Феофан Затворник Вышенский (1815-1894), святитель

Дата события: 23.01.1815 г.

Святитель Феофан (в миру Георгий Васильевич Говоров) родился 23 января (10 по ст. ст.) 1815 г. в селе Чернавске  Елецкого уезда Орловской губернии (ныне с. Чернава Измалковского района Липецкой области). Он был пятым ребенком в семье священника Владимирской церкви иерея Василия Говорова и матушки Татьяны (в девичестве Поповой). В крещении, которое состоялось на следующий день после рождения, наречен Георгием. Воспитывался в доме родителей, где получил начальное нравственное и духовное образование, пел на клиросе и прислуживал в алтаре храма, в котором служил отец. Отличался светлым, пытливым умом, желающим постичь первопричину явлений. С семи лет родные стали обучать его грамоте.

В 1823 г. Георгий поступил в Ливенское духовное училище (г. Ливны Орловской губернии), где изучал Закон Божий, церковное пение, русский, греческий и латинский языки, арифметику и географию. По окончании училища в 1829 г. в числе лучших учеников переведен в Орловскую духовную семинарию. Учился Говоров с большим усердием, особенно ему нравились философские науки и психология, которые преподавал Евфимий Андреевич Остромысленский. Учитель так сумел заинтересовать своими предметами семинаристов, что Георгий пожелал остаться на повторный курс и ради дополнительных занятий провел в семинарии вместо шести восемь лет. Семинарское образование послужило  фундаментом обширных знаний в области Священного Писания, которые обнаруживаются в творениях свт. Феофана. В семинарии началась самостоятельная духовная работа будущего святителя. В ведомости о поведении он был отмечен как «отличающийся склонностью к уединению и трудолюбию» и «назидательный в обращении с товарищами». На экзамене его основательные познания Священного Писания обратили на себя внимание епархиального архиерея, епископа Орловского и Севского Никодима (Н.А. Быстрицкого), который распорядился направить способного выпускника для дальнейшего обучения в духовную академию. Отлично окончив в 1837 г. семинарию,  Говоров  получает назначение в Киевскую духовную академию.

Киевская академия славилась в то время своими наставниками и выпускниками. Ее ректором был богослов и духовный писатель, епископ Чегиринский Иннокентий (И.А. Борисов), впоследствии – архиепископ Херсонский и Таврический, прославленный в лике святых. Его лекции отличались самобытностью и живым языком. Он вдохновлял студентов на самостоятельное, вдумчивое изучение христианства, советовал не ограничиваться курсом наук, преподаваемых в академии, а расширять свои познания за счет самостоятельного чтения творений святых отцов и знакомства с другими отраслями человеческого знания. Изучение свт. Феофаном в затворе астрономии, физики, многих других наук говорит о том, что студент  Говоров внимательно слушал своего преподавателя и следовал его наставлениям. Особенное влияние оказали на будущего святителя инспектор академии архимандрит Димитрий (К.И. Муретов), который излагал свои глубокие лекции без конспекта, приводя на память тексты с точным указанием томов и страниц цитируемых сочинений, а также профессор церковного красноречия Иаков Космич Амфитеатров, заложивший своими трудами основу отечественного стиля христианской проповеди. Под руководством таких учителей Говоров достиг отличных результатов, особенно в написании сочинений. «Никто лучше его не писал, - говорил впоследствии митрополит Московский Макарий (М.П. Булгаков), учившийся с ним на одном курсе, - только по скромности своей он не мог читать громко своего сочинения».

14 октября 1840 г. Георгий подал прошение на имя ректора академии архимандрита Иеремии (И.И. Соловьев, в схиме Иоанн) о пострижении в монашество. 15 февраля 1841 г. в Свято-Духовском храме Киево-Братского монастыря отец Иеремия совершил его монашеский постриг с наречением имени Феофан, в честь преподобного Феофана Сигрианского. 7 апреля 1841 г. рукоположен в иеродиакона, а 7 июня того же года – во иеромонаха.

