Ханаев Никандр Сергеевич (1890-1974), оперный певец, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР

Дата события: 08.06.1890 г.

Н. С. Ханаев родился 8 июня (27 мая по ст. ст.) 1890 г. в селе Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии [1] (ныне Путятинский район) в многодетной крестьянской семье. Мать — Наталия Филипповна Ханаева, дочь отставного рядового солдата Филиппа Авдеевича Щелкунова, — в законном браке (венчание 28 сентября 1869) [2] с Сергеем Симоновичем (Семеновичем) Ханаевым родила шестерых детей — Григория (21 января 1874) [3], Параскеву (12 октября 1875) [4], Стефана (24 октября 1877) [5], Пелагею (25 сентября 1880) [6], Феодосию (21 мая 1883) [7], и Ивана (13 января 1885) [8]. 12 августа 1886 г. в возрасте неполных 37 лет «от простуды» Сергей Семенович умер [9]. А в 1890 г., согласно записи в метрической книге Троицкой церкви под № 34 о рождении мужского пола, у «вдовой крестьянки» Натальи Филипповны Ханаевой родился сын Никандр, получивший при крещении, как незаконнорожденный, отчество Дионисиевич по имени крестного отца Д. И. Шилкина [10]. Отца он не знал, рано потеряв мать, воспитывался в семье старшего брата Г. С. Ханаева, в которой, согласно исповедной ведомости за 1901 г., проживали: жена брата, двое их малолетних детей, 17-летний брат Иван, 74-летний родственник Яков Иванович Ханаев [11] .

О своем детстве Никандр Сергеевич вспоминал: «Рос я в страшной нужде, предоставленный самому себе, с малых лет приучаясь к тяжелому физическому труду и самостоятельности. После смерти матери я ежедневно чувствовал себя лишним в семье старшего брата, где не всегда хватало хлеба для всех садившихся за стол. Чтобы заслужить право на скудную пищу, я помогал своему брату по хозяйству, а больше ходил на поденную работу в Песоченское казенное имение на полевые работы, получая за это от 12 до 20 коп. в день. Работать приходилось с 6–7 часов утра до 7–9 часов вечера, питаясь только черным хлебом и водой и то не досыта. Рос одиноко, почти не имея близких, не ощущая родственного тепла и ласки необходимых ребенку» [12].

В сельской школе, куда поступил учиться Н.С. Ханаев, обратили внимание на его голос и природную музыкальность. Вскоре его взяли в число певчих местного церковного хора, а через некоторое время он стал там солистом. Пение в хоре позволило ему познакомиться с нотной грамотой и получить навыки владения голосом.

Сельская жизнь не сулила никаких перспектив, и Никандр Сергеевич мечтал поступить в городское училище. О своем желании он рассказал брату, но тот был непреклонен: семье требовались рабочие руки и о содержании юноши в городе не могло быть и речи.

Из воспоминаний Н.С. Ханаева: «Упорное препятствие старшего брата моему дальнейшему образованию так на меня повлияло, что я твердо решил бежать из дома в Москву, т.к. совместное проживание с братом, запойным пьяницей, стало совершенно невыносимым. Для выполнения задуманного плана мне пришлось в течение долгого времени скапливать и прятать от всех пятачки и гривенники, зарабатываемые в хоре, для житья в незнакомом городе до подыскания работы. Наконец, желанный день настал и на 14-м году жизни, забрав одну смену белья и кусок черного хлеба, с котомкой за плечами я отправился на ст. Шилово, находящуюся в 28 километрах от села Песочня. До Москвы добираться пришлось различными способами. Ехал, прячась под скамейками, в грязных, заплеванных вагонах 4-го класса, около 80 километров шел по шпалам пешком, а затем „добродетельный“ кондуктор довез меня до Москвы за 75 копеек в товарном вагоне» [13].

В Москве жить было негде и не на что. Иногда временное пристанище он находил у знакомых односельчан, приехавших туда на заработки, но чаще всего ночевал на вокзалах и уличных скамейках, подолгу бывал голоден. После долгих поисков устроился форейтором в конный парк. Вскоре начальство обратило внимание на его красивый и четкий почерк и Ханаева перевели в контору на должность переписчика.

Никандр Сергеевич понимал важность образования и, жестоко экономя на всем, стал брать частные уроки. Экстерном сдал экзамены за шесть классов гимназии. В 1911 г. он был призван на военную службу. В 1914 г., с началом Первой мировой войны воевал в действующей армии на Юго-Западном фронте. Пережил все тяготы тех драматических событий: суровую окопную жизнь, холод, голод.

