциплина — понятия плохо совместимые. К тому же это были вполне взрослые матерые мужики, а их командиру был всего 21 год. На одном из первых же построений «вожак» новоприбывших при молчаливом одобрении остальных позволил себе «высказаться» в сторону командира. Константин с одного удара послал его в глубокий нокаут и ждал, что вот сейчас остальные на него набросятся. Но «новички», наоборот, его зауважали, и все наладилось.
Всю войну Константину пришлось иметь дело с техникой, с железом, а не с карандашом и кистью. Поэтому, вероятно, он и пошел после демобилизации на завод. Но, вернувшись к мирной жизни, снова затосковал по краскам. В 1946 г. окончательно переехал в Рязань, забрал из деревни жену и родившуюся к тому времени дочь, вступил в члены Рязанского товарищества художников и устроился оформителем в художественные мастерские Всероссийского Кооперативного Союза работников изобразительных искусств — «Всекохудожник», которые тогда располагались в одном из помещений Торговых рядов на площади им. Ленина.
Трудно было с жильем. Первое время снимали угол у частников, как он говорил «за печкой». Потом добился комнаты в коммуналке на Первомайском проспекте, рядом с нынешней школой № 13. Туда же позже пошла в первый класс и подросшая дочь. Об этом периоде жизни художника в скромном машинописном каталоге его первой персональной выставки, приуроченной к 50-летию, так написал С.Ф. Якушевский (в будущем — первый в Рязани народный художник СССР): «Как и большинство художников, чьи мечты по любимому делу прервала война, К. Шелковенко с первых дней мирной жизни жадно берется за кисть, за резец, за оформление книг. Его влечет все. Ему хочется излить свои чувства, выразить свои фантазию в разных материалах, в разных жанрах».
И, действительно, зарабатывая на жизнь, в основном, оформительской работой (особой статьей доходов у всех художников в ту пору было оформление демонстраций и праздников), Константин занимается одновременно и живописью, и скульптурой, и графикой. Приведем снова слова С.Ф. Якушевского из каталога: «Мы видим на выставках, в которых он участвует с 1947 года, рядом с картинами: „В семье“, „Скоро в школу“, „Скворушки“ — 126 и натюрморты: „Сирень“, „Хлеб-соль“, „Осенние листья“, — и портреты: „Помощница“, „Молодая художница“, „Книголюб“ — и пейзажи: „К вечеру“, „Весенняя магистраль“ и много других. Темы К. Шелковенко непритязательны. Большей частью — это жизнь школьников, детей. Портреты близких, родных. Натюрморты, цветы. Пейзажи — природа нашей средней полосы. И в республиканской выставке в Москве в 1953 году он также выступает одновременно c картиной „Сдала экзамены“ и натюрмортом „Васильки и ромашки“».
Тогда же Константин Карпович, как график, оформляет обложки книг и делает к ним иллюстрации; можно назвать такие книги как «О друзьях-товарищах» Н.К. Поваренкина, «Перед дальней дорогой» В.С. Кожемяко, «Христо Ботев» П.М. Шестакова.
Особый след в том периоде его творчества оставило занятие скульптурой. В 1951 г. К.К. Шелковенко создал «Девочку с голубем», которая затем послужила моделью для тиражирования для многих детских дошкольных учреждений в стране. А моделью для скульптуры послужила его дочь. В Рязани всем известен фронтон областного театра драмы, эскиз которого был сочинен Константином Карповичем, а сам барельеф изготовлен в составе творческой группы (К. Шелковенко, С. Анисимов, А. Губанов, И. Храмченко) в 1961 г. Он и в дальнейшем занимается скульптурой и в 1965 г. создает в с. Насурово памятник Герою Советского Союза А. И. Каширину, на улице имени которого сегодня и стоит «Дом художника». К тому времени в его здании, в строительстве которого художник принял самое активное участие, уже работают и сам Константин Карпович, и многие другие рязанские художники. Там были организованы Художественно-производственные мастерские Художественного фонда РСФСР. Там же базируется и Рязанская организация Союза художников России, в которую К.К. Шелковенко был принят в 1968 г. Уже в 1970 г. в выставочном зале «Дома художника» он организовал к 50-летию свою персональную выставку, каталог которой мы уже упоминали. Это, кстати, была первая такая отчетная выставка рязанского художника, за которой последовали подобные выставки и других авторов. Теперь это уже в традиции. Константин Карпович и в дальнейшем регулярно представлял рязанским зрителям свои авторские отчеты-выставки.
