Варфоломей (1866-1956), митрополит Новосибирский и Барнаульский, доктор богословия

Дата события: 18.07.1866 г.
Митрополит Варфоломей (в миру Сергей Дмитриевич Городцов) родился 18 июля (5 по ст. стилю) 1866 г. в с. Поздное Михайловского у. Рязанской губ. в многодетной семье священника Преображенской церкви Дмитрия Андреевича Городцова, там же был крещен. В семье было семеро детей: Павел, Александр, Анна, Мария, Сергей, Феодосья и Варвара. 
 
Отец, Д. А. Городцов, служил в церкви с. Поздное Михайловского уезда с 1849 г. Умный, рассудительный человек, он, помимо обязанностей священника, занимался земледелием, садоводством и пчеловодством. На собственные средства построил в с. Поздное приходскую школу. 
 
Мать, Елена Георгиевна, приветливая, трудолюбивая, лечила местных жителей травами, передав свое умение врачевания младшей дочери Варваре, а позже - внучке Марии, ставшей известным в Ленинграде врачом. 
 
Дети жили в согласии, трудолюбии, любви. Из служебных поездок в Рязань, Михайлов, Скопин отец Димитрий привозил русскую классическую литературу, привил детям вкус к чтению и музыке. Семья сельского священника воспитала незаурядных культурных деятелей. Павел Дмитриевич – доктор богословия, академик Санкт-Петербургской духовной академии. Александр Дмитриевич – оперный бас, пел на сценах театров Москвы, Петербурга, впоследствии – основатель и первый председатель Пермской филармонии, создатель многих народных хоров в Пермской и Екатеринбургской губерниях. Анна Дмитриевна, в замужестве Боголепова, - организатор сети сельских библиотек в Михайловском уезде, участница литературно-драматических кружков в Михайлове. Мария Дмитриевна – путешественник-этнограф, в 1930-1940-х гг. – профессор кафедры русского языка в университете Сорбонна (Франция). Феодосья Дмитриевна, в замужестве Твердова, - основательница и первый директор Михайловской женской гимназии. Варвара Дмитриевна – знаменитый в Петербурге хирург. Сергей Дмитриевич – митрополит Варфоломей Новосибирский и Барнаульский, доктор богословия. 
 
О своей семье он вспоминал: «… мать у меня была большой подвижницей, постницей, аскетически настроенной, а мудрый отец мой никогда не пускал меня в алтарь, чтобы прислуживать, и у меня с детства создалось особое благочестивое отношение к этому святому месту». Он нес послушание на клиросе - пел в церковном хоре. 
 
Окончив приходскую школу в родном селе, Сергей Городцов учился в Скопинском духовном училище, по окончании которого в 1880 г. - в Рязанской духовной семинарии. В 1886 г. поступил в Санкт-Петербургскую духовную академию. Здесь завязалась дружба с Иваном Страгородским, будущим Патриархом Московским и всея Руси Сергием, которая продолжалась всю жизнь. Решающее влияние на их духовное развитие, формирование личности оказал ректор академии епископ Антоний (Вадковский), впоследствии митрополит Санкт-Петербургский. Будучи слушателями духовной академии, при непосредственном влиянии ректора, С. Городцов и иеромонах С. Страгородский проводили беседы в церквах, на фабриках, заводах, в народных клубах. Эти собрания посещали не только духовные, но и светские лица, в частности, В. С. Соловьев и С. А. Рачинский. В 1890 г. С. Городцов блестяще окончил духовную академию. Удостоен степени кандидата богословия за сочинение «Отношение книги Притчей Соломоновых к книге Иова со стороны содержания», получившее награду в числе лучших сочинений выпускников года.  
 
Глубокая миссионерская работа имела свое деятельное продолжение. С августа 1890 г. С. Городцов работал в должности помощника инспектора Могилевской духовной семинарии. В это же время стал сотрудничать в «Московских Епархиальных Ведомостях», печатая на их страницах статьи и проповеди.  
 
В 1892 г. получил назначение в Грузию, в Тифлис (ныне Тбилиси), где 26 лет служил в разных храмах города, на ниве просвещения, занимался храмостроительством. 
 
