Куракин Василий Егорович (1916-1994), педагог, художник, живописец заслуженный работник культуры РСФСР

Дата события: 21.04.1916 г.

В.Е. Куракин родился 21 (8 по ст. ст.) апреля 1916 г. в местечке Кизыл-Арват Туркестанского края (ныне г. Сердар, Туркменистан) в семье Георгия Дмитриевича и Ксении Федоровны Куракиных. Отец работал кровельщиком паровозо-вагоноремонтного завода. С двухлетнего возраста вследствие детского паралича у Василия Егоровича не действовали обе ноги. С 1930 г. он находился на излечении в «Лечебно-воспитательном доме для физически дефективных детей» (ныне Научно-исследовательский детский ортопедический институт имени Г.И. Турнера). В том же году был прооперирован и с двумя костылями на двух протезах, но мог ходить. Лечебное заведение, в котором Василий Егорович прожил несколько лет, было «центром организации борьбы с детским калечеством в СССР», основными задачами которого являлись как лечение больных детей, так и их социализация. В центре больные дети одновременно проходили курс лечения и обучения (в объеме пяти классов), кроме того, велось обучение различным ремеслам. Вся деятельность педагогического коллектива была направлена на всестороннее развитие заложенных в детях способностей.

Для поступления в Ленинградский художественно-педагогический техникум (ЛХПТ), в котором Куракин хотел учиться, необходимо было образование в объеме семи классов. Успешно освоив программу годичных подготовительных курсов, работавших на базе медицинского техникума и получив справку о семилетнем образовании, Василий Егорович в 1933 г. поступил в ЛХПТ. Через год окончился курс лечения, и Куракин становится преподавателем рисования в институте им. Г.И. Турнера. В 1937 г. он поступил в Институт живописи, скульптуры и архитектуры Всероссийской академии художеств (ныне Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи,скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина). В августе 1941 г. уехал в эвакуацию в Ташкент, до 1943 г. работал чертежником-конструктором на заводе сельскохозяйственного машиностроения им. К.Е. Ворошилова «Ташсельмаш», выпускавшем боеприпасы для фронта. Когда весной 1942 г. Академия художеств была эвакуирована в Самарканд, Куракин переехал туда для продолжения учебы.

В 1946 г. Василий Егорович окончил Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина Всероссийской академии художеств. Его дипломная работа «Допрос пленного» была оценена на «хорошо», и решением экзаменационной комиссии Куракину присвоено звание художника живописи. В том же году был принят в Союз советских художников. В 1947–1949 гг. Василий Егорович преподавал в Ташкентском художественном училище. С 1949 г. жизнь и творчество Куракина связаны с Рязанской землей, он становится преподавателем Рязанского художественного училища, ныне носящего имя Г.К. Вагнера, в котором работал до 1987 г.

Мне посчастливилось учиться у В.Е. Куракина. Василий Егорович был прекрасным педагогом, его уважали и любили. Василий Егорович переживал за своих студентов, верил в их способности и тем самым вселял в них веру в себя. В учениках он старался раскрыть личность, индивидуальность. Он почти не учил профессиональным приемам, но побуждал каждого искать свои. В педагогике Куракин не любил консерватизм, был новатором, горячо поддерживал то новое, что привносили молодые преподаватели, только что окончившие столичные вузы. Эта позиция отразилась и в его творчестве, не оцененном по достоинству до сих пор. Коллеги не считали его тонким живописцем, тогда как он сознательно ограничивал свою палитру, используя цвет как носитель образа, а не демонстрации своих колористических возможностей, которые, судя по ранним работам, у него, несомненно, были. Он горячо поддерживал молодых художников А.Н. Мотина, В.А. Шестакова, В.С. Шелудякова, которые после окончания столичных вузов только начинали свою творческую деятельность в Рязани. Меня он поддержал как педагога. Он увидел во мне стремление к поиску в педагогике. На первом же году моей работы в училище Василий Егорович поручил мне доклад на методической комиссии о рисунке, потому что ему была интересна строгановская школа рисунка, которую я прошел. Он яростно защищал права своих студентов, если считал, что их права ущемляются. Во время работы над дипломной картиной нам были положены небольшие деньги на оплатунатуры, но бухгалтер решила сэкономить, и лишь благодаря Василию Егоровичу деньги мы все-таки получили.

