Семенова-Тян-Шанская Ольга Петровна (1863 - 1906), ученый-этнограф, художник, писатель

Дата события: 09.06.1863 г.

О.П. Семенова-Тян-Шанская родилась 9 июня (28 мая по ст. ст.) 1863 г. в Санкт-Петербурге. Выросла в большой дружной семье. Ее отец, Петр Петрович Семенов-Тян-Шанский, крупнейший учёный, общественный и государственный деятель, известен всему миру как выдающийся географ, историк, статистик, геолог, энтомолог, ботаник, искусствовед. Многие годы он был вице-председателем Русского географического общества, президентом Энтомологического общества, директором Центрального статистического комитета, почетным членом 73 научных и общественных организаций, состоял во многих благотворительных обществах.

В 1851 г. П.П. Семенов (почетную приставку к своей фамилии он получил по указу Сената в 1906 г.) вступил в брак с Верой Александровной Чулковой - племянницей Е.М. Кареевой, владевшей имением Гремячка Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). В 1853 г. Вера Александровна умерла в Петербурге от чахотки, и шестимесячный сын Дмитрий был отправлен в Гремячку на попечение Е.М. Кареевой. В 1859 г. после ее смерти Петр Петрович приобрел это имение в собственность.

В 1861 г. П.П. Семенов вторично вступил в брак, женившись на дочери известного государственного деятеля А.П. Заблоцкого-Десятовского Елизавете Андреевне. От этого брака родилось семеро детей: Ольга, Андрей, Вениамин, Валерий, Мануил, Измаил, Ростислав.

По воспоминаниям брата Вениамина Петровича «…сестра, получая только домашнее образование со сдачей в конце экзамена при 6-й мужской гимназии на звание домашней учительницы, прекрасно занималась общими предметами». Овладела тремя европейскими языками. Отец приобщил Ольгу к живописи. Сам он был ее знатоком и ценителем, собрал обширную коллекцию картин голландских и фламандских мастеров XVI-XVII вв. В 1880-е гг. она училась в Школе Общества поощрения художеств в Петербурге. Любила музыку, играла на фортепиано, пела.

Когда дети подросли, семья ежегодно приезжала на лето в Гремячку, которая была одной из самых процветающих в округе усадеб. Петр Петрович совершал с детьми экскурсии по окрестностям Гремячки и окрестных сел. Эти экскурсии, предметом которых было пристальное изучение природы, сопровождались сбором насекомых, растений; они заложили прочный фундамент естественнонаучных интересов детей. От отца Ольга унаследовала тягу к исследовательской работе, приобрела под его руководством большие познания в ботанике. Петр Петрович и Елизавета Андреевна считали общение с природой и ее преобразование главным звеном в развитии духовных начал у детей. Кроме экскурсий по Рязанской губернии, П.П. Семенов с детьми ежегодно предпринимал дальние поездки. Так они посетили Вильну, Одессу, Кавказ, Тамбовскую, Воронежскую, Орловскую губернии, Поволжье, г. Уральск, Туркестан. В 1883 г. Петр Петрович с дочерью посетили Крым.

В вопросах семейной педагогики, взаимоотношений родителей и детей основной акцент ставился на формирование высоконравственной, глубоко религиозной личности, воспитанной в соответствии с канонами и нормами христианства. Мать, Елизавета Андреевна, женственная, отзывчивая на людское горе, при живости характера была скромной, не любила большого общества и предпочитала заниматься домашними делами. В имение часто приходили больные, инвалиды, нищие и убогие. Со всеми дружелюбно и радушно беседовали, помогали хлебом, деньгами, лекарствами и медицинскими принадлежностями. Это оказало большое влияние на взросление и формирование личности, осознание своего места и роли в окружающем мире и определило направление деятельности Ольги Петровны. Она принимала живое участие в общественной жизни села, с готовностью откликалась на нужды крестьян.

Личная жизнь Ольги Петровны была отмечена трагедией. Ранняя молодость была омрачена самоубийством влюбленного в нее семнадцатилетнего художника К.В. Кеневича. Надежды на брак с полюбившим ее учителем и другом художником Н.А. Гоголинским, который давал уроки рисования детям Петра Петровича и летом подолгу гостил в Гремячке, были оборваны его неожиданной смертью. Это наложило отпечаток на мировоззрение Ольги и отразилось на всей последующей жизни. Она стала больше времени проводить в имении, в узком кругу друзей, поглощенная исследовательской работой. Начала собирать фольклор, изучать обряды. Результаты своих наблюдений над жизнью крестьян Гремячки, Мураевни, Нарышкина и других близлежащих рязанских сел тщательно записывала, собрала богатый этнографический материал. В имение приглашались местные крестьяне – мужчины и женщины, исполнявшие народные песни, которые она записывала.