После вступления в брак 11 декабря 1892 г. Экзархом Грузии архиепископом священномучеником Владимиром (Богоявленским) С. Городцов рукоположен во диакона, 13 декабря принял сан священника. Его заботами в Тифлисе были построены два храма – во имя св. Михаила Тверского и в честь Казанской иконы Божией Матери. С 1 января 1893 г. отец Сергий являлся настоятелем Казанской миссионерской церкви, она являла собой убогое помещение, а прихожане находились под влиянием сектантов-молокан. Опираясь на содействие «Общества Восстановления Православного Христианства на Кавказе», воздействуя на прихожан вдохновенной проповедью, ему удалось 13 июня 1893 г. заложить первый камень в строительство нового каменного храма. В сентябре 1894 г. церковь во имя Казанской иконы Божией Матери была воздвигнута и освящена, а приход ее стал одним из самых больших в Тифлисе. Усилиями священника Сергия была создана библиотека, построен зал для лекций и духовных концертов. Он был настоятелем Казанской церкви 20 лет. В последние годы служения в Тифлисе отец Сергий являлся настоятелем храма в честь св. благоверного князя Михаила Тверского, построенного при его непосредственном участии и попечении. 
 
Помимо обязанностей пастыря миссионерской церкви, он в самом начале своего служения в Тифлисе был назначен постоянным наблюдателем городских школ, был председателем совета Миссионерского братства, председателем епархиального Грузинского училищного совета, благочинным русских церквей, законоучителем школы слепых, законоучителем и инспектором классов Иоанникиевского епархиального женского училища в Тифлисе. Многообразные пасторские обязанности отец Сергий сопрягал с богословско-литературной деятельностью. Сотрудничая в «Духовном Вестнике Грузинского Экзархата», он издавал и отдельные книги: «Мысли пастыря о некоторых изречениях апостола Павла», «Пастырь-проповедник по Иоанну Златоусту», «Как надо понимать возглас священника на утрени «Слава Тебе, показавшему нам Свет». В начале 1904 г. удостоен сана протоиерея. Во время русско-японской войны заботился о раненых, организовывал сбор одежды для отправки на фронт. 
 
27 декабря 1906 г. на протоиерея Сергия Городцова было совершено покушение. В журнале «Христианин» описывались подробности: он ехал с матушкой в фаэтоне, злоумышленник трижды выстрелил в отца Сергия и убежал. Его подручный, увидев полицейских, не решился стрелять и хотел скрыться, но был задержан. Подвергся он поруганию и в Германии, где в 1914 г. служил во Владимирской церкви г. Мариенбада; накануне Первой мировой войны разбушевавшаяся толпа напала на него и его псаломщика. 
 
В 1914 г. протоиерей С. Городцов закончил давно задуманный труд и подготовил к печати магистерскую диссертацию на тему «Книга пророка Иова: Опыт библейско-психологического обозрения содержания книги». 
 
Будучи бездетными супруги Городцовы взяли на воспитание детей, один из воспитанников, Николай Вольянников, сопровождал протоиерея Сергия на всех местах его служения и принял постриг с именем Никандр, в 1949 г. был хиротонисан во епископа Бийского, викария Новосибирской епархии, впоследствии стал епископом Омским и Тюменским. 
 
Революционные потрясения заставили отца Сергия в 1918 г. покинуть Тифлис. Последовало 17 лет гонений, тюрем, лагерей и ссылок. В Петербурге в первые дни октябрьского переворота на допросе «от разрыва сердца» погиб старший брат Павел. Через год в Перми скончался младший брат Александр. В годы Гражданской войны пропали безвести его супруга и приемный сын Андрей. В Михайлове был расстрелян единственный сын сестры Феодосьи Валентин Твердов. Сестра Мария была в это время в Париже. 
 
С сентября 1918 по 30 июня 1920 г. протоиерей Сергий преподавал Закон Божий в мужской гимназии в Елизаветполе (ныне Гянджа, Азербайджан). В 1920 г. назначен настоятелем Александро-Невского собора в Баку, затем служил там же во Флотской церкви. 
 
