Л.А. Климентовская родилась 29 (16 по ст. ст.) сентября 1916 г. в селе Занины-Починки Касимовского уезда Рязанской губернии (ныне Шиловский район Рязанской области). Была старшим ребенком в семье Александра Федоровича и Александры Родионовны (в девичестве Кочетовой) Климентовских. В последующие годы в семье родилось еще девять детей; А.Р. Климентовскую наградили орденом «Материнская слава».
Климентовские относятся к древнему, известному еще с XVI века, роду, ведущему свое начало от священнослужителя села Клименты. Все представители рода отличались высокой образованностью, представители мужской половины фамилии, как правило, учились в Рязанской духовной семинарии. Александр Федорович, окончив это учебное заведение, работал главным бухгалтером Калужского лесного хозяйства.
В 1930 г. Л.А. Климентовская поступила в Касимовское фабрично-заводское училище, которое окончила в 1933 г. В 1933-1935 гг. работала на прядильно-сетевязальной фабрике «Красный текстильщик». В 1935-1939 гг. по направлению фабрики училась в Рязанском художественно-музыкальном педагогическом техникуме (ныне Рязанское художественное училище имени Г.К. Вагнера) в классе известного живописца-передвижника Я.Я. Калиниченко.
В 1939 г., после окончания училища, вышла замуж за Михаила Васильевича Борисова и переехала с ним в Ленинград. Поступила на работу в Государственный академический театр оперы и балета имени С.М. Кирова художником-стажером с последующим получением документа, дающим право на работу в театрах. Участвовала в разработках макетов костюмов для опер «Евгений Онегин», «Чародейка» П.И. Чайковского, «В бурю» Т.Н. Хренникова, балетов «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, «Тарас Бульба» В.П. Соловьева-Седого и других.
8 февраля 1941 г. родилась дочь Галина. В том же году Климентовская недолго работала художником-постановщиком в Московском драматическом театре имени М.Н. Ермоловой, затем возвратилась в Рязанскую область, жила в Ерахтуре – родном селе мужа, где до 1943 г. преподавала черчение и рисование в средней школе, работала в подшефном госпитале.
В 1943 г. Л.А. Климентовская поступила на работу в Рязанский художественный музей, 8 декабря 1944 г. назначена директором музея. К этому времени относится ее знакомство с художником и поэтом Павлом Александровичем Радимовым, последним председателем Товарищества художников-передвижников и первым председателем Ассоциации художников революционной России (АХРР). Они вместе работали на этюдах, подолгу обсуждали проблемы современного искусства. Людмила Александровна стала инициатором и организатором персональной выставки живописца в Рязанском художественном музее.
Л.А. Климентовская со временем все больше тяготела к станковой живописи. «Искусство начинается с восторга, без восторга нет искусства», – не раз говорил П.А. Радимов. Эти слова яркого и мудрого художника стали творческим кредо его ученицы.
Кроме занятий живописью, в 1944–1945 гг. Людмила Александровна много времени отдавала работе по оформлению спектаклей рязанских театров: «Окно в лесу» по пьесе Л.Н. Рахманова в драматическом театре, «Кот в сапогах» по сказке Ш. Перро в театре юного зрителя и других.
Рязанский период жизни Климентовской был эмоционально напряженным и творчески насыщенным. Она принимала участие в выставке членов Рязанского отделения Союза советских художников и товарищества «Рязанский художник», где экспонировались такие ее работы, как «Дом Пироговых», «Портрет артиста Хмелева», «Рязанский кремль», «Архангельский собор» и другие. В 1945 г. на художественной выставке, посвященной 850-летию Рязани, художница представила пять архитектурных пейзажей. Л.А. Климентовская была одной из пяти рязанских художников-участников Московского вернисажа живописи и графики «Русская архитектурная старина» в 1946 г.
В том же году Климентовская с мужем по направлению Министерства культуры СССР поехала в разрушенный фашистами Севастополь. Супруги работали в драматическом театре имени А.В. Луначарского: Климентовская – главным художником-постановщиком, Борисов – ведущим актером. В 1947 г. семья переехала в г. Дзержинск Горьковской (ныне Нижегородской) области, где Людмила Александровна заняла должность главного художника областного драматического театра. Она работала над оформлением таких репертуарных спектаклей, как «Мещане» по пьесе М. Горького, «Два капитана», поставленного по одноименному роману В.А. Каверина, «Молодая гвардия» по роману А.А. Фадеева. С 1948 г. семья жила в Калининграде. Л.А. Климентовская активно сотрудничала с калининградскими театрами: драматическим и театром оперетты. Продолжала заниматься станковой живописью, представляла свои работы на областных и республиканской художественных выставках. В 1950 г. принята в Союз художников СССР.
Имя Л.А. Климентовской становится известным в Москве. Критики называют ее способной художницей с хорошей школой, вдумчивой и серьезной. Ей поручают создание Калининградского отделения Союза художников СССР. Людмила Александровна успешно справляется с задачей и становится первым, единогласно избранным, председателем этой творческой организации.