Перед выпуском из академии отец Феофан написал магистерскую диссертацию «Подзаконная религия, как она дана Богом через Моисея народу Израильскому», переданную на рассмотрение в Священный Синод и заслужившую похвалу свт. Филарета Московского (В.М. Дроздова). 27 августа 1841 г., окончив академию, иеромонах Феофан назначен на должность ректора Киево-Софиевского духовного училища, где преподавал латинский язык. Вместе с заботой о своих воспитанниках, он тесно общался со старцами, беседовал с ними о великой науке монашества, изучал творения святых отцов. За ревностное исполнение своих обязанностей о. Феофан был награжден благословенной грамотой Святейшего Синода.

7 декабря 1842 г. он определен инспектором Новгородской духовной семинарии, где преподавал логику и психологию. На уроках психологии о. Феофан старался дать воспитанникам истинное представление о самопознании, учил, что каждый должен видеть и свое человеческое достоинство, и свои нравственные недостатки, старался сформировать у семинаристов правильный взгляд на соотношение науки и религии. 18 декабря 1842 г. утвержден в степени магистра богословия. Выдающиеся педагогические способности иеромонаха Феофана были замечены священноначалием, и 16 октября 1844 г. он был переведен в Санкт-Петербургскую духовную академию на должность бакалавра по кафедре нравственного и пастырского богословия. Лекции о. Феофана производили на слушателей неизгладимое впечатление. 22 марта 1845  г. его назначают помощником инспектора академии, 3 июля 1845 г. – членом комитета для рассмотрения конспектов преподаваемых в семинарии учебных предметов. За ревностное исполнение этих  обязанностей во второй раз удостоен благословения Святейшего Синода, а в мае 1846 г. – звания соборного иеромонаха Свято-Троицкой Александро-Невской Лавры.

В феврале 1847 г. в целях защиты и укрепления Православия на Святой Земле,  установлению братских отношений с Иерусалимской православной церковью, а также для поддержки русских паломников император Николай I одобрил проект создания Русской Духовной Миссии (РДМ). 30 июля митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский Антоний (Г.А. Рафальский) передал в Святейший Синод представление о направлении в г. Иерусалим в составе Миссии бакалавра  Санкт-Петербургской духовной академии, соборного иеромонаха Феофана (Говорова), который 21 августа был избран членом первой РДМ в Иерусалиме. 14 октября в составе Миссии он отбыл из Петербурга в Палестину. У первых русских миссионеров не было ни своего храма, ни помещений, поэтому они жили в монастыре во имя св. Архистратига Божия Михаила, где архимандрит Порфирий (К.А. Успенский), возглавивший Миссию, и о. Феофан ежедневно совершали литургии, на которых молились не только русские, но и арабы, и греки. Члены Миссии посетили Вифлеем, Назарет и другие евангельские места, совершая службы на церковнославянском языке, беседовали с богомольцами, участвовали в соборных служениях вместе с иерусалимским духовенством у Гроба Господня и других святынь.

 На Святой Земле иеромонах Феофан обучился иконописи, писал и дарил церквам иконы и целые иконостасы. Он изучал библиотеки старых монастырей, с усердием исследовал аскетические творения православных писателей по малоизвестным изданиям, особенный интерес для него представляли древнейшие рукописи иерусалимской, саввинской и афонских библиотек. В древнейшей обители, святой Лавре преподобного Саввы Освященного в Иудейской пустыне, одном из самых значимых монастырей Православной Церкви,  о. Феофан знакомился с памятниками аскетической письменности, разыскивал и собирал  древние рукописи святоотеческих творений. В монастыре св. вмч. Екатерины на Синае вместе с архимандритом Порфирием он составил каталог хранящихся в ней книг и подробно ознакомился со знаменитым библейским манускриптом - рукописью греческой Библии IV в. - одним из самых древних полных кодексов Священного Писания Нового Завета. Он посетил святые места Египта и Сирии. Изучив греческий, французский, еврейский и арабский языки,  перевел многие творения святых отцов на русский язык.

