Колабухов Андрей Михайлович (1871-1912), писатель, драматург

Дата события: 21.10.1871 г.

А. М. Колабухов (Калабухов) родился в селе Криуша Рязанского уезда Рязанской губернии (ныне Клепиковский район Рязанской области) в семье лесопромышленника и лесоторговца, известного земского и общественного деятеля Михаила Александровича Колабухова (Калабухова). Согласно данным метрических книг церкви с. Подлипок Рязанского уезда М. А. Колабухов, сын крестьянина Александра Трифоновича Калабухова, уроженца д. Владычино, родился 15 (3 по ст. ст.) ноября 1852 г., а не в 1853 г., как ошибочно указывается в печатных источниках. 22 (10 по ст. ст.) января 1871 г. Михаил Александрович женился на Евдокии Федоровне, дочери крестьянина Федора Михайловича, проживавшего в д. Ласково. 21 (9 по ст. ст.) октября 1871 г. в молодой семье родился первенец — сын Андрей.

Став, благодаря отцу, владельцем обширных лесных угодий, М. А. Колабухов в короткий срок увеличил их площадь до 1 600 десятин, открыл смолокуренный завод, в Рязани начал работу большой лесоторговый склад. Имел два дома – в родном селе и в Рязани, в Рыбацкой слободе. Все, знавшие Михаила Александровича, отмечали его демократичность, открытость, отсутствие снобизма. Он всегда был готов прийти на помощь работникам своих предприятий: оказывал содействие при восстановлении жилья погорельцев, при покупке скота для домашнего хозяйства. Когда молодой лесоруб женился, он давал деньги на свадьбу и преподносил ценный подарок.

М. А. Колабухов был ярым противником царизма: в 1905 г. открыто настраивал лесорубов против самодержавия, находился в тесном контакте с группой местных эсеров. В пору реакции 1906-1907 гг. около года прятал в криушинских лесах учителя, которому угрожал арест. На своем посту земского деятеля, который он занимал в течение многих лет, Михаил Александрович твердо отстаивал интересы своих избирателей, ставя их нужды и потребности на первый план. Однажды на заседании Рязанской городской думы, гласным которой он являлся, М. А. Колабухов бесцеремонно прервал речь оратора, расхваливавшего мостовую, только что построенную к воротам городской тюрьмы: «Что вы хвалите! Зачем нужна мужикам и горожанам тюрьма? И застенки, и дороги к ним нам не нужны…» Все это достаточно ярко характеризует личность М. А. Колабухова и дает представление о том, какие ценности легли в основу воспитания его детей, в частности, Андрея.

Судьба А. М. Колабухова сложилась трагически. Не окончив Рязанскую первую мужскую гимназию, он перешел в Московское земледельческое училище. Во время работ на сенокосе простудился и заболел ревматизмом, вследствие чего был вынужден оставить учебу. Тяжелая болезнь поразила ноги, и Андрей Михайлович мог передвигаться только с помощью костылей. В течение нескольких лет он безуспешно лечился, побывал на многих русских курортах. Вскоре недуг окончательно приковал его к постели, с которой А. М. Колабухов не вставал последние пятнадцать лет своей жизни.

Примирившись с неизбежностью, Андрей Михайлович принял твердое решение стать писателем, ибо только в этом видел возможность создать для себя осмысленную и полноценную жизнь. Все его время было отдано книгам, литературному творчеству, и лишь редкие посещения друзей или приступы боли отрывали его от постоянной работы. Первые шаги на литературном поприще оказались неудачны. Редакции журналов не раз возвращали его произведения, но это не смогло умерить его энергию, желание писать, а лишь заставляло еще упорнее работать. Так как Андрей Михайлович не мог воочию наблюдать окружающую его действительность, родные, друзья и знакомые, бывавшие в доме, делились с молодым писателем своими мыслями, впечатлениями, наблюдениями, рассказывали ему случаи из своей жизни, из жизни своих знакомых и родственников. Он подробно расспрашивал своего племянника, часто выезжавшего в командировки, обо всем, с чем тот сталкивался во время поездок, а затем, обработав записанное, использовал эти сюжеты в своих рассказах. Как-то ему привели с улицы двух оборванных, грязных и задиристых малышей. Андрей Михайлович обласкал их и долго расспрашивал о детских забавах, походах на рыбалку и набегах на чужие сады и огороды. После этого дети зачастили к интересному собеседнику. Однажды писатель почти год в сопровождении своего брата Василия и племянника жил у сестры Зинаиды, муж которой работал лесничим в Брянской губернии. Полученные впечатления нашли отражение в рассказах «Глушь» и «Встреча».

