«Рязанские епархиальные ведомости» — журнал, разрешенный к изданию Святейшим Синодом по ходатайству архиепископа Рязанского и Зарайского Иринарха (Попова), — важнейший источник по истории Рязанской епархии. Этот официальный печатный орган Рязанской епархии выходил в Рязани с сентября 1865 г. дважды в месяц — 1 и 15 числа. В 1865–1877 гг. 1 сентября считалось датой начала церковного года, этому соответствовала и нумерация журнала. С 1878 г. нумерация выпусков начиналась с 1 января.
В первом номере издатели «Рязанских епархиальных ведомостей» отмечали, что журнал предназначен «…главным образом, для …духовенства и, сообразно с этим, предлагаем его духовенству для заявления и обсуждения общими силами интересующих его вопросов... В нашем журнале как издании собственно епархиальном должно быть другое преобладающее содержание, что всякие епархиальные ведомости, следовательно, и наши, должны содействовать возбуждению и удовлетворительному решению, главным образом, практических вопросов, касающихся благоустроения епархиальной жизни. Они должны считать своей задачей — поставлять духовенство в ближайшее соприкосновение с практическими вопросами по епархии, расположить его ближе войти в жизнь действительную. И нашей заботой будет... стараться по мере сил расположить местное духовенство уяснить себе разнообразные нужды свои и потребности и заняться приисканием мер к возможному удовлетворению сим нуждам и к облегчению для нашей епархии умственного и нравственного преуспеяния...». В то же время отмечалось: «Стремясь придать своему изданию местный характер, мы вместе с этим не будем, да и не должны… замыкаться исключительно в свою епар- хию и ограничиваться домашним решением строго местных вопросов. Нет, мы сочтем своей обязанностью знакомить, по мере сил, свою епархию с литературной деятельностью других епархий, тем более что многие из сих последних давно опередили нас в решении различных вопросов».
Были определены задачи издания: «Мы смотрим на наше изда- ние как на журнал, назначаемый, главным образом, для честного духовенства и, сообразно с этим, предлагаем его духовенству для заявления и обсуждения общими силами интересующих его вопросов. Конечно, не отвлеченные вопросы должны быть главным образом решаемы в нашем издании... в нашем журнале как издании собственно епархиальном должно быть другое преобладающее содержание, что всякие епархиальные ведомости, следовательно, и наши, должны содействовать возбуждению и удовлетворительному решению, главным образом, практических вопросов, касающихся благоустроения епархиальной жизни. Они должны считать своей задачей — поставлять духовенство в ближайшее соприкосновение с практическими вопросами по епархии, расположить его ближе войти в жизнь действительную. И нашей заботой будет... стараться по мере сил расположить местное духовенство уяснить себе разнообразные нужды свои и потребности и заняться приисканием мер к возможному удовлетворению сим нуждам и к облегчению для нашей епархии умственного и нравственного преуспеяния...
Что касается вообще нашего будущего издания, то нам хотелось бы придать ему характер местный... Как всякие, так и наши епархиальные ведомости, если чем могут доставить пользу общецерковной истории, так это именно изучением прежнего и настоящего своей епархии. Наши исторические материалы вообще так скудны, что в собрании и разработке их чувствуется большой недостаток... Смеем надеяться, что все просвещенные люди, знакомые с бытом нашей епархии, и в особенности опять наше местное духовенство, которому чаще всего могут встречаться материалы для изучения быта нашей епархии, сочувственно отнесутся к нашему желанию...
Само собой разумеется, что наше издание, будучи изданием строго епархиальным, должно быть вместе с тем и общеназидательным изданием. На нашей обязанности, между прочим, лежит и возможное ознакомление епархии с церковно-богословской наукой. Статьи ученого, педагогического, назидательного содержания и вообще — все литературные труды, могущие распространять в епархии религиозные и вообще серьезные сведения и поддерживать в наро- де истинно христианское направление, всегда будут с готовностью напечатаны в нашем издании».
Каждый номер журнала имел официальный и неофициальный отделы. До 1889 г. неофициальный отдел назывался «Прибавления к “Рязанским епархиальным ведомостям”».
Первоначально «Рязанские епархиальные ведомости» издавались при Рязанской духовной семинарии, в 1867–1896 гг. — при Рязанской духовной консистории. С 1897 г. изданием журнала за- нималось Братство святителя Василия Рязанского, при этом официальный отдел редактировался секретарем Духовной консистории, а неофициальный до 1911 г. — кафедральным протоиереем, затем — ректором Рязанской духовной семинарии.
В «Официальном отделе» публиковались распоряжения Святейшего Синода и императора, имеющие отношение к Рязанской епархии, распоряжения правящего архиерея, сведения об освящении храмов, о священнослужителях епархии: рукоположениях в сан, об определении на церковно-священнические места, принятии на службу, увольнении за штат, об исключении из списков в связи со смертью; в этом же разделе также публиковались журналы съездов рязанского духовенства, отчеты учебных заведений епархии, училищного совета и других организаций, находящихся в ведении епархии.
Определяя содержание второй, неофициальной части, издатели писали:
«В неофициальном отделе будут помещаемы:
1. Объяснения различных мест Святого Писания, выписки из святоотеческих творений, имеющие отношения к пастырям и пасо- мым и особенно применительно к современным потребностям их, выписки из житий святых, размышления о христианских догматах, объяснительные исследования, касающиеся церковно-богословских действий и вещей, а также прав церкви и духовенства.
2. Рассказы из русской и общей истории, воспоминания о лицах, оставивших по себе добрую память по епархии, поучительные происшествия из религиозно-нравственной жизни народной, назидательные случаи из пастырской деятельности духовенства по возможности с решением и ответами на оные.
3. Благоговейные размышления, слова и поучения, составленные применительно к понятиям простого народа.
