Повалишин Иван Федорович (1833-1913), вице-адмирал

Дата события: 21.06.1833 г.

У потомственного дворянина Рязанской губернии Повалишина Федора Меньшого Никитича (р. 1785) – капитана 2-го ранга, кавалера ордена св. Георгия 4-й степени, участника четвертой коалиции (1806–1807) наполеоновских войн, участника Русско-турецкой войны 1806–1812 гг., участника сражения с турецким флотом при Дарданеллах и при острове Лемнос, было три сына. Отец владел небольшим имением и 10 душами крепостных крестьян в Зарайском уезде Рязанской губернии [1, с. 215].

Понимая, что таким помещичьим «богатством» не просуществуешь, сыновья стали военными моряками, в конце службы достигли званий контр- и вице-адмиралов. Но не только материальное благополучие подвигло их к военно-морской службе. Их двоюродный дед Ларион Афанасьевич Повалишин, вице-адмирал, кавалер ордена св. Георгия 2-й степени и многих других высоких орденов, был знаменитым морским военачальником конца XVIII в., участником судьбоносных сражений со шведским флотом при Красной горке и в Выборгском проливе. Дед был примером для братьев; его внуки действительно прославили свой род.

Старшим сыном Федора Никитича Повалишина был контр-адмирал, участник Крымской войны и обороны Севастополя 1854–1855 гг. Николай Федорович (1830–1890), начавший офицерскую службу в 1853 г. в звании мичмана на корабле «Великий князь Константин» под командованием капитана 2-го ранга Ергольникова. Военный корабль в тот год осуществлял практическое плавание по Черному морю. В следующем году Николай Федорович был назначен на фрегат «Месемврия» под командованием капитан-лейтенанта Тироля. Корабль находился на Севастопольском рейде. 2 сентября 1854 г. 62-тысячная соединенная армия Англии, Франции и Турции высадилась под Евпаторией и направилась к Севастополю. Часть экипажа была приписана к береговым батареям. В их числе оказался и молодой мичман. В первых числах октября он был назначен командиром батареи на 3-м бастионе гарнизона Севастополя. Несколько раз выигрывал артиллерийские дуэли у англичан.

Подвиг Н. Ф. Повалишина достоверно описан в Представлении от 15 ноября 1854 г. начальника 3-й дистанции оборонительной линии контр-адмирала А. И. Панфилова о награждении мичмана Повалишина орденом св. Георгия 4-й степени: «…Командуя первые четыре дня батареею близ Лабораторных казарм из 9 действовавших орудий, неоднократно подбивал английскую батарею, вдвое его сильнейшую, и заставлял большую часть её орудий молчать более, чем на 24 часа, подбивая орудия и разрушая мерлоны, некоторые амбразуры до сего времени заложены. Четыре дня под самым сильным огнём неприятеля был на батарее бессменно по своему желанию, три раза лично тушил загоревшийся пороховой погреб и оставил батарею только тогда, когда лишился ноги…»[2, с. 57].

Ранение с раздроблением правой голени и контузией левого плеча, привело к ампутации ноги выше колена. После этого последовало лечение в Севастопольском военном госпитале с 9 октября 1854 по 27 июля 1855 г. и увольнение на год «для излечения от ран». Несмотря на тяжелое ранение, Николай Федорович уже в звании лейтенанта продолжил службу. В начале 1886 г был уволен в запас в звании контр-адмирала. Его имя увековечено на одной из 26 мемориальных плит во Владимирском соборе Севастополя среди имен 57 адмиралов и офицеров Российского флота, удостоенных ордена Св. Георгия за участие в Крымской войне 1853–1856 гг. Похоронен контр-адмирал Повалишин в склепе в д. Астрамьево Зарайского уезда Рязанской губернии [3, с. 37].