Одним из ближайших друзей А. М. Колабухова был Василий Сергеевич Васильев (1883—1942), выходец из крестьян, уроженец с. Раки Затишьевской волости Пронского уезда Рязанской губернии. По окончании Рязанской Александровской учительской семинарии он работал учителем в сельских школах Сапожковского и Рязанского уездов, а с 1906 по 1912 гг. – в приготовительной школе при частной гимназии Н. Н. Зелятрова в Рязани. Видимо, в этот период Андрей Михайлович и сблизился с В. С. Васильевым. В 1914 г. Василий Сергеевич был мобилизован на Первую мировую войну, был ранен. С сентября 1923 г., через год после окончания Рязанского института народного образования (РИНО), стал преподавать в Рязанском педагогическом техникуме. 25 апреля 1938 г. арестован и осужден по статье 58-10 УК РСФСР сроком на пять лет. Домой он так и не вернулся: умер в 1942 г.; в 1958 г. реабилитирован.

По предложению А. М. Колабухова группа рязанской передовой интеллигенции решила вскладчину выписывать лучшие книги и журналы, выходившие в те годы. Так собралась солидная библиотека, разместившаяся в доме у Андрея Михайловича в Рыбацкой слободе. Он исполнял обязанности не только библиотекаря, но и библиографа: прежде чем выдать кому-либо книгу, читал ее сам, составлял краткую аннотацию, и лишь затем давал рекомендации товарищам. В кружке, группировавшемся вокруг писателя, часто проводились литературные чтения. А. М. Колабухов прекрасно знал современную литературу, интересовался философией, общественными науками и искусством. В январе 1906 г. в газете «Рязанский вестник» была опубликована его статья о бесправном положении народного учителя, имевшего низкий заработок и целиком зависевшего от благосклонности инспектора училищ, попечителей, полиции и даже местного священника. «Запуганный бесправный человек, какой же дух вложит он в своих питомцев? – вопрошал автор статьи и призывал, — Да, пора его поставить в такие условия, где бы он чувствовал себя уверенно и твердо… Дайте же дорогу народному учителю. Ему больше всех приличествует быть впереди».

В 1906—1909 гг. в «Рязанском вестнике» увидели свет девять рассказов А. М. Колабухова, и в каждом из них показана нелегкая судьба и страдания простого человека. Андрей Михайлович писал о малоземельных крестьянах и сельских учителях, лесниках и студентах, об их взаимоотношениях с властями и церковнослужителями, промышленниками и торговцами.

В рассказе «Гробик» убитому горем мужику, задолжавшему пять рублей священнику, нечем заплатить за похороны своего маленького сына. От безысходности он вынужден задешево продать лавочнику свою корову. Трагическая судьба Сеньки из одноименного рассказа, который попал в город из далекой захолустной деревни на обучение к вечно пьяному сапожнику, напоминает страдания чеховского Ваньки Жукова. Стремление к свободе, порой даже иллюзорной, как это описано в рассказе «Безумный», присуще многим героям А. М. Колабухова. За нее революционно настроенные студенты шли на смерть (рассказ «Святочная ночь»). Прапорщик Борис Ильич из рассказа «Трупы» почувствовал все ужасы войны, когда ему пришлось увидеть и пережить казнь через повешение трех китайских шпионов – жалких, униженно просивших о пощаде. К нему все чаще стали приходить мысли о том, что на всех делах людских лежит печать жестокости. «Что же такое жизнь? – спрашивал себя Борис Ильич, – Неужели она настолько незначительна, настолько малоценна, что прекратить ее может всякий?». От тягостных переживаний он лишился рассудка.

В декабрьских номерах губернской газеты «Рязанская жизнь» за 1911 г. был опубликован рассказ «Встреча». Сюжет его довольно прост: художник приехал поработать в глухую лесную деревню, на пейзажи, и влюбился во внучку лесника Василису. Он предложил ей уехать с ним в город, обещая обеспеченную жизнь, «полную невиданных ею красок и неиспытанных настроений», но девушка отдала предпочтение юноше из соседнего села. Язык рассказа простой, непринужденный, изобилует прекрасными художественными образами и сравнениями.

На протяжении долгих лет редакции многих столичных журналов отказывали Андрею Михайловичу в публикации его произведений. Так было, например, с критико-библиографическим ежемесячником «Весы», выходившем в Москве в 1904—1909 гг. В архиве отвергнутых редакцией прозаических произведений, присланных в журнал начинающими авторами из провинции, сохранились и рукописи А. М. Колабухова. И тем не менее, имя Андрея Михайловича стало знакомо литературным кругам Москвы и Петербурга. Его рассказы были напечатаны в журналах «Новое слово» и «Новый журнал для всех», на страницах которых выступали такие выдающиеся писатели, как Л. Н. Толстой, М. Горький, А. И. Куприн, И. А. Бунин и другие.