Интересным и значительным творческим периодом в жизни художника в 1970–1975 гг. явилась работа по созданию отдела природы Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника, который тогда располагался во «Дворце Олега». Ее он выполнил совместно со своим другом, ветераном войны Ю.А. Побережниченко. Для этого они много раз ездили в Мещерский заповедник, делали натурные зарисовки и этюды для задников будущих диарам. Им удалось добиться полной иллюзии перехода предметного плана в пейзаж. Позже, с учетом полученного обоими авторами опыта, в новом помещении музея аналогичный проект Ю.А. Побережниченко выполнил уже один. Константин Карпович также использовал этот опыт для создания диарамы «Старая Рязань» в Спасском районном краеведческом музее. А по созданному им позже в Высшей школе МВД большому предметному макету исправительно-трудового лагеря, возможно, до сих пор изучают специфику службы в органах ФСИН.
В 1975 г. руководство г. Рязани предложило для организации творческих мастерских художников несколько помещений на технических этажах новых 12-этажных зданий, которые в это время начали строить в городе. Первым, кто решился покинуть «общий» «Дом художника» и перебраться в мансарду рядом с вокзалом Рязань-2 стал К.К. Шелковенко. В этой мастерской он проработал до конца своей жизни (теперь ее занимает его сын Михаил — заслуженный художник России). Здесь им было создано большое количество новых работ, в основном — живописных. Как правило, большинство из них основаны на впечатлениях от многочисленных поездок на этюды, в Дома творчества, на любимую художником рыбалку (и летом и зимой). Как и прежде здесь представлена скромная красота средней полосы России и Мещеры, но особенно был им любим Крым, Гурзуф. Там художником написано множество морских пейзажей. В поздние годы на основе этюдов К.К. Шелковенко создал большой пейзаж «Прибой» и представил его на очередной областной выставке. Необъяснимым образом в момент закрытия выставки большое полотно в тяжелой раме исчезло из зала. Это был первый, и пока единственный случай похищения произведения рязанского художника прямо с выставки. Но Константин Карпович не стал по этому поводу расстраиваться. Он сказал: «Значит, картина кому-то так понравилась, что он не смог с ней расстаться». И не стал никуда заявлять, а просто повторил холст заново. Здесь же была им написана знаковая в его творчестве картина-натюрморт «О друзьях-товарищах» — как память о минувшей войне.
К.К. Шелковенко ушел из жизни 25 июня 2004 г.
В заключение стоит сказать, что художниками, окончив Рязанское художественное училище (РХУ), стали и сын, и старшая дочь Людмила. Дочь вышла замуж также за выпускника РХУ и талантливого художника Алексея Кирилловича Катышева, а родившийся в их семье сын Антон также окончил РХУ (под бдительным взором и попечением деда), женился на своей однокурснице Елене и стал известным в г. Дмитрове художником. Их дочь Лиза окончила то же московское училище, что и ее прадед, и пошла дальше по той художественной тропе, которую первым проложил в Рязани Константин Карпович Шелковенко — бывший беспризорник, ветеран Великой Отечественной войны и талантливый художник.
Шелковенко Михаил Константинович,
заслуженный художник РФ, почетный гражданин города Рязани, сын К.К. Шелковенко.
Источники фото:
Фото из домашнего архива сына К.К. Шелковенко - М.К. Шелковенко
Район (уезд): Рязань
Отрасль знаний: Искусство Живопись
Организация: Рязанский историко-архитектурный музей-заповедник
Организация:
Союз художников СССР