Константинов Федор Денисович (1910-1997), художник-график, член-корреспондент Академии художеств СССР, народный художник СССР, уроженец села Макеево Зарайского уезда Рязанской губернии (ныне Московская область)

Дата события: 17.03.1910 г.

Ф.Д. Константинов родился 17 марта 1910 г. в селе Макеево Зарайского уезда Рязанской губернии в крестьянской семье. Отец, Денис Илларионович, был объездчиком табунных лошадей, он умер, когда Федору было пять лет. Мать, Мария Спиридоновна, уехала в Москву на заработки, оставив его у дедушки и бабушки в деревне Рожново Зарайского уезда.

Еще учась в сельской школе, Константинов увлеченно занимался рисованием. В 1919 г., после смерти бабушки и дедушки, дядя привез Федора в Москву, где его мать работала в столовой для беспризорных. Вскоре Федор был определен в колонию «Лига спасения детей» в Серебряном Бору. Колонисты под руководством заведующей колонией Н.И. Воронцовой-Дашковой издавали журнал «История человека», иллюстратором которого был Константинов.

В 1923 г. мать определила Константинова в Первый коммунистический интернат, где он воспитывался до 1927 г. Светлые воспоминания в душе Константинова оставил художник, педагог Ф.С. Егоров, который вел кружок изобразительного искусства. Интернат шефствовал над школой им. А. Дункан, которой руководила ее дочь Ирма; воспитанники интерната посещали балетную школу. К этому времени относится знакомство Константинова с творчеством С.А. Есенина.

Воспитываясь в интернате, Константинов одновременно обучался в Механико-текстильной школе. Получив специальность мастера по ремонту текстильных машин, работал подмастером на Раменской ткацкой фабрике, а затем слесарем и инструктором на Экспериментальном механическом заводе.

В 1929 г. Константинов стал студентом Горной академии. Работу на заводе и учебу совмещал с занятиями живописью. Поворотной в его судьбе стала встреча с бывшим преподавателем Ф.С. Егоровым, убедившим его стать профессиональным художником. В 1930 г., будучи студентом Горной академии, Федор Денисович показывает свои работы преподавателям Московского художественного института. Хотя приема в том году не было, молодого, подающего большие надежды художника приняли сразу на второй курс графического факультета. Константинов становится учеником выдающегося графика В.А. Фаворского, который помог молодому художнику не только овладеть профессиональными навыками работы над гравюрой, но и определить свой собственный стиль, сыграл решающую роль в формировании Константинова как художника вообще, так и иллюстратора книг в частности. Довольно быстро Константинов овладел навыками гравировки на дереве. Гравюра по полотну А. Дерена «Субботний день», выполненная Константиновым в 1932 г., была приобретена для фондов Музея нового западного искусства. В 1935 г. Константинов окончил институт и получил аттестат художника первой степени. Федор Денисович более известен как иллюстратор. Книжная графика занимала преобладающее место в его творчестве. Он начал иллюстрировать произведения художественной литературы с 1935 г., сразу после окончания института, и до конца жизни не оставлял этой работы.

В 1935 г. Госполитиздатом были выпущены две книги с гравюрами молодого художника: «Сборник революционной поэзии», включавший стихи В.В. Маяковского, М.А. Светлова, И.Л. Сельвинского, М.В. Исаковского и других советских поэтов, и поэма Э.Г. Багрицкого «Дума про Опанаса». Сам же Константинов среди наиболее значимых ранних своих работ называл оформление «Од» Горация и «Метаморфоз» Овидия. Впервые ему предстояло самостоятельно решать оформление книги в целом. Работе над созданием иллюстраций для таких серьезных произведений классической литературы предшествовало изучение художником мифологии и творчества римских поэтов.

В 1938 г. по заказу издательства «Художественная литература» он иллюстрирует ряд произведений В. Шекспира: «Ричард III», «Генрих IV», «Юлий Цезарь», «Антоний и Клеопатра»; в том же году начал работу над иллюстрациями произведений И.С. Тургенева «Рудин» и «Накануне». К этому времени относится и создание большого индустриального пейзажа для советского павильона на Международной выставке в Нью-Йорке.

В годы Великой Отечественной войны Константинов рисовал плакаты, создавал эскизы для фронтовых открыток, которые выпускались Госкиноиздатом и издательством «Искусство»; в журнале «Красноармеец» часто появлялись его рисунки к военным рассказам советских писателей.

В 1943 г. художник вновь обратился к наследию В. Шекспира. Он создает пять полосных иллюстраций к трагедии «Ромео и Джульетта». К этому же году относится работа над «Кентерберийскими рассказами» Дж. Чосера. 90 гравюр были выполнены всего за шесть недель. Книга была оформлена от начала до конца Константиновым, в ней художнику удалось выдержать цельный, единый стиль. В 1945 г. гравюры демонстрировались на выставке советского графического искусства в Берлингтон-хауз в Лондоне и были приобретены Лондонским музеем.