В конце августа – начале сентября 1923 г. отец Сергий арестован и по постановлению бакинского ОГПУ выслан в Уфу на пять лет. После пересмотра дела в Москве 5 октября 1924 г. отправлен в Соловецкий лагерь особого назначения на два года. В это время он узнал, что овдовел. В лагере был в составе роты сторожей, которую формировали преимущественно из духовенства, что помогло ему проводить духовные беседы и проповеди. Иногда (до 1929 г.) службы проводились в кладбищенской церкви св. Онуфрия – единственном храме, оставленном верующим. В 1925 г. протоиерей Сергий Городцов слагает акафист в честь святителя митрополита Филиппа (в миру Федор Степанович Колычев). Этот смелый поступок еще более сблизил его с узниками-священнослужителями, с некоторыми, чудом оставшимися в живых, в военные годы он общался и сотрудничал. Так, в 1942 г. на короткое время судьба свела старых лагерников в Казанском соборе г. Ульяновска. 
 
7 октября 1926 г. отец Сергий выслан в Сибирь, в Остяцкий сельсовет (деревни Ургуль и Львовка), 1 января 1930 г. – в г. Богучар Воронежской области, где находился до конца 1933 г., когда получил право на свободное проживание в СССР. Служил в местной церкви. В 1935 г. получает приход в с. Воловниково Клинского района Московской области. Большим событием в это время стала встреча с Патриаршим местоблюстителем митрополитом Сергием (Страгородским). Несмотря на разницу в положении, они подолгу беседовали на богословские темы и делились всопоминаниями. 
 
В декабре 1940 г. протоиерею Сергию был выдан паспорт, по которому ему запрещалось проживание в большинстве крупных городов СССР и в стокилометровых зонах вокруг них. В 1941 – апреле 1942 г. жил в д. Рабочий Поселок Завидовского района Калининской области. После оккупации района немцами убеждал население верить в приход Красной Армии и освобождение. В марте 1942 г. отец Сергий писал Патриаршему местоблюстителю о том, что Воловниковская церковь разбита, а затем, как и дом, в котором он жил, сгорела. 
 
17 апреля 1942 г. магистр богословия протоиерей Сергий Городцов назначен на кафедру епископа Можайского, викария митрополита Московского с пребыванием в г. Ульяновске. 29 мая 1942 г. в Казанском соборе Ульяновска пострижен в монашество с наречением имени Варфоломея. 31 мая состоялась архиерейская хиротония. На следующий день возведен в сан архиепископа. В августе того же года прибыл в Можайск, служил в храмах Москвы. Прихожане полюбили его проникновенные службы и глубокие назидательные проповеди и испытали сильное огорчение, когда узнали, что в ноябре 1942 г. он назначен архиепископом Ульяновским. 
 
26 декабря 1942 г. исполнилось 50 лет священнической хиротонии архиепископа Варфоломея; он был удостоен правом ношения креста на клобуке. 
 
26 июля 1943 г. назначен в Новосибирскую и Барнаульскую епархию. Прихожане провожали своего пастыря со слезами. На пути из Ульяновска в Новосибирск архиепископ Варфоломей остановился в Перми, его проповедь слушали, затаив дыхание, архиерея здесь не видели и не слышали давно. 24 августа 1943 г. он прибыл в Новосибирск и в храме в честь Успения Божией Матери отслужил свою первую в Сибири службу, на которую собралось множество народа. Большинство храмов в Сибири было разрушено, размножались секты. Не было ни духовных школ, ни монастырей. В годы войны и первые послевоенные годы архиепископ Варфоломей явился духовным собирателем Сибири. С 10 июля 1947 г. ему поручено временное управление Владивостокской, а с 4 августа также Красноярской епархиями. Несмотря на преклонный возраст, сам совершал поездки по епархиям: в 1944-1948 гг. состоялось около 30 поездок, в том числе 7 поездок в Москву и одну дальнюю поездку в Хабаровск и Владивосток. Служил в храмах Иркутска, Омска, Тюмени, Ишима, Тобольска, Барнаула, Красноярска, Бийска. С именем Варфоломея связано восстановление широкого почитания Сибирских святых. Он составил службу сибирскому святителю и чудотворцу митрополиту Иоанну Тобольскому, которая была одобрена Первосвятителем Русской Церкви, издана Новосибирским епархиальным управлением и разослана для употребления по храмам сибирских епархий. Обладая поэтическим даром, Владыка Варфоломей составлял акафисты свт. Филиппу, митрополиту Московскому, прав. Иову, св. первомученику архидиакону Стефану.  
 