Мне было 29 лет, когда назначили директором училища. Это можно назвать отчаянным решением начальства, вызванным кризисной ситуацией в коллективе. Молодому неопытному директору было очень трудно выправлять ситуацию, наладить нормальный учебный процесс, не задев чьих-либо интересов. Естественно, что недовольство некоторых педагогов спустя пару лет вылилось в открытое противостояние со мной. На педагогическом совете они открыто обвинили меня в разных грехах. Обвинения были абсурдны и обосновывались исключительно ущемлением их личных интересов, но, как это часто бывает, одни засомневались, другим было интересно посмотреть на провал молодого директора, а третьим просто не хотелось брать чью-то сторону. Решающим стало выступление Василия Егоровича, резкое, аргументированное, убедительное, без оглядки на чье-либо мнение. Он всегда был такой, решительный, бесстрашный, когда дело касалось его убеждений.

В творчестве Куракина наиболее ярко проявился талант портретиста. В этой, казалось бы, наиболее консервативной сфере изобразительного искусства он не переставал быть экспериментатором. В начале творческого пути он — верный последователь Рембрандта, перед которым преклонялся. В этом стиле выполнены превосходные по колориту и глубине портреты родителей и ряд других работ. В 1960-е гг. Василий Егорович горячо воспринял новаторский дух «оттепели» в советском искусстве, и это отразилось в его творчестве остротой композиции и холодным цветовым строем. От теплой гаммы он перешел к холодной, в которой стал доминировать синий цвет.

Героями его портретов были близкие ему люди, родители, жена, дети, друзья-художники, люди с трудной судьбой и сильным характером. В женских портретах он — тонкий лирик. Изящный силуэт в окне против света, сдержанная цветовая гамма — характерные средства композиции в портретах женщин, которых он боготворил. Нам, ученикам, он внушал такое же восхищенное отношение к женщинам. «Богиня» — вот его постоянная характеристика многих женщин, с которыми он общался. Женился он на своей студентке. У них родилось пятеро детей: четверо сыновей и дочь, бывшая младшим ребенком. Когда ей было четырнадцать лет, жена оставила их и уехала жить в другой город. Все тяготы воспитания детей и содержания семьи легли на Василия Егоровича, человека на костылях. Он держался стойко и не винил жену. Может быть потому, что у него была своя любовь жизни, которая родилась в Ленинграде, когда он еще был студентом Академии художеств. Она училась в консерватории и впоследствии стала видным композитором, произведения которой исполнялись как в России, так и за рубежом. Они снова встретились на закате жизни, когда обоим было семьдесят. Помню его светящиеся глаза, когда он восхищенно рассказывал об этой встрече в Ленинграде.

Следующая линия в портрете — это его друзья, коллеги, ученики. Небольшой по размеру портрет Петра Ильича Будкина Василий Егорович написал в 1970-х гг., когда у обоих за спиной уже была большая и насыщенная жизнь. Картина пронизана синим сиянием света, который несет большую смысловую нагрузку. Это портрет — раздумье о прожитом, он открывает зрителю сосредоточенного в себе пожилого человека, совсем иного Будкина, нежели каким его знали друзья-коллеги. В.Е. Куракин и П.И. Будкин, оба выпускники Ленинградской академии, начали работать в училище почти одновременно. Не знаю, были ли они близкими друзьями, во всяком случае, были на «ты», а это означало многое, потому что больше никто из коллег не удостоился дружественного «ты» со стороны Василия Егоровича.

В портретах Василия Егоровича прежде всего интересовал характер человека, для выражения которого он использовал новаторские композиционные приемы. В портрете музыканта, гитариста Г. Е. Шишкина он применил панорамный горизонтальный формат картины, что нехарактерно и непривычно для жанра портрета. Шишкин изображен сидящим на диване с закинутыми за голову руками, тем самым художник подчеркнул открытость души музыканта, его широкую натуру. Этот же прием, широко раскрытые руки, он использует в портрете С. А. Есенина. Есенин изображен в березовой роще, какой-то беззащитный, с распростертыми руками читает свои стихи. Работа над портретом продолжалась несколько лет. Художник выбрал очень сдержанную сине-бело-серую гамму. Белая стена стволов берез с характерными темными полосками как бы предает звук и ритм есенинского стиха. Василию Егоровичу не хотелось слишком реального, натурального, что мешало бы подняться до ощущения возвышенности поэзии. Портрет создавался на волне повышенного интереса к Есенину в связи с семидесятилетием поэта. Было написано огромное количество как хороших портретов, так и произведений-штампов образа поэта. Василию Егоровичу удалось избежать повторов и банальностей и создать один самых тонких и лиричный портретов великого русского поэта.