Средним сыном Федора Никитича Повалишина был контр-адмирал Федор Федорович (7.09.1831 – 10.02.1899). В составе Севастопольского гарнизона он находился около года – с сентября 1854 по август 1855 г.; участвовал в боях. В этот период каждый месяц службы на бастионах зачитывался за год. Ф. Ф. Повалишин награжден орденами Св. Анны 3-й степени с мечами, Св. Анны 4-й степени с надписью «За храбрость» и Св. Станислава 3-й степени с мечами. Похоронен на Смоленском православном кладбище Санкт-Петербурга [4, с. 18].

Младший сын – Иван Федорович, родился 21 (9 по ст. ст.) июня 1833 г. в сельце Маркино Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Московская область). Образование получил в Александровском кадетском корпусе, куда поступил 26 февраля 1841 г.; с 1 сентября 1845 г. переведен в Морской кадетский корпус. С 1846 по 1850 г., будучи гардемарином, проходил морскую практику на корпусных фрегатах в плавании между Петергофом и Кронштадтом. В кампанию 1851 г. Иван Федорович в звании унтер-офицера на фрегате «Церера» под командованием капитана 2-го ранга и георгиевского кавалера А. Я. Тишевского в составе отряда из восьми судов Балтийского флота под общим командованием контрадмирала великого князя Константина Николаевича находился в практических плаваниях в Финском заливе и Балтийском море. В том же году на линейном 74-х пушечном корабле «Нарва», под командованием капитана 1-го ранга Д. Д. Шишмарева, находился в плавании по Балтийскому морю. В 1852 г. молодой офицер стал участником похода по Балтийскому и Северному морям с заходом в Гельсингфорс (ныне Хельсинки).

С 23 июня по 2 июля 1853 г. на корабле «Андрей» под командованием капитана 1-го ранга Е. А. Беренса, будущего адмирала, был в плавании по Балтийскому морю. За это время Иван Федорович многому научился у знаменитого моряка, совершившего к тому времени три кругосветных путешествия на парусных кораблях: на транспорте «Кроткий» под командой капитан-лейтенанта Леонтия Андрияновича Гагемейстера с заходом в Камчатку (1828–1830), на транспорте «Америка» под командой капитан-лейтенанта Ивана Ивановича фон-Шанца (1834–1836) и, командуя компанейским кораблем «Николай», кругосветное плавание из Кронштадта в Новоархангельск (Аляска) и обратно (1837–1839). Со 2 июля по 5 авгус та 1853 г. И. Ф. Повалишин служил на корабле «Владимир» под командованием капитана 1-го ранга Адамса; находился в походах по Балтийскому морю. 5 августа 1853 г. был переведен на корвет «Князь Варшавский» под командованием капитан-лейтенанта, будущего вице-адмирала И. Н. Стромилова. Морские офицеры понимали, что отношения между Россией и коалицией европейских государств накаляются, все ждали военного конфликта, используя все имеющееся у них в распоряжении время для практической подготовки. Крымская война началась в октябре 1853 г. С началом навигации в апреле 1854 г. И. Ф. Повалишин был направлен на корабль «Владимир» под командование своего первого командира, капитана 2-го ранга Тишевского, у которого проходил практику еще в 1851 г.

C апреля по конец 1855 г. И. Ф. Повалишин находился в Кронштадте, на загородном редуте генерала Дена, укрепленном и модернизированном в 1850-х гг. Редут, названный в честь инженер-генерала Иоганна Якоба фон Дена, исполнявшего обязанности военного губернатора Кронштадта во время войны 1853–1856 гг., был способен вести круговую оборону.

Черноморский театр являлся главным театром военных действий в войну 1853–1856 гг., однако в планах Англии и Франции с весны 1854 г. значился и захват территорий в Балтийском, Белом и Охотском морях. Английский флот появился в водах Балтики в марте 1854 г. Его действия начались с нападений английских крейсеров на русские купеческие суда. Спустя два месяца в состав англо-французского флота входили 26 парусных и 41 паровое судно, всего 3 450 орудий. Основная цель соединенного флота противника заключалась в уничтожении Кронштадта и прорыве к Петербургу. Русское командование на Балтике развернуло широкие оборонительные работы на суше. Кроме того, важнейшим боевым средством, впервые практически примененным в боевых условиях, явились морские мины. Именно они и сковали деятельность флота противника. Неудачей заканчивались все попытки противника по захвату российских территорий. Весь следующий 1855 г. англо-французским силам не удалось переломить ситуацию.