17 октября 1905 г. император Николай II подписал манифест о «даровании населению незыблемых основ гражданской свободы», дополняющий манифест от 6 августа того же года «Об учреждении Государственной думы». В рассказе А. М. Колабухова «Прирезка» описано бедственное положение крестьянина Ефрема, имевшего скудный надел земли, и волнующее ожидание им того момента, когда народу разъяснят содержание манифеста. С этим документом были связаны надежды мужиков на прирезку земли: «Ежели… нам не прирежут земли, то хоть ложись и помирай». Когда священник в церкви зачитал манифест, крестьянам стало ясно, что все останется по-прежнему: «Слободу дали…» – «А насчет земли что?» – «О земле не читали…» И что-то злое, нехорошее закралось в душу Ефрема, который не хотел больше мириться с нуждой: «Неужто целый век так маяться?!» Заканчивается рассказ тем, что в голове у крестьянина «зрел какой-то план»…

В рассказе А. М. Колабухова «Сватовство» дано описание большого торгового села Передряги, в точности совпадающее с пейзажем рязанского села Спас-Клепики. С исключительной точностью представлен быт и нравы местных жителей. Прототипами литературных героев этого произведения стали люди, взятые автором из среды, окружавшей писателя. Земляки А. М. Колабухова сразу отметили большое сходство между передрягинским богачом Сидором Капитоновичем Гущиным и дедом писателя, Александром Трифоновичем, которого односельчане называли «дедом Лексуней».

Как-то раз на криушинском постоялом дворе, где в молодости А. Т. Колабухов служил половым, несколько дней кутил заезжий купец. Протрезвев и придя в себя, торговец недосчитался крупной суммы денег. Спустя несколько лет после этого события дед Лексуня неожиданно для всех прикупил лес и завел скот, с чего и начался взлет Колабуховых. Герой рассказа половой Гущин однажды выкрал у зазевавшегося посетителя трактира бумажник с деньгами, а через какое-то время открыл мелочную лавку, и дела его пошли в гору. Образ Варвары Осиповны, матери главной героини Людмилы, во многом списан с матери писателя, Евдокии Федоровны. В образе кухарки Дарьи криушинский фельдшер Н. С. Куганов, узнал свою мать Дарью Васильевну, работник Назар очень напоминал реального жителя Криуши Назара Степановича Мартынова.

В 1908 г. в издательстве «Товарищество И. Д. Сытина» в серии «Библиотека ‘’Пчелки’’» в красочной обложке с иллюстрациями был опубликован рассказ А. М. Колабухова для детей «Барбоска». В 1909 г. Рязанская губернская типография напечатала его пьесу «Фирма Животовых».

В научной библиотеке РИАМЗ сохранился экземпляр первого и единственного сборника рассказов писателя, вышедшего в Рязани не в 1905 г., как писали в некрологах А. М. Колабухова, а в 1909 г. Издание было конфисковано, так как цензура усмотрела признаки преступления, предусмотренного статьей 129 Уголовного уложения 1903 г., в которой, в частности, говорится о наказании за распространение или публичное выставление сочинения, возбуждающего «к учинению бунтовщического или изменнического деяния; к ниспровержению существующего в государстве общественного строя; к неповиновению или противодействию закону, или обязательному постановлению, или законному распоряжению власти».

В сборник включено пять рассказов: «Старый рыбак», «Вихри», «Повесть о счастье», «Нищие» и «Чары лета». Финал большинства из них трагичен. Сюжет рассказа «Старый рыбак» построен на конфликте между монахом, в чьих словах правда легко уживалась с ложью, и суровым стариком Горбачевым, который мучил его вопросами, отчего на земле так много несправедливости и почему бог не может помочь людям. Рыбак понял, что монах не верит в бога и только морочит людям головы, а сам тунеядствует и распутствует. Узнав о том, что он обесчестил его дочь Феньку, старый рыбак в порыве ярости задушил монаха. Герой рассказа «Вихри» погиб от рук разъяренной толпы невежественных мужиков, которых он считал своими обездоленными и обиженными братьями и учил правильно хозяйствовать на земле. Во время ветреной засушливой весны крестьяне долго и безуспешно молились о дожде, а потом объявили своего недавнего друга виновником всех бед: «Ты нашему Богу молиться не хочешь!.. Через тебя и нас Бог забыл! Через тебя гибнем мы!..» В «Повести о счастье» студент, исключенный из университета за участие в революционном движении, начал писать произведение, в котором хотел изобразить радостную и интересную жизнь, но действительность оказалась пропитана ложью и обманом. Поняв бесцельность и ненужность своей затеи, окончательно потеряв смысл жизни, юноша застрелился. Слепой нищий попадает под поезд по злому умыслу своей пятнадцатилетней девочки-поводыря, которой надоела бродяжья жизнь с опостылевшим Филей («Нищие»). В рассказе «Чары лета» священнослужитель, жарким днем возвращаясь из города, домой, поддавшись искушению, изменил любимой жене. И лики святых в темной часовенке, стоявшей неподалеку, «глядели перед собой неприветливо и укоризненно»…