Во время поездок по вверенным ему епархиям освящал храмы, рукополагал священников, инициировал сбор пожертвований для Красной Армии, заботился о детях-сиротах. Деятельность Владыки во время войны была отмечена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» 
 
Еще в апреле 1943 г. он обратился из Ульяновска, где проходил архипастырское служение, к главе Грузинской Православной Церкви с пасхальным поздравлением, в котором было выражено горячее стремление к восстановлению утраченных взаимоотношений между Русской и Грузинской Православными Церквами. Велика была радость Владыки Варфоломея, когда это разделение прекратилось, и было восстановлено каноническое общение. В октябре 1943 г. в Новосибирск епископу Варфоломею пришла телеграмма, в которой глава Грузинской Церкви Католикос-Патриарх Каллистрат писал о возобновлении молитвенного общения между Русской и Грузинской Церквами. 
 
Несмотря на запреты властей, архиерей старался поддержать священнослужителей, репрессированных в 1920-1930-х гг.  
 
В 1944 г. по ходатайству архиерея РПЦ был возвращен Вознесенский храм, ставший после реставрации и расширения кафедральным. В 1946 г. было начато строительство нового придела при Вознесенской церкви в честь преподобного Серафима Саровского. По кончине Владыка Варфоломей нашел здесь место своего упокоения. 
 
Зимой 1945-1946 гг. был вызван в качестве присутствующего в Священном Синоде, трижды участвовал в его заседаниях. В июне 1948 г. участвовал в Совещании глав и представителей Поместных Православных Церквей. Почти ежегодно посещал Московскую духовную академию и семинарию, где присутствовал на экзаменах. Во время приездов из Новосибирска в Москву навещал своих внучатых племянников. 
 
24 апреля 1949 г. Владыка Варфоломей возведен в сан митрополита. 8 декабря 1949 г. избран почетным членом Московской духовной академии. Он знал латинский, греческий, еврейский, немецкий и французский языки. Много читал церковных книг, богословских трудов, книг по истории России, много писал: статьи на богословские темы в «Журнал Московской Патриархии», в сборники, издаваемые Патриархией, составил много акафистов. За время пребывания Преосвященного Варфоломея на кафедре Новосибирской и Барнаульской им написаны: «Размышления о создании в себе внутреннего человека», «Объяснение евангельского повествования об исцелении Гадаринских бесноватых», «Воплотившееся Слово Отчее – единый Воссоздатель падшего человеческого естества» и другие труды. Их значение отмечено Московской и Ленинградской духовными академиями. 24 июня 1951 г. за совокупность научных трудов удостоен степени доктора богословия. 
 
С конца 1950 по 1951 г. управлял также Семипалатинской епархией. 26 декабря 1952 г. награжден правом ношения двух панагий. 
 
8 декабря 1951 г. Совет Московской духовной академии избрал его почетным членом академии. 24 июня 1951 г. ему присуждена ученая степень доктора богословия. В феврале 1956 г. митрополит Варфоломей совершил свое последнее паломничество в Троице-Сергиеву лавру, служил в лавре и участвовал в заседании Священного Синода. 
 
В марте 1956 г. совершил поездку в Алтайский край. После перелома ноги 13 апреля 1956 г. не переставал интересоваться епархиальными делами, принимал посетителей. 1 июня митрополит Варфоломей скончался; погребен в приделе преподобного Серафима Саровского в Вознесенском кафедральном соборе Новосибирска. 
 
Награжден орденами св. Анны 3-й степ., св. Владимира 4-й и 3-й степ. 
 
Подготовила А.Д. Сурина, главный библиограф краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького

Район (уезд): Михайловский

Населенный пункт: Поздное

Отрасль знаний: Религия

Организация: Не выбрано

Имя: Варфоломей, митрополит Городцов Сергей Дмитриевич

Список литературы:

Ссылки на ресурсы:

07.11.2017