Корабли союзной эскадры оказались у входа в Финский залив 19 апреля, заперев русский Балтийский флот, состоявший из 26 парусных линейных кораблей, 9 пароходо-фрегатов и 9 парусных фрегатов, в Кронштадте и Свеаборге. Но и сами они не могли продвинуться в российские воды, так как для обороны Балтийского побережья впервые в мире русские применили подводные мины с химическими контактными взрывателями, разработанным академиком Б. С. Якоби. Основная база флота – Кронштадт, была хорошо укреплена. В состав кронштадтской крепостной артиллерии, наряду со ствольной артиллерией, входили также ракетные установки, предназначенные для залпового огня по кораблям противника на дистанции до 2 600 метров [5, с. 88].

Особенностью военно-морского театра на Балтике являлось то, что из-за мелководья Финского залива крупные корабли не могли подойти непосредственно к Санкт-Петербургу. Поэтому в ходе войны для его защиты в рекордно короткие сроки с января по май 1855 г. было построено 32 деревянные винтовые канонерские лодки. А к концу года – еще 35 винтовых канонерок и 14 винтовых корветов и клиперов. Паровые машины, котлы и материалы для их корпусов были изготовлены в петербургских механических мастерских. Механиками на вводимые в строй винтовые военные корабли назначались русские мастеровые. Установленные на канонерских лодках бомбические пушки превращали эти небольшие корабли в серьезную боевую силу. Французский адмирал Пэно писал по окончании войны: «Паровые канонерки, столь быстро построенные русскими, совершенно изменили наше положение».

Все это сдерживало флот Англии в Балтийском море. Британцы не вели активных действий с российскими военными кораблями, они ограничивались бомбардировкой русских крепостей. Основной их целью была Кронштадская военно-морская база. Для ее защиты командованием базы был модернизирован загородной редут генерала Дена, предназначенный для обороны даже в случае полного окружения. В качестве гарнизона туда были направлены моряки экипажей боевых кораблей, блокированных в Финском заливе, в числе которых находился вначале мичман, затем – лейтенант И. Ф. Повалишин. Здесь он выполнял боевую задачу с апреля по ноябрь 1855 г. года в составе 11-го флотского экипажа до самого окончания Крымской войны. Однако И. Ф. Повалишину не пришлось принимать непосредственного участия в боевых действиях.

В феврале 1856 г. Крымская война закончилась не в пользу России. Был потерян Черноморский флот и серьезно расстроена финансовая система страны. Но война стала и толчком к военной реформе, к ликвидации парусного флота и замене его паровым. Это коснулось и Повалишина. В течение трех навигаций – 1857, 1858 и 1859 гг. – он обучался управлению паровыми кораблями, находясь на пароходо-фрегате «Смелый» под командованием капитана 2-го paнга Аболешева на Балтийском море.

C 1860 по 1862 гг. И. Ф. Повалишин отрабатывал свои навыки в более сложных условиях открытого океана и Средиземного моря, находясь за границей (во Франции, Греции и Турции) на парусно-винтовом фрегате «Олег» под командованием капитана 2-го ранга Андреева. В свою первую кампанию, в Средиземное море, фрегат «Олег» был послан в 1860 г. [6, с. 147]. В 1861 г. в Средиземном море на Вилла-Франкском рейде фрегат «Олег» сдрейфовало и бросило на каменный риф около мыса Сен-Жан. Ранней весной 1863 г., находясь в Финском заливе, «Олег» сел на камни около Аладских шхер. Значительно позднее, в 1869 г., он столкнулся в другим российским военным кораблем и затонул.