В 1917 г. демобилизовался, переехал жить в уездный г. Богородск Московской губернии (ныне г. Ногинск Московской области). Женился на Ираиде Ильиничне Рывкиной, дочери богородского мещанина, служащего Богородско-Глуховской мануфактуры, действительного члена Богородского общества распространения среднего образования, члена Богородско-Глуховской старообрядческой общины Ильи Петровича Рывкина. 2 января 1921 г. у них родилась дочь Евгения, ставшая в будущем известной актрисой театра и кино; в 1987 г. ей было присвоено звание народной артистки СССР.

В то время Н.С. Ханаев работал в уездном продовольственном отряде, выступал в самодеятельных концертах, которые в городе устраивались довольно часто. На гастроли регулярно приезжали и профессиональные артисты из Москвы. Многие из них обращали внимание на музыкальность Ханаева и советовали ему серьезно учиться пению. Но сам Никандр Сергеевич не мог решиться оставить службу, имея жену и ребенка.

В 1920 г. на концерты в Богородск приехала московская певица Е.Д. Эльдигарова. Она обратила внимание на Никандра Сергеевича и предложила заниматься с ним пением. После нескольких месяцев занятий Е.Д. Эльдигарова показала своего ученика музыкальному педагогу, профессору Московской консерватории, до этого 20 лет отдавшей сцене Большого театра, Лидии Юрьевне Звягиной. В 1921 г. Никандр Сергеевич, поступив в консерваторию, стал ее учеником.

Народный артист СССР С.Я. Лемешев вспоминал: «Познакомился я с ним прямо на вступительном экзамене. Никандр Сергеевич сразу обратил на себя внимание. Я не много помню драматических теноров, голоса которых, как у Ханаева, не знали бы пределов в диапазоне, свободно поднимаясь до ре-бемоль третьей октавы. Конечно, это было следствием не только его исключительной вокальной одаренности, но и исключительного трудолюбия, самодисциплины.

Ханаев с юности пел в церковном хоре, и это выработало в нем навыки правильного звуковедения (крикунов там не держали), пластичность голоса, чувство ансамбля. Поступив учиться, он полностью отдался занятиям, хотя ему, начавшему в тридцать один год, это было значительно труднее, чем моим ровесникам. У него уже была семья, которая жила под Москвой. Никандру Сергеевичу пришлось искать «угол» в городе — тогда средства сообщения с пригородом были совсем не такие, как сейчас, и приезжать на занятия из-под Москвы каждый день было немыслимо. В конце концов Ханаева приютила у себя консерваторский педагог Л. Звягина. Жил он в небольшой комнатке, которая почти не отапливалась, не хватало дров — ведь это были трудные годы. Зимой, помню, у него было так холодно, что замерзала вода. Не мог пользоваться и роялем. Поэтому почти каждый день он спозаранку бегал в консерваторию, чтобы немного самостоятельно позаниматься. И все же несносные условия не мешали ему много работать дома. Мое уважение к нему возросло во сто крат, когда я узнал, что он занимается сольфеджио без инструмента, пользуясь лишь камертоном (в этом, конечно, ему помогли навыки хорового пения). Он так свободно читал ноты с листа, что выучивал дома романсы и арии, хотя, бесспорно, это требовало большой затраты времени, внимания и силы. Я, например, работал за инструментом и был убежден, что освоил чтение с листа не хуже. Но, увы, скоро мне представился случай разочароваться. Как-то мы с Ханаевым зашли в нотный магазин, и он, просматривая вокальную литературу, свободно напевал мелодию с листа — я так и ахнул…

Вот пример, когда необходимость преодолевать трудности закаляет человека, вырабатывает в нем подлинный профессионализм. Именно таким пришел Никандр Сергеевич в театр, и эта его  крепкая закалка и огромная трудоспособность обеспечили ему на многие годы ведущее место в блестящей труппе московской сцены» [14].

Обучаясь в консерватории, Н.С. Ханаев не раз пел на профессиональной сцене: в театре «Аквариум» и в бывшей опере Зимина исполнял партию Фауста. С 1924 по 1926 г. был управляющим театром и садом «Аквариум». Одновременно в 1925 г. занимался в Оперной студии под руководством К.С. Станиславского.