В 1944 г. Федор Денисович иллюстрировал произведения М. Твена: «Знаменитая скачущая лягушка из Калавераса», «Журналистика в Теннесси» и «Банковый билет в 1 000 000 фунтов стерлингов». В книгу они не вошли, но получили известность и признание на художественных выставках. Две гравюры созданы художником в качестве иллюстраций к «Избранным произведениям» М.М. Пришвина. На одной из них Константинов изобразил писателя, идущего с собакой по лесу. В 1944 г. праздновался 100-летний юбилей И.А. Крылова и Гослитиздат заказал Константинову создание иллюстраций к басням для юбилейного издания.

С середины 1940-х годов в творчество Константинова все более широко входят мотивы, связанные с русской лирической поэзией. В 1946 г. он выполняет цикл иллюстраций к стихотворениям Ф.И. Тютчева. Художник создает образы русской природы, навеянные проникновенными поэтическими строками замечательного лирика, так тонко чувствовавшего ее обаяние и скромную, трогающую душу красоту. В небольших гравюрах раскрылась еще одна сторона многогранного дарования Федора Денисовича – его отзывчивость к лирико-поэтической красоте родной природы. С этого времени она все более влечет к себе творческую мысль Константинова, и значительную часть своего времени он посвящает живописным этюдам с натуры, выполняемым в Подмосковье, на Кавказе, в Крыму, в Прикарпатье.

Большой раздел в творчестве художника составляют гравюры к стихам А.С. Пушкина, которого он называл своим любимым поэтом. В 1946 г. в «Гослитиздате» вышла книга «Кавказский пленник» с обложкой Константинова, а затем его иллюстрации к этой поэме появились в трехтомнике «Избранных произведений» А.С. Пушкина, выпущенном Детгизом в 1949 г. В это же издание были включены гравюры и к другим стихотворениям поэта. Но самой большой и трудоемкой была работа над иллюстрациями к роману «Евгений Онегин». В 1950-1951 гг. Константиновым выполнено свыше пятидесяти гравюр, большая часть которых вошла в издание 1954 г.

Особенностью Константинова являлось то, что он, как правило, работал одновременно над несколькими произведениями. Над некоторыми из них художник трудился много лет, возвращаясь по нескольку раз к излюбленным темам и мотивам, переделывая, дополняя иллюстрации, создавая обширные серии. Литературные произведения, иллюстрированные Константиновым, как правило, никогда не переиздавались с первоначальными гравюрами. К каждому изданию художник совершенствовал ранее созданные иллюстрации. Это – доказательство серьезного, взвешенного отношения Федора Денисовича к своему творчеству.

Один из основных, этапных в творчестве Константинова – цикл иллюстраций к поэме М.Ю. Лермонтова «Мцыри». Художник считал его делом всей своей жизни. Первые иллюстрации к поэме были созданы еще в 1941 г., когда отмечалась столетняя годовщина со дня гибели поэта. В последующие годы художник несколько раз переделывал серию, дополнял ее новыми гравюрами и завершил лишь в 1961 г. Весь цикл иллюстраций отличается композиционной стройностью, точным соответствием содержанию и эмоциональному строю поэмы. Главная удача художника – образ Мцыри. Несколько поколений читателей представляет себе лермонтовского Мцыри таким, каким его изобразил Константинов. Первый крупноплановый портрет Мцыри появился на обложке книги, изданной в 1946 г. С годами менялись и переделывались отдельные детали, но найденный образ оставался, совершенствовалось лишь мастерство его воплощения.

В конце 1940-х - начале 1950-х гг. Константинов создает иллюстрации к произведениям В. Гюго, Ф. Шиллера, А. Мицкевича, близкие по стилевым особенностям гравюрам к «Мцыри». Особенно увлекательной задачей было для Константинова иллюстрирование произведений Мицкевича, поэта с зорким видением и обширной поэтической памятью. За 1948-1958 гг. книги поэта, художественно оформленные Константиновым, неоднократно издавались в Москве и Варшаве. За иллюстрации к произведениям А. Мицкевича Общество польско-советской дружбы присвоило художнику премию, которую он передал в фонд строительства школ Польши.

В начале 1950-х гг. Константинов оформил несколько сборников стихов национальных поэтов: «Избранные произведения» М. Танка, «Литовская весна» В. Реймериса, «Думы о Родине» С. Стальского. Иллюстрировал книги украинского поэта П. Тычины, чувашского Я. Ухсая, татарского А. Ерикеева. Гравюры с лирическими пейзажами чередуются здесь с иллюстрациями на историко-революционную, военную, колхозную, промышленную темы. С 1956 г. у Константинова наступает период увлечения иллюстрированием народного эпоса, сказаний, легенд, исторических повестей; он оформляет книги со сказками Египта, Венгрии, немецкими балладами, поморскими былями, стараясь передать реальную обстановку эпохи, в которой происходит действие.