Интерес к этнографии пробудился у Ольги Петровны в ранней юности. Первой ее работой был сборник песен Рязанской губернии, за который она была награждена в 1886 г. Русским географическим обществом серебряной медалью. Семенова принимала активное и деятельное участие в формировании коллекции этнографических материалов Русского географического общества, собирала произведения народного творчества: сказки, обряды, поверья, поговорки, готовила их к публикации в журнале «Живая старина». В этом же журнале в 1891 г. была опубликована статья «Праздники (Рязанская губерния)» с описанием празднования в Гремячке Егорьева дня, Вознесения, Троицы и Русальной недели и, через три года, - «Песни Рязанской губернии», записанные Ольгой Петровной в нескольких уездах.

Несмотря на то, что половину своей жизни Семенова провела в Петербурге и за границей, почти каждое лето она подолгу жила в Гремячке. Вместе с К.В. Николаевским в конце 1890-х гг. Ольга Петровна предприняла исследование крестьянской жизни окрестных деревень с тем, чтобы «создать портрет крестьянина среднего ума, экономического положения и моральных качеств из черноземной губернии России на рубеже веков». Была составлена программа исследования, в соответствии с которой Ольга Петровна изучала окружавшую ее сельскую среду во всех отношениях: жизнь и быт жителей Гремячки, Урусова и других близлежащих сел, вникала во все интересы и нужды крестьян, собирала предметы народного быта, кустарного промысла, описывала и обобщала свои наблюдения. Профессор Индианского университета, исследователь в области социальной истории Д. Рэнсел отмечал, что по методам полевой работы она была далеко впереди своего времени.

В 1898 г. Ольга Петровна написала статью «Смерть и душа», которая включает поверья и былички, записанные ею у крестьян и мещан Рязанского, Раненбургского и Данковского уездов Рязанской губернии. Эта статья подписана Семеновой как членом-сотрудником отделения этнографии Русского географического общества.

Важной стороной деятельности Ольги Петровны была экспедиционная работа по сбору коллекций для этнографического отдела Русского музея, корреспондентом которого она работала с 1902 г. до своей смерти. В 1902 г. в Раненбургском, Данковском и Скопинском уездах она по поручению музея собирала предметы народной одежды, головные уборы, ею были приобретены многочисленные образцы вышивок, кружева и предметы убранства жилища – полотенца, деревянные изделия, а также образцы ритуального печенья – «жаворонки» и «лестницы», которые выпекали в день Вознесения и оставляли в поле. Кроме того, она заказывала для музея модели – уменьшенные копии орудий труда, утвари, средств передвижения. Ольга Петровна также занималась фотографированием; в фототеке Русского музея хранится коллекция выполненных ею снимков.

В отчете Ольга Петровна дает краткую характеристику двух основных этнографических групп русского населения края – однодворцев и старожильческого населения. В культуре, особенно в одежде и орнаментике последних, она прослеживает следы культуры финноязычной мещеры: «Почти все вещи, вышитые мордовским швом, добыты мною в этих селах и деревнях, тогда как работы «строками» с преобладанием орнамента византийского характера извлечены мною из сундуков однодворок». В течение четырех лет Семеновой было приобретено 12 коллекций, 9 из них собраны в Рязанской губернии. В 1903 г. она также работала в Тамбовской губернии, в 1904 г. – в Орловской и Тульской. Свою значительную коллекцию (1 465 ед.) подарила Русскому этнографическому музею.