13 мая 1926 г. Никандр Сергеевич был принят в труппу Большого театра; дебютировал партией Василия Шуйского в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского 19 марта 1927 г., которая стала одной из самых интересных в репертуаре певца.

Н.С. Ханаев ходил на все спектакли Большого театра, без конца вслушиваясь в изумительное звучание солистов, хора и оркестра. Огромная работоспособность, постоянное стремление к углублению своего мастерства — и вокального, и актерского, умение перенять у товарищей по театру то бесценное богатство, которое несут с собой классические традиции русского оперного творчества и исполнительства, быстро дали ощутимые результаты, и все это вскоре выдвинуло Никандра Сергеевича в число ведущих солистов главного театра страны. Критики сразу же отметили его редкостный по красоте, силе и диапазону голос, высокое вокальное и актерское мастерство.

Из воспоминаний заслуженного артиста РСФСР, солиста Большого театра А.И. Орфенова: «В конце двадцатых годов Большой театр очень нуждался в ответственном исполнителе партий драматического тенора… Естественным было становление в первый ряд Ханаева, который имел голос полного диапазона, был очень профессиональным певцом и артистом. О том, сколь профессиональным артистом был Ханаев, свидетельствует хотя бы такой факт: однажды он присутствовал на спевке оперы «Кармен». Не пришел исполнитель партии Хозе. Дирижер спросил — не подпоет ли кто? Ханаев согласился и спел всю спевку. А дирижер запомнил это, и когда не было исполнителя уже на спектакль, предложил петь Ханаеву без репетиции!» [15]

За годы работы в Большом театре Н.С. Ханаев спел тридцать шесть партий, создав галерею замечательных образов. Немалое место в ней занимают труднейшие партии русских классических опер: Садко в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова, Герман в «Пиковой даме» П.И. Чайковского и Шуйский в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского и др.

Не менее блестящими были выступления артиста в операх советских композиторов. В «Броненосце Потемкине» О.С. Чишко он с успехом исполнил партию матроса Матюшенко. В опере И.И. Дзержинского «Тихий Дон» Никандр Сергеевич спел главную партию — Григория Мелехова, создав колоритный образ донского казака. В опере Ю.А. Шапорина «Декабристы» с блеском исполнил одну из центральных ролей — декабриста Каховского.

Хотя Ханаев считался создателем неповторимо ярких образов в русских операх, его зарубежный репертуар был не менее обширным. Это и Радамес в «Аиде» и Отелло в одноименной опере Дж. Верди, Хозе в «Кармен» Ж. Бизе, Зигмунд в «Валькирии» Р. Вагнера и многие др.

Народный артист РСФСР, солист Большого театра А.И. Батурин писал: «…меня всегда поражало и восхищало взыскательное отношение Н. Ханаева к себе, добросовестность и чувство большой ответственности в сочетании с творческой сосредоточенностью. Выработав хорошую вокальную технологию, артист стремился проникнуть в самое существо замысла композитора, стремился раскрыть в своем исполнении вокально-сценическую сущность образа. Большое артистическое дарование и пытливость помогали ему искать и находить в оперном творчестве то сокровенное, что скрыто от певцов, подходящих к творчеству поверхностно, певцов, которых сам Никандр Сергеевич называл „звукодуи“» [16].

В каждой своей роли Н.С. Ханаев был неповторим, каждую обдумывал и оттачивал до мельчайших деталей, и каждая заслуживает того, чтобы войти в историю мирового оперного искусства. За особые заслуги в области отечественного оперного театра 30 декабря 1933 г. ему было присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Участвовал Н.С. Ханаев и в концертной деятельности, но она занимала меньше места в творчестве артиста. В 1934 г. в составе  бригады актеров Большого театра Никандр Сергеевич выступал перед советскими воинами на Дальнем Востоке. Часто выступал в симфонических концертах. Участвовал в исполнении Девятой симфонии Л. ван Бетховена, пел в оратории Г. Генделя «Самсон», в поэме С.В. Рахманинова «Колокола», в кантате Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом». В разные годы участвовал в концертном исполнении опер «Садко», «Отелло» и «Хованщина». Выступая на более редких сольных концертах, певец исполнял романсы П.И. Чайковского и М.Н. Глинки. 2 июня 1937 г. Никандр Сергеевич был удостоен звания народного артиста РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войны Никандр Сергеевич, как многие его коллеги, работал в Москве в филиале театра, выезжал с фронтовыми бригадами для выступлений на передовой. Н.С. Ханаева очень ценил И.В. Сталин, часто посещал спектакли с участием певца, приглашал артиста для участия в концертах.

Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1942 год» от 19 марта 1943 г. за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства Н.С. Ханаев удостоен премии 2-й степени в размере 50 000 рублей. Полученные деньги он передал в фонд обороны; все средства пошли на строительство танков. И.В. Сталин направил певцу телеграмму со словами благодарности за заботу о Вооруженных силах Советского Союза.

В 1948 г. Н.С. Ханаев был приглашен на должность преподавателя в Московскую консерваторию, где проработал до 1950 г.; часто возглавлял Государственную экзаменационную комиссию на вокальном факультете.

Постановлением Совета Министров СССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области литературы и искусства за 1948 год» от 8 апреля 1949 г. артист был удостоен премии 1-й степени за исполнение партии Василия Шуйского в оперном спектакле Большого театра «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. 7 марта 1950 г. ему во второй раз была присвоена Сталинская премия СССР 1-й степени за исполнение заглавной партии в оперном спектакле «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

За особый вклад в развитие советского театра 27 мая 1951 г. Н.С. Ханаеву было присвоено высокое звание народного артиста СССР; награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В одной их журнальных рецензий автор писал: «Ханаев — один из тех артистов, чье творчество имеет такую же ценность как и творчество композитора, поэта, живописца. Его исполнение и истолкование музыки, созданные им сценические образы — художественные явления.

Как художника сцены Ханаева отличает высокая общая культура и единство основных творческих качеств при редком разнообразии созданных образов. В творчестве артиста природная интуиция сочеталась с острым анализом, дисциплина фантазии со смелостью в утверждении непривычного, нового, со способностью идти до конца в сценическом выражении верно найденных мыслей и чувств. Стихия Ханаева — интенсивный лаконизм. Наделенный даром создавать сгущенные, необычайно сильные настроения, он в то же время был всегда благородно прост и сдержан в их эмоциональном проявлении» [17]

С 7 февраля 1953 г. по 10 января 1955 г. Никандр Сергеевич выполнял обязанности заместителя директора Государственного академического Большого театра СССР (ГАБТ) по творческим вопросам. «…Н. Ханаев проявил не только хорошие организационные данные, но и дружеское, заботливое и внимательное отношение к своим товарищам. Он пользовался очень большим авторитетом в коллективе и делал все от него зависящее для дальнейшего развития театра, способствовал привлечению в театр одаренной молодежи» [18].

С.Я. Лемешев вспоминал: «…Его блестящий, проникнутый горячим темпераментом голос мог бы поспорить с голосами лучших итальянских певцов. И это было результатом его необыкновенной требовательности к себе и гигантской трудоспособности. Всю свою жизнь, распорядок быта, все мысли он подчинял целиком интересам театра, своей профессии. Это обеспечило ему и редкое певческое долголетие. Я навсегда сохраню воспоминание о последнем выступлении Ханаева в партии Германа.

В последнем антракте я зашел к нему и сказал:

— Как ты замечательно сегодня поешь!

Ханаев ответил:

— Это вероятно, потому, что на прошлой неделе мне исполнилось шестьдесят восемь!» [19]

Последнее выступление артиста на сцене Большого театра состоялось 11 марта 1959 г. в опере М.П. Мусорского «Хованщина».

В 1959 г. Никандр Сергеевич вышел на пенсию, но продолжал долгие годы трудиться, проводя большую общественную работу, связанную с развитием вокального искусства в нашей стране, выступая членом жюри всесоюзных и международных вокальных конкурсов. В качестве председателя неоднократно участвовал в экзаменационной комиссии на вокальном факультете Московской консерватории. Н.С. Ханаев был членом Художественных советов Большого театра и Министерства культуры. Большую помощь оказывал молодым артистам, посвятившим себя вокально-театральному искусству.