4. Сведения и суждения о современном состоянии Рязанской епархии, в частности, о современном состоянии духовенства Рязанской епархии, о состоянии народных школ в ней и некоторыеуказания относительно физического, нравственного и умственного воспитания детей и соображения о ходе домашнего и школьного воспитания детей духовенства и народа, очерки народных нравов и обычаев, сведения о текущих особенно замечательных событиях и происшествиях по епархии, если эти сведения в каком-нибудь от ношении полезны для печатного оглашения.
5. Исторические исследования о местных христианских древностях, описания местных святынь, храмов, исторических лиц, исследования о прежнем положении и состоянии епархии и материалы для сих исследований.
6. Известия и заметки о некоторых вновь вышедших особенно замечательных, полезных духовных и педагогических книгах; известия о духовных и некоторых светских периодических изданиях, с указаниями лучших статей в них и с извлечениями из них того, что особенно может интересовать духовенство и быть полезным ему и народу.
7. Краткие заметки о церковных делах за границей.
8. Разные известия и смесь».
На страницах «Неофициального отдела» публиковались научные труды Агнцева, священников Добролюбова, Алфеева, Краснова, Лучинского и других. Они освещали историю храмов и монастырей Рязанской епархии, Рязанской духовной семинарии, Рязанского епархиального женского духовного училища, уездных духовных училищ, рассказывали о святителе Гаврииле (Городкове), митрополите Стефане (Яворском), архиепископе Симоне (Лагове) и других выдающихся деятелях Рязанской епархии. В этом отделе печатались также проповеди и статьи богословского характера, сведения о значительных событиях в духовной жизни Рязанской епархии — таких, как строительство храмов, учреждение новых обществ и попечительств.
Обязанности редакторов издания до 1896 г. выполняли: Д. Правдин (сентябрь 1865 г. — июнь 1866 г.), Н. Малинин (сентябрь 1865 г. — сентябрь 1866 г.), кафедральный протоиерей Николай Глебов (июнь 1866 г. — сентябрь 1867 г.), протоиерей Лука Воскресенский (сентябрь 1867 г. — 1889 г.), протоиерей Харалампий Романский (сентябрь 1867 г. — июнь 1892 г.), кафедральный протоиерей Николай Глебов (июнь 1892 г. — 1 октября 1893 г.), кафедральный протоиерей Феодор Толеров (1 декабря 1893 г. — июнь 1895 г.). С 1896 г. официальный и неофициальный отделы имели разных редакторов. Редакторы «Официального отдела»: Димитрий Андреев (июнь 1895 г. — сентябрь 1903 г.), X. Попов (апрель 1904 г. — июнь 1905 г.), протоиерей Феодор Толеров (июнь 1905 г. — 1906 г.), Г. Воскресенский (1907 г. — март 1909 г.), Троицкий (сентябрь 1909 г. — январь 1915 г.), П. Соколов (1915 г.), М. Крылов (1915 г. — декабрь 1916 г.), X. Говядский (декабрь 1916 г. — апрель 1917 г.). Редакторы «Неофициального отдела»: протоиерей Феодор Толеров (июнь 1895 г. — декабрь 1910 г.), протоиерей П. Казанский (январь 1911 г. — апрель 1917 г.).
В 1888 г., в связи с меняющейся ситуацией в российском обществе, издатели журнала пришли к необходимости изменить программу журнала. Архиепископ Рязанский и Зарайский Феоктист (Попов) по этому поводу подал рапорт в Святейший Синод. Рапорт был удовлетворен, и с 1889 г. «Рязанские епархиальные ведо мости» начали издаваться по более обширной программе. Журнал имел семь разделов: 1-й, официальный, включал указы, грамоты, рескрипты, циркуляры и т.п.; 2-й — публикации по вопросам общецерковной и епархиальной жизни, в том числе о религиозно-нравственном воспитании народа; 3-й раздел включал епархиальные известия: сведения о религиозно-нравственном состоянии народа, очерки местных обычаев и суеверий и т.п., известия о пастырской деятельности местного духовенства, о состоянии церковно-приходских школ и других учебных заведений, находящихся в ведении духовенства; сведения о местных ересях и расколах, о выдающихся деятелях сектантства и их пагубном влиянии на народ; сведения о мерах, предпринимаемых местными пастырями в борьбе с сектантством; о деятельности епархиальных миссионерских учреждений; хронику текущих событий в епархии и в городе Рязани; 4-й раздел был научно-литературным и включал слова и поучения, научные статьи духовного содержания, краткие библиографические сведения о книгах и изданиях; 5-й включал сведения о важнейших распоряжениях правительства, касающихся общего состояния Русской Церкви; важнейшие российские события общецерковной и иноепархиальной жизни, краткие новости о важнейших событиях внутренней государственной и общественной жизни России; 6-й знакомил с новостями из-за границы: о знаменательных событиях церковной жизни, преимущественно в православных Церквах и славянских государствах, о важнейших политических и общественных событиях; 7-й раздел под названием «Смесь» печатал материалы, которые не укладывались в концепцию вышеперечисленных разделов.
С апреля 1917 г. журнал «Рязанские епархиальные ведомости» выходил не столь регулярно, как прежде, и под другим названием — «Голос свободной Церкви». Несмотря на изменение названия, издание сохраняло православную традицию, не уклоняясь в обновленчество, которое набирало силу, благодаря поддержке новой власти. К концу 1918 г. периодическое епархиальное издание прекратило свое существование.
Монахиня Мелетия (Панкова)
Район (уезд): Рязань
Отрасль знаний: Религия СМИ Журналистика
Организация: Журнал "Рязанские епархиальные ведомости"
Организация:
Журнал "Рязанские епархиальные ведомости"