К 1957 г. художником была завершена серия тематических гравюр «Из сельской жизни»: «Сбор плодов», «Доярки», «Элеватор», «Жатва». За гравюру «Мирные нивы» Константинов в 1959 г. был награжден бронзовой медалью по конкурсу графических произведений на тему «Миру – мир!» Международной выставки искусства книги социалистических стран в Лейпциге.

В конце 1950-х гг. Федор Денисович завершил многолетний труд, начатый во время войны, – иллюстрации к роману Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Средствами графики художник стремился дополнить тонкую и многоплановую психологическую характеристику персонажей романа. Работая над подготовкой издания романа на чешском языке, Константинов создает новый образ Раскольникова, основой для которого послужил автопортрет художника, сделанный в 1959 г.

Исследователи творчества Константинова как одну из особенностей творческого почерка художника отмечали способность перехода его живописных работ в гравюру и, наоборот, графических – в живопись. При этом ни в коей мере не нарушались законы той или другой техники. Так, один и тот же пейзаж создавался им и в живописи и в гравюре, меняясь в соответствии с техникой выполнения, а главное – с художественными задачами, решаемыми Константиновым в каждом конкретном случае. Поэтому-то столь пластичен язык его иллюстраций – ведь в книге художник интерпретирует мир писателя, пропуская его через призму собственного зрения.

В течение 1961-1962 гг. художник работает над произведениями своих современников. Он оформляет сборники стихотворений, выпускаемые издательством «Советский писатель»: в 1961 г. вышла книга Л.А. Озерова «Светотень» с его иллюстрациями, в 1962 г. – сборник стихов литовского поэта П. Ширвиса «Шумят родные березы», в 1963 г. - серия иллюстраций к произведениям М.В. Исаковского, вошедшим в юбилейное собрание стихов поэта. Созданы гравюры к наиболее популярным стихотворениям, которые стали песнями: «Выходила на берег Катюша», «В лесу прифронтовом», «Огонек», «Одинокая гармонь» и другим. К этому же году относится начало работы над гравюрами к лирическим произведениям С.А. Есенина.

Звание «Заслуженный художник РСФСР» было присвоено Ф.Д. Константинову в 1963 г. В сентябре 1975 г. Федор Денисович стал членом-корреспондентом Академии художеств СССР. В 1976 г. состоялась персональная выставка в Рязанском областном художественном музее.

В 1980 г. Константинов стал участником Первой Всесоюзной выставки книжной иллюстрации в Москве. В январе 1981 г. ему было присвоено звание «Народный художник РСФСР», в том же году исполком Зарайского городского Совета присвоил Ф.Д. Константинову звание «Почетный гражданин города Зарайска».

14 января 1983 г. персональная выставка художника была открыта в залах Академии художеств (АХ) СССР. На ней были представлены не только иллюстрации к литературным произведениям, но и отдельные рисунки, акварели, а также живописные полотна, в основном пейзажи и натюрморты. В том же году Константинов награжден серебряной медалью АХ СССР за иллюстрации к произведениям А.С. Пушкина. 26 октября 1985 г. персональная выставка открылась в Историко-художественном музее. Константинов был участником всесоюзных и международных выставок, лауреатом многочисленных всесоюзных и международных конкурсов. Выставки произведений Константинова проходили в городах Челябинске, Брянске, Рязани, Зарайске; Зарайскому музею он подарил тысячу своих работ.

2 марта 1992 г. Ф.Д. Константинову было присвоено звание народного художника СССР. Награжден орденом «Знак Почета», медалями.

Работы художника хранятся в Третьяковской галерее, Русском музее, Литературном музее Москвы, Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина и других художественных музеях. Гравюры Константинова находятся в коллекциях ряда зарубежных музеев.

Умер 8 июля 1997 г. в Москве, похоронен на Ваганьковском кладбище.

Дочь Ф.Д. Константинова, Мария Федоровна, окончила художественный факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, работала художником Центрального телевидения. Дочь Екатерина Федоровна окончила художественную школу при Государственной Третьяковской галерее, является членом Союза художников России, участница всероссийских выставок линогравюр, эстампов, акварелей и рисунков.

 

Источники фото:

Фото из книги: Федор Денисович Константинов / ред. Н. М. Яковлев ; худож. И. Мартолин. - Москва : Советский художник, 1950. - 8 с. : ил.

Район (уезд): Зарайский

Населенный пункт: Макеево

Отрасль знаний: Искусство Графика

Организация: Академия художеств СССР

Имя: Константинов Федор Денисович

Список литературы:

17.03.2020