Но вернемся к службе Повалишина на этом фрегате. Она проходила в то время, когда Коалиция европейских государств даже после победы в Крымской войне не была полностью удовлетворена. Автор ранее уже писал о начинавшейся в начале 1860-х гг. интереснейшей «многоходовке» в рамках «Большой игры» – геополитическом соперничестве между Британской и Российской империями за господство в Южной и Центральной Азии и связанном с этим январским восстанием 1863 г. [7, с. 173-174]. Англичане, затем и присоединившиеся к ним французы, в конце 1850-х гг. вели опиумную войну с Китаем, требуя официального разрешения на продажу по всей территории страны опиума. Для этого настаивали на передвижении английских судов по всем рекам Китая, что было абсолютно неприемлемо для России, так как позволило бы англичанам захватить р. Амур. Россию с Китаем связывал Нерчинский договор, заключенный еще в 1689 г., но он не устанавливал точную границу между странами, а только оговаривал горные хребты, по которым она должна была проходить. Не было ясности и с Амуром. Понимая, что Крымская война 1853–1856 гг. – это только начало противостояния Британии и Франции с Россией, император Александр II делал все, чтобы установить точные границы на Дальнем Востоке. В мае 1858 г. с Китаем был заключен Айгунский договор, затем, в ноябре 1860 г., Пекинский договор. По нему граница стала такой, в каком виде она существует и сейчас: включены все земли по левому берегу Амура и весь Приморский край. Плавание по Амуру, Сунгари и Уссури было разрешено только российским и маньчжурским судам и запрещено всем остальным. Это был удар по планам Британии на Дальнем Востоке.

Начавшаяся в 1861 г. война Севера и Юга, морская блокада северянами побережья южных штатов привели к тому, что хлопок из южных штатов США перестали вывозить из страны. Британия, как монополист его поставки в Европу, понесла огромные потери. Правда, Британия пыталась поддержать конфедератов Юга – владельцев хлопковых плантаций, и даже послать туда военные корабли поддержки, но не получилось. Восстание настолько повлияло на экономику США, что хлопок даже не сеяли несколько лет. Восполнить потери можно было только захватом плантаций хлопка в Египте, Индии и Средней Азии. Россия тоже была заинтересована в хлопке из Туркестана и начала колонизацию этих земель. Ее поддержала Германия. Часть денег, необходимых для создания инфраструктуры по доставке туркестанского хлопка в Европу, выделяли немецкие промышленники. Назревал серьезный международный конфликт. Вскоре нашелся и повод.

Им стало восстание поляков 1863 г., так называемое Январское восстание, – вооруженное выступление на территории Царства Польского, Северо-Западного края и Волыни с целью отделения от России и восстановления Речи Посполитой в восточных границах 1772 г.

Британская пропаганда утверждала, что в Польше происходит демократическая революция, направленная против тирании русского царя. На самом деле, восстание было поднято исключительно шляхтой и католическим духовенством, к которым присоединилось некоторое число деклассированных элементов. В нем доминировали два лагеря: «Красные» – радикальные демократические и патриотические группировки, выступавшие за открытую вооруженную борьбу и готовились восстановить Речь Посполитую; «Белые» – умеренные: аристократия, помещики, зажиточное мещанство, ожидая высокую компенсацию за освобождение крестьян от крепостной зависимости, не спешили с восстанием. «Красные» надеялись на то, что Франция, выигравшая в это время войну с Австрией за Италию, продолжит свой победоносный поход в Россию и захочет освободить Польшу. На самом деле Британии и Франции не нужна была новая Польша. Им нужен был конфликт с Россией, чтобы ее ослабить и доминировать в Китае и Туркестане. 5 апреля 1863 г. представители Англии и Франции в Петербурге вручили министру иностранных дел Российской империи, князю А. М. Горчакову ноты, полученные от своих министров иностранных дел.