Никандр Сергеевич поддерживал тесную связь со своими земляками. Много лет переписывался с учениками Песоченской школы и их директором (1956–1962) Петром Филипповичем Шаблиным. Артист рассказывал о работе в Большом театре, давал школьникам много полезных советов — призывал прилежно учиться, заниматься спортом, различными видами художественной самодеятельности. В дар учащимся он присылал свои фотографии, запечатлевшие его в различных сценических образах, грампластинки с записями арий из опер в его исполнении и др. Неоднократно принимал дома учителей и группы детей, организовывал для них посещения спектаклей Большого театра. Письма Н.С. Ханаева школьникам хранятся в домашнем архиве главы Песоченского сельского поселения Путятинского района Рязанской области, директора Песоченской средней школы (1992– 2009) Владимира Николаевича Кондрашова, который много лет собирает материалы о своем знаменитом земляке, поддерживает связь с внуком певца Владимиром Успенским. В одном из писем Н.С. Ханаев писал: «Прошло около шестидесяти лет, как я в вашем возрасте покинул свое родное село, где проходило мое безотрадное детство. Несмотря на то, что моя жизнь была очень горькая, я все же страстно люблю свое село, школу, в которой получил начальную грамоту, и всех жителей, каких я помню. Как бы хотелось взглянуть на те места, где я провел свое детство» [20].

Несколько лет Никандр Сергеевич вел переписку со школьниками Сараевской средней школы. Он пригласил детей побывать у него в гостях в Москве. Впервые эта встреча произошла зимой 1958 г., с тех пор встречи стали регулярными. Певец дарил детям свои фотографии и грампластинки. 

На одном из своих портретов, подаренных ученикам Сараевской школы, Никандр Сергеевич сделал надпись: «Дорогим моим юным землякам с глубокой признательностью за внимание ко мне, любовь к миру прекрасного. Вы живете в счастливое время. Вы можете избрать для себя тот путь в жизни, куда вас зовет ваше призвание. Но не забывайте, что какой бы вы путь ни избрали, — без знаний, упорного труда и вдохновения вы ничего не достигните. Я уверен, что мои дорогие юные земляки вырастут достойными гражданами нашей великой Родины и что рязанцы не раз прославят еще наше Отечество».

Не один год артист вел переписку с Тамарой Николаевной Цукановой, много лет проработавшей в нотно-музыкальном отделе Рязанской областной библиотеки им. Горького. Все его письма бережно хранятся в библиотеке.

По воспоминаниям земляков, Никандр Сергеевич был скромным, простым человеком, прекрасным собеседником, гостеприимным хозяином, человеком высокой культуры.

Умер Н.С. Ханаев 23 июля 1974 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

С. Я Лемешев писал о нем: «Его творческая биография — это подвиг труда и вдохновения, таланта и великой требовательности к себе…» [21]. 

Голос певца можно услышать в записях опер «Пиковая дама», «Борис Годунов», «Кармен». Фильм-опера «Борис Годунов» с Н.С. Ханаевым в партии Василия Шуйского был снят в 1954 г. В 2010 г. выпущен CD из серии «Русское вокальное искусство», где записаны фрагменты из опер «Садко», «Пиковая дама», «Декабристы», «Самсон и Далила», «Зигфрид» с участием артиста.

Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «За оборону Москвы».

Репертуар Н.С. Ханаева в Большом театре: 

Шуйский. «Борис Годунов» М.П. Мусоргского                                               19 марта 1927

Скороход. «Иван-солдат» К.А. Корчмарева                                                12 апреля 1927

Тибальд. «Ромео и Джульетта» Ш. Гуно                                                         12 июня 1927

Лоренцо. «Фра-Дьяволо» Д. Обера                                                           15 сентября 1927

Князь. «Русалочка» А.С. Даргомыжского                                                      6 октября 1927

Французский офицер. «Фленго» В.Н. Цыбина                                                9 ноября 1927

Чекалинский. «Пиковая дама» П.И. Чайковского                                        31 декабря 1927

Нарработ. «Саломея» Р. Штрауса                                                                     6 января 1928

Лыков. «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова                                    16 января 1928

Первый корабельщик. «Сказка о царе Салтане» Н. Римского-Корсакова           6 мая 1928

Оле. «Оле из Нордланда» М.М. Ипполитова-Иванова                                    9 октября 1928

Фогельгезанг. «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера                            25 января 1929

Садко. «Садко» Н.А. Римского-Корсакова                                                          7 апреля 1929

Вальтер. «Нюрнбергские мейстерзингеры» Р. Вагнера                                    29 ноября 1929

Андрей. «Прорыв» С.И. Потоцкого                                                                       8 января 1930

Радамес. «Аида» Дж. Верди                                                                               8 февраля 1930

Бель Наид. «Загмук» А.А. Крейна                                                                             29 мая 1930

Хозе. «Кармен» Ж. Бизе                                                                                      31 октября 1930

Самозванец. «Борис Годунов» М.П. Мусоргского                                               20 ноября 1930