Особенно волнующей художника темой была Великая Отечественная война и прошедшие ее люди. Из нее вытекает важная для Василия Егоровича тема сильной личности, действующей наперекор порой жестокой судьбе. Таков портрет летчика,  Героя Советского Союза Б. И. Ковзана. На портрете изображена сидящая мощная фигура в кожаной летной куртке, человек твердо смотрит прямо перед собой, как не раз приходилось военному асу смотреть в глаза смерти.

Жанровые произведения В.Е. Куракина, также как портреты, отражают изменение его взглядов на искусство. Первое жанровое произведение, созданное по окончании института и в начале жизни в Рязани, выполнено в строго академической манере. Куракин как бы показывает, что он умеет как художник-профессионал. На полотне изображено заседание педагогического совета школы, на котором отчитывается пионервожатая. В портретах двадцати членов совета легко угадываются его коллеги — преподаватели по училищу, начиная от директора и заканчивая лаборанткой. Большое по размеру полотно поражает мастерством исполнения. Портретное сходство, масса деталей и интерьер написаны очень материально и убедительно. В то же время молодому художнику удалось создать произведение, полное дыхания жизни.

Последняя картина Куракина о человеке, прошедшем войну, решена совсем в другом стиле. Сюжет этой картины — рассказ о ветеране войны, который посещает с сыном места, где он воевал. В этой картине четыре равных по значимости героя: ветеран, его сын, земля, как место кровопролитных боев, и синий струящийся свет, осеняющий всех. Лично мне потребовались годы, чтобы понять роль синего сияния в этой картине. Уж очень нереальной виделась мне эта картина. Как нереальными казались пейзажи другого рязанского художника В. П. Корнюшина, с которым Василий Егорович был очень близок по взглядам на творчество. Они друг друга поддерживали, работали по очереди в одной мастерской, располагавшейся в Доме художника на Первомайском проспекте. Их объединяло отношение к цвету, как основному средству художника в создании художественного образа. Василий Петрович рано ушел из жизни, и это было большой жизненной потерей для Василия Егоровича. Но трудности в семье, уходящее здоровье, потеря друга не сломили его. К нему тянулись ученики за общением, советом и поддержкой, сами старались ему помочь. До последних дней Василий Егорович не отрывался от художественной жизни Рязани, Питера, Тулы, где работали многие егоученики, не терявшие связи со своим учителем. Квартиру Куракина на улице Гагарина постоянно посещали его ученики разных лет. Для его коллег по училищу эти встречи были частью жизни. Поговорить с Василием Егоровичем о жизни и творчестве было нашей необходимостью. Он любил нас, таких разных и своим отношением объединял нас. Светлая память о Василии Егоровиче Куракине навсегда сохранится в сердцах всех, кто имел счастье знать этого замечательного педагога и человека.

В художественных выставках различного уровня и статуса Василий Егорович начал принимать участие с 1947 г.; это были выставки рязанских художников — отчетные и к юбилейным датам Рязанского отделения Союза художников, выставки работ преподавателей и выпускников Рязанского художественного училища, организованные к юбилеям учебного заведения, республиканские и зональные, приуроченные к датам и событиям общероссийского масштаба. Персональные выставки художника состоялись в Рязани в 1957, 1976, 1988 гг.

Умер В.Е. Куракин 18 сентября 1994 г., похоронен на Новом кладбище г. Рязани.

24 марта 2016 г. в Рязанском художественном музее им. И.П. Пожалостина (РХМ) состоялось открытие выставки работ В.Е. Куракина, приуроченной к 100-летию со дня рождения художника. В экспозиции представлены полотна из фондов РХМ, Рязанского художественного училища, Желанновского краеведческого музея, из собрания картин, принадлежащего семье.

В. И. Колдин, заслуженный работник культуры РФ

Источники фото:

Иллюстрации из каталога: Василий Егорович Куракин, 1916-1994 : к 100-летию со дня рождения : живопись : каталог / Ряз. гос. обл. худож. музей им. И. П. Пожалостина, Ряз. худож. училище им. Г. К. Вагнера, Желанновский краевед. музей ; [вступ. ст., каталог: И. Н. Денисова]. - Рязань : [б. и.], 2016. - 31, [1] с. : ил.

Район (уезд): Рязань

Отрасль знаний: Искусство Живопись

Организация: Рязанское художественное училище им. Г. К. Вагнера

Организация:
Рязанское художественное училище им. Г. К. Вагнера
Союз советских художников

Имя: Куракин Василий Егорович

Список литературы:

08.11.2017