Большая наблюдательность, психологическая проницательность и чуткость души вместе с основательностью и широтой знаний выработали из О.П. Семеновой опытного практического этнографа, оказавшего русской науке значительные услуги своими собраниями произведений творчества и предметов быта. Результаты этого фундаментального труда легли в основу ее книги «Жизнь Ивана», которую называли «крестьянской энциклопедией». Эта книга о жизни крестьян последней четверти XIX в. является строго научным этнографическим исследованием. В ней подробно рассказывается о жизни современника автора - «Ивана» (обобщенный образ крестьянина одной из губерний центральной России). Семенова описывает жизнь «Ивана» от его рождения до женитьбы. Из книги можно узнать обо всех сторонах жизни крестьян того времени: о рождении и воспитании ребенка в крестьянской семье, семейных взаимоотношениях и отношениях между односельчанами, взглядах крестьян на религию, образование, власть. В книге дается материал о бюджете крестьянской семьи, подсобных промыслах, приводится земледельческий календарь, описывается изба, ее обстановка, утварь крестьянского обихода, одежда, питание. Повествование насыщено пословицами, поговорками, колыбельными, обрядовыми и бытовыми песнями, при этом авторская речь лаконична и точна, а речь героев произведения передана с ее особенностями, диалектизмами, ошибками, свойственными просторечью. Однако Ольга Петровна не увидела результатов своего труда. Книга «Жизнь Ивана» была подготовлена к печати единомышленником, специалистом по народному искусству, корреспондентом и собирателем этнографического отделения Русского музея Варварой Петровной Шнейдер и издана в Петербурге в 1914 г.

В 1898 г. П.П. Семенов приступил к составлению книги «Россия. Полное географическое описание нашего Отечества», одним из соавторов которого стала Ольга Петровна. Это многотомное научное издание дает яркую и глубокую картину жизни Российской империи конца XIX – начала XX вв. Заявленное авторами как «настольная и дорожная книга для русских людей» и популяризирующее результаты изучения географии России, издание вышло в 11 томах, каждый из которых посвящен определенному региону. Глава 5-я второго тома, посвященного, в том числе и Рязанской губернии, - «Распределение населения Среднерусской черноземной области по территории, его этнографический состав, быт и культура» - написана О.П. Семеновой (этнографическая часть) в соавторстве с братом Вениамином Петровичем Семеновым (статистическая часть).

Много сил отдала Семенова-Тян-Шанская пропаганде русского народного творчества и женской школы «кружевничества и рукоделий», созданной ею и сестрами Н.Н. Шаховской и О.Н. Шаховской в конце XIX в. в с. Мураевня Данковского уезда Рязанской губернии (ныне Милославский район Рязанской области). Изделия, изготавливаемые в стенах школы, имели своеобразный рязанский колорит и были столь высокохудожественными, что вскоре слава о школе разнеслась далеко за пределы губернии. Распространено было и золотое шитье. Ею была организована школа для крестьянских девочек, в которой они получали начальное образование и обучались кружевоплетению.

П.П. Семенов-Тян-Шанский оказывал большое содействие распространению изделий Мураевенской школы рукоделий в России и за границей. Заказчицей изделий была даже императрица Александра Федоровна, для которой изготовили покрывало на постель. Как высокохудожественный образец мастерства русских рукодельниц оно выставлялось на Всемирной выставке в Париже в 1900 г. и было удостоено Золотой медали. Делом семьи Семеновых-Тян-Шанских было Общество вспоможения бедным при церковном приходе Андреевского собора на Васильевском острове. Общество открыло приюты для пожилых женщин и для детей-сирот. Воспитательной частью в детском приюте ведал попечительский дамский комитет под председательством Елизаветы Андреевны Семеновой-Тян-Шанской; несколько женщин обучали детей грамоте, среди них – дочь Петра Петровича Ольга Петровна и племянница Елизавета Яковлевна Грот.

Обладая тонким умом философского склада, разнообразно даровитая и разносторонне образованная, О.П. Семенова-Тян-Шанская была наделена от природы большим художественным чутьем и талантом к живописи. Она интересовалась событиями, происходившими в мире искусства, современными тенденциями в искусствознании. Ее работы экспонировались на выставках, а любящий отец писал о ней как о «самой тонкой художнице настроений» и «талантливой пейзажистке нашей родины». Акварели и пейзажи, выполненные Ольгой Петровной, находятся в собрании Русского музея, Третьяковской галереи, в Рязанском художественном музее и Рязанском историко-архитектурном музее-заповеднике.

Умерла 12 ноября 1906 г. в Санкт-Петербурге, похоронена на Смоленском кладбище.

Правнук П.П. Семенова-Тян-Шанского Александр Владимирович Корольков открыл в Санкт-Петербурге, в доме № 39 на 8-й линии Васильевского острова, где проживала семья Семеновых-Тян-Шанских, приют для одиноких престарелых людей. В мастерской Ольги Петровны, любимой дочери ученого, устроена часовня, а ее картины украшают комнаты обитателей приюта.

 

Подготовила А. Д. Сурина

Отрасль знаний: Этнография Литература Живопись

Организация: Не выбрано

Организация:
Русское географическое общество

Имя: Семенова-Тян-Шанская Ольга Петровна

Список литературы:

03.05.2023