За долгие годы писатель сумел выработать литературный слог, но даже в лучших своих рассказах не мог преодолеть влияние впечатлений от прочитанных им литературных произведений. Его рассказы не удовлетворяли прежде всего самого творца, в них, как и в своем невольном заточении, не видел он того биения горячего пульса, ради которого стоит жить. Круг его знакомых и так не был широк, а в последние годы жизни А. М. Колабухов остался совершенно один. Видя бесплодность усилий и устав мириться со своим положением, он сжег свои рукописи и через два дня после этого свел счеты с жизнью, отравившись морфием. Произошло это в Рязани 4 ноября (22 октября по ст. ст.) 1912 г. Похоронен А. М. Колабухов на кладбище с. Криуша.

В газетах «Рязанский вестник» и «Рязанская жизнь» были напечатаны некрологи памяти А. М. Колабухова. Автор одного из них, учитель В. С. Васильев, писал: «Нет больше лучшего незаменимого друга, нет этой необыкновенно деликатной, чуткой и нежной души… Никогда больше не прозвучит его тихий, ласковый голос, уже никогда не увидим мы дорогого лица, освещенного неизменной приветливой улыбкой». Московская буржуазно-либеральная газета «Русское слово» опубликовала краткое сообщение из Рязани о смерти «беллетриста Колабухова».

У Андрея Михайловича было семь братьев и две сестры, однако никто из них не унаследовал отцовской предпринимательской хватки. Николай окончил Московский университет и учительствовал, позже, вследствие развившейся глухоты, оставил работу. Григорий, умерший в молодости, был мелким служащим. Петр работал земским врачом в Рязанском уезде. Алексей ушел из жизни совсем молодым, будучи студентом Московского университета. Павел стал служащим, погиб в Ленинграде во время блокады. Федор умер в 1919 г., не имея ни хорошего образования, ни определенного рода занятий. Василий, окончил частные курсы бухгалтеров.

25 августа 1913 г. (через десять месяцев после смерти Андрея Михайловича), в семье Колабуховых произошла кровавая драма: 25-летний Василий, вспылив во время ссоры с отцом, двумя выстрелами из охотничьего ружья убил его и застрелился сам. Корреспондент газеты «Рязанская жизнь» так описывал внешнюю обстановку мезонина, где жил Василий: «В. М. Колабухов, по-видимому, был человеком, интересовавшимся литературой. Весь мезонин, в котором он помещался, увешан портретами писателей (особенно выделяется портрет Л. Н. Толстого), картинами… На столах разбросаны газеты и книжки “Современного мира’’».

Вспоминая жизнь многих писателей-самоучек, полную лишений, труда и горя, изумляешься их безграничной любви к литературе, писал Иван Белоусов в своей книге «Литературная Москва». По мнению А.М. Горького, великих писателей у нас было больше, чем мы насчитываем, и называемые историками литературы «второ- и третьестепенные писатели» были велики своим честным и сердечным отношением к судьбам родины, к жизни народа, к литературе – святому делу их жизни. Заполнение «белых пятен» на литературной карте Рязанского края поможет нам воссоздать достоверную картину культурной жизни нашей губернии в первые десятилетия прошлого века.

 

Подготовила Леонова И.Н., главный библиотекарь отдела хранения основного фонда  РОУНБ имени Горького

Район (уезд): Клепиковский

Населенный пункт: Криуши

Отрасль знаний: Литература

Организация: Не выбрано

Имя: Колабухов Андрей Михайлович

Источники, уточняющие даты:

ГАРО. Р. 5039. Оп. 1. Д. 20. Л. 1—13.

ГАРО. Р. 5039. Оп. 1. Д. 341. Л. 1, 2, 15, 16.

ГАРО. Ф. 627. Оп. 249. Д. 225. Л. 13об., 14.

ГАРО. Ф. 627. Оп. 261. Д. 7. Л. 129 об., 130, 135 об., 136.

ГАРО. Ф. 627. Оп. 261. Д. 157. Л. 114 об., 115.

Список литературы:

Ссылки на ресурсы:

08.11.2017