Финн. «Руслан и Людмила» М.И. Глинки                                                             29 января 1931

Герман. «Пиковая дама» П.И. Чайковского                                                              27 мая 1931

Отелло. «Отелло» Дж. Верди                                                                                  25 марта 1932

Михайло Туча. «Псковитянка» Н.А. Римского-Корсакова                                  16 октября 1932

Рауль. «Гугеноты» Дж. Мейербера                                                                            23 мая 1934

Гришка Кутерьма. «Сказание о граде Китеже» Н.А. Римского-Корсакова      25 декабря 1934

Григорий Мелехов. «Тихий Дон» И.И. Дзержинского                                              7 марта 1936

Матюшенко. «Броненосец Потемкин» О.С. Чишко                                               5 января 1938

Собинин. «Иван Сусанин» М.И. Глинки                                                            21 февраля 1939

Абесалом. «Абесалом и Этери» З.П. Палиашвили                                               19 июня 1939

Зигмунд. «Валькирия» Р. Вагнера                                                                        21 ноября 1940

Голицын. «Хованщина» М.П. Мусоргского                                                        13 февраля 1941

Каварадосси. «Тоска» Дж. Пуччини                                                                     12 апреля 1942

Синодал. «Демон» А.Г. Рубинштейна                                                                   1 августа 1942

Старый Фауст. «Фауст» Ш. Гуно                                                                              29 марта 1949

Новопашин. «От всего сердца» Г.Л. Жуковского                                                  16 января 1951

Каховский. «Декабристы» Ю.А. Шапорина                                                          24 ноября 1953

 

Примечания:

1 ГАРО. Ф. 627. Оп. 286. Д. 66. Лл. 69об–70.

2 Там же. Оп. 252. Д. 290. Лл. 709об–710.

3 Там же. Д. 340. Внутренний №12. Лл. 3об–4.

4 Там же. Оп. 286. Д. 3. Лл. 67об–68.

5 Там же. Д. 13. Лл. 147об–148.

6 Там же. Д. 24. Лл. 142об–143.

7 Там же. Д. 37. Лл. 55об–56.

8 Там же. Д. 46. Лл. 112об–113.

9 Там же. Д. 50. Лл. 116об–117.

10 Там же. Д. 66. Лл. 69об–70.

11 ГАРО. Ф. 627. Оп. 160. Д. 52. Лл. 35об.

12 Рыбакова Л. Д. Ханаев Никандр Сергеевич, тенор, 1890–1974 // Большой театр. Золотые голоса / Т. И. Маршкова, Л. Д. Рыбакова. М., 2011. С. 955–956.

13 Маршкова Т.И., Рыбакова Л.Д. Указ. соч. С. 956.

14 Лемешев С.Я. Путь к искусству. М., 1968. С. 150–151.

15 Никандр Ханаев — песоченский соловей // Дань Отечеству: книга очерков и док. рассказов. Рязань, 2005. С. 164–165.

16 Батурин А. Талант и труд: к 75-летию со дня рождения Н.С. Ханаева // Советский артист. 1965. 11 июня (№ 23).

17 Ануфриев В. Ханаев в «Пиковой даме» // Театр. 1968. № 5. С. 94.

18 Батурин А. Талант и труд: к 75-летию со дня рождения Н.С. Ханаева // Советский артист. 1965. 11 июня (№ 23).

19 Лемешев С. Подвиг труда и вдохновения // Советская культура. 1974. 30 июля. С. 8.

20 Куликов А. Памятные встречи // Приокская правда. 1976. 28 марта. С. 4.

21 Лемешев С.Я. Подвиг таланта // Советская музыка. 1965. № 6 (июнь). С. 86.

 

 Копьева Ольга Алексеевна, главный библиограф краеведческого информационного отдела

Источник: Копьева О.А. Ханаев Никандр Сергеевич : (К 130-летию со дня рождения оперного певца, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР) // Календарь знаменательных и памятных дат Рязанской области на 2020 год — Рязань, 2020. - С. 130-142. - Библиогр.: с. 141-142.

Район (уезд): Путятинский

Населенный пункт: Песочня

Отрасль знаний: Музыка

Организация: Государственный академический Большой театр России

Организация:
Московская консерватория

Имя: Ханаев Никандр Сергеевич

Источники, уточняющие даты:

ГАРО. Ф. 627. Оп. 286. Д. 66. Лл. 69об–70.

Список литературы:

26.05.2020