В английской ноте обосновывалось право вмешательства в польские дела на основе 1-й статьи заключительного акта Венского конгресса. Противники угрожали уничтожить весь российский флот в Балтийском море и окончательно сделать Россию не морской державой. Ситуация была на грани объявления войны, но до вооруженного конфликта пока не дошло. 11 апреля 1863 г. царь утвердил предложения Комитета по обороне Черного и Балтийского морей «О приведении Кронштадта в надлежащее оборонительное состояние». В устье Невы была возобновлена резервная линия обороны, состоявшая из батарей, вооруженных 60-фунтовыми и 3-пудовыми пушками. Создавались минные поля.

В отличие от времен Крымской войны, русские адмиралы наряду с оборонительными действиями предприняли и наступательные. Управляющий 134 Морским министерством адмирал Н. К. Краббе предложил Александру II немедленно отправить русские крейсерские суда к берегам Соединенных Штатов. По одной из версий – было желание спрятать более или менее современные корабли от уничтожения в Балтийском море. По другой, на случай вступления в войну Англии и Франции, немедленно начать крейсерскую войну. Угроза была серьезной, у Британии в это время не было сил на защиту торговых коммуникаций. Экономика Британских остров существовала только за счет сырья, поставляемого из-за моря. Не будет безопасных морских путей поставки сырья, не будет и экономики, и наступит экономических крах. Забегая вперед отметим, что все так и случилось: британцы не выдержали блокады. Австрия решила поддерживать нейтралитет. Франция, оставшаяся в одиночестве, не смогла противостоять России.

И. Ф. Повалишин в ходе противостояния на Балтике с мая по сентябрь 1863 г. находился в отряде флагманов контр-адмиралов Толбузина и Ендогурова в Балтийском море и Финском заливе. После окончания навигации все корабли стали на оборону Кронштадта, а свободные от службы моряки – на оборону Петербурга. Только с весны напряжение стало спадать и к июню 1864 г. наступило перемирие. Восстание было подавлено окончательно. Но угрозы со стороны Британии остались. Первостепенной задачей для России была защита берегов, основной упор дальнейшей кораблестроительной программы делался на броненосцы береговой обороны. К сентябрю 1864 г. в Санкт-Петербурге на воду был спущена броненосная батарея «Не тронь меня». Именно на ней и проходила дальнейшая служба Повалишина. Корабль достраивался, в 1865 г. проходил ходовые испытания в Балтийском море, Финском и Ботническом заливах с заходом в Стокгольм в составе эскадры.

Несколько лет, с 1866 по 1869 г., капитан-лейтенант Повалишин проходил службу на фрегате «Петропавловск», пока не удостоился чести принять с 1 января 1870 г. под свое командование военный корабль – монитор «Стрелец». В 1875 г. Иван Федорович стал капитаном 2-го ранга, затем 1-го ранга. До 1888 г. он командовал кораблями Балтийского флота «Смелый», «Рюрик», броненосным башенным фрегатом «Адмирал Грейг». За воинскую службу был награжден пятью орденами. В 1888 г. И. Ф. Повалишин получил звание контр-адмирала. В том же году назначен директором маяков и лоций Балтийского моря и командиром Ревельского порта. 14 июля 1893 г. Иван Федорович уволен в отставку с производством в вице-адмиралы. C 1894 по 1904 г. он занимал почетную должность директора Дома милосердия для девочек в районе Лесное Санкт-Петербурга. Затем был избран уездным предводитель дворянства.

Умер И. Ф. Повалишин 21 декабря (по ст. ст.) 1913 г. в возрасте восьмидесяти лет и был похоронен на Новодевичьем кладбище Санкт-Петербурга. До настоящего времени его могила не сохранилась.

 

Н. С. Попов

Отрасль знаний: Военно-морской флот

Организация: Александровский кадетский корпус

Организация:
Морской кадетский корпус

Имя: Повалишин Иван Федорович

Список литературы:

05.06.2023