С 1951 г. Людмила Александровна живет в г. Калуге. Здесь ее, уже прочно ставшую на стезю станковой живописи, привлекает, прежде всего, то, что связало новый для нее город с родиной: судьба К.Э. Циолковского, родившегося на Рязанщине и реализовавшего свои космические научные дерзания на калужской земле. Художница с увлечением запечатлевает Калугу Циолковского, места, с которыми был связан великий ученый. От первых вариантов изопортретов основоположника космонавтики – «Мечты ученого», «В сентябре», «На прогулке», «У двери в космос» – она перешла к монументальной композиции «Думы о будущем».
Вторым важным направлением в творчестве Климентовской в эти годы становятся пейзажи. С детства жила в ее душе любовь к природе. Мотивы родной рязанской стороны, прелесть есенинских мест все сильней привлекали ее внимание. В каких бы краях не жила Климентовская – везде ей удается создавать произведения, в которых чисто живописные качества непременно сочетаются с чувством состояния природы, умением передать настроение. Пейзажи Людмилы Александровны – это лирические картины среднерусской полосы России с ее березовыми рощами и дремучими хвойными лесами, таинственными озерами и привольными лугами, иногда одушевленные присутствием животных или птиц. Наряду с традиционным, классическим пейзажем, она также обращается к пейзажу городскому, в котором отражается созидательный труд человека.
Вскоре Л.А. Климентовскую назначили председателем организационного бюро по созданию в Калуге областного отделения Союза художников СССР. Несмотря на возникающие препятствия, она успешно справилась с этим ответственным поручением. Людмила Александровна всегда была личностью с активной жизненной позицией. В Калуге она принимает самое деятельное участие в общественной жизни города: внесла весомый вклад в создание городского добровольного общества охраны памятников истории и культуры, являлась членом выставкома, председателем худсовета, пропагандистом.
В 1966 г. в Калуге состоялась первая персональная выставка Л.А. Климентовской. В 1976 г. там же прошла вторая персональная выставка, посвященная шестидесятилетнему юбилею Людмилы Александровны. Несмотря на немалые организационные трудности, выставка состоялась и имела большой успех. 214 живописных и графических работ, представленных в залах областного художественного музея, отразили лишь небольшую часть того, что художница создала в течение тридцатипятилетнего творческого пути. Помимо калужских вернисажей осенью 1977 г. персональные выставки художницы прошли в районных центрах области: в картинных галереях с. Ульяново, городов Тарусы и Мосальска, в каждой из которых Л.А. Климентовская оставила в подарок по одной картине из экспозиции. В 1981 г. организована персональная выставка художницы, посвященная ее 65-летию.
К 70-летию Людмилы Александровны в 1986 г. в Калужском областном художественном музее открылась персональная выставка, на которой были представлены 333 работы. В честь юбилея художницы Ученый совет Государственного музея истории космонавтики (г. Калуга) наградил ее дипломом и нагрудным знаком «За активную пропаганду достижений космонавтики, идей Константина Эдуардовича Циолковского и за большую помощь в работе музея».
В 1995 г. организаторы 30-х Научных чтений памяти К.Э. Циолковского обратились к Людмиле Александровне с предложением организовать выставку ее работ в рамках научного форума, проходящего в Калуге с 1966 г. Она с радостью приняла приглашение, представив пятнадцать своих работ. Экспозицию «Константин Эдуардович Циолковский и наш край» дополняли картины художницы из фондов Государственного музея истории космонавтики и Калужского областного художественного музея.
Осенью 1996 г. была организована персональная выставка, приуроченная к 80-летию художницы, в газетах опубликованы статьи, на радио прошли передачи, телевидение сняло два фильма о ее творчестве. Апофеозом юбилейных торжеств стало правительственное сообщение о присвоении Л.А. Климентовской звания «Заслуженный художник России».
Л.А. Климентовская умерла 15 марта 2000 г., похоронена на Пятницком кладбище г. Калуги.
Художница была награждена медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Ветеран труда».
«Мои картины должны принадлежать калужанам», – не раз повторяла Людмила Александровна. После кончины художницы, согласно ее желанию, большая коллекция живописных полотен, документов, фотографий, личных вещей была передана в дар г. Калуге. В выставочном зале «Образ» (ныне в составе Калужского музея изобразительного искусства) была открыта посмертная персональная выставка из картин, завещанных художницей калужанам. В целях сохранения этой коллекции как культурного наследия Калужского края и доступности ее для населения, областные и городские власти при активной поддержке общественности приняли решение о создании первой Калужской картинной галереи одного художника. 26 января 2001 г. открыта Муниципальная картинная галерея заслуженного художника России Людмилы Александровны Климентовской, в экспозиции которой представлены более 40 авторских работ, документы, фотографии, личные вещи. Ее картины находятся в музеях Рязани, Калининграда, Калуги, ряда городов Калужской области, а так же в собраниях Дании, Болгарии, Германии. Женскому конгрессу мира, проходившему в Москве в 1963 г., Л.А. Климентовская подарила натюрморт «Русская рябина», который ныне находится в Копенгагене.
Подготовила М. В. Ромадина, библиограф краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького
Район (уезд): Касимовский
Населенный пункт: Занины-Починки
Отрасль знаний: Театр Пейзаж Искусство Живопись
Организация: Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина
Организация:
Красный текстильщик, прядильно-сетевязальная фабрика
Рязанский государственный областной художественный музей имени И.П. Пожалостина