В Свято-Никольском монастыре русские миссионеры создали типографию, в которой стали издавать на арабском языке Апостол и Православный Катехизис. Для арабских детей в городах Иерусалиме, Лидде, Рамле и Яффе были открыты школы, в том числе – одна для девочек.

Весть о добродетельной жизни и учености русских миссионеров разнеслась среди населения Иерусалима. Русский консул в Бейруте К.М. Базили почтительно отзывался об о. Феофане, особенно восхищаясь его кротостью, образованностью, научной и богословской компетенцией. Когда заболевший начальник Миссии на семь месяцев уехал в г. Киев, ее делами управлял о. Феофан. 5 мая 1851 г. за усердие Святейший Синод наградил его золотым наперсным крестом.

В связи с  Крымской войной  Русская Духовная миссия вынуждена была прервать свою плодотворную деятельность и  5 мая 1854 г. покинула Иерусалим. После возвращения из Палестины началась публикация переводов святоотеческих творений, подготовленных  иеромонахом Феофаном.

14 апреля 1855 г. за труды в Русской Духовной Миссии о. Феофан возведен в сан архимандрита с присвоением титула настоятеля третьеклассного монастыря, а затем назначен преподавателем канонического права в Санкт-Петербургскую духовную академию. Кроме того, он  активно занимался проповедничеством; произнес за годы работы в Санкт-Петербурге более двадцати проповедей, снискав славу лучшего за тот период проповедника. Некоторые представителей столичного высшего света, познакомившись с о. Феофаном, стали его духовными чадами.

15 сентября 1855 г. архимандрит Феофан назначен на должность ректора и профессора богословия Олонецкой духовной семинарии (г. Петрозаводск). В связи с тем, что архиепископ Олонецкий и Петрозаводский Аркадий (Г.Ф. Федоров) был вызван в Санкт-Петербург для присутствия в Святейшем Синоде, о. Феофан в октябре 1855 г. определен членом Олонецкой духовной консистории; на него были возложены не только обязанности по делам семинарии и духовного училища, но и многие епархиальные. Семинария играла важную роль в духовном просвещении русского Севера, однако не имела своего помещения, поэтому о. Феофан занялся  организацией строительства  здания для семинарии. Он привлекал семинаристов к чтению и пению на клиросе, ввел класс иконописи, занятиями в котором сам и руководил.

Особое значение для Олонецкой епархии имели его труды по противодействию раскольникам; под руководством о. Феофана последовательно проводились меры по борьбе с расколом: беседы с православными священниками, в приходах которых проживали раскольники; в целях  подготовки пастырей, способных к борьбе с расколом, архимандрит Феофан с благословения духовного начальства организовал в Олонецкой семинарии миссионерский класс; с целью пополнения семинарской библиотеки раскольнической и противораскольнической литературой, необходимой для работы миссионеров и успешной противораскольнической деятельности, о. Феофан обращался в духовные академии с просьбой прислать имеющиеся лишние книги, в результате чего библиотека семинарии  пополнилась значительным массивом  старопечатных и рукописных книг, присланных по просьбе о. Феофана.

21 мая 1856 г. архимандрит Феофан направлен в г. Константинополь (ныне Стамбул) настоятелем русской посольской церкви. Уезжая из г. Петрозаводска,  он пожертвовал свою личную библиотеку Олонецкой семинарии, за руководство которой ему в третий раз было преподано благословение Святейшего Синода. В г. Константинополе о. Феофан проявлял отеческую заботу о проживающих там русских, сочувствовал Константинопольской Церкви, бедствовавшей под властью турок. К этому времени относится его переписка с княгиней П.С.  Лукомской; замечательные письма с духовными наставлениями впоследствии составили книгу «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться?», первое издание которой вышло в Санкт-Петербурге в 1860 г.

В марте 1857 г. о. Феофан представил архиепископу Иннокентию Херсонскому (И.А. Борисов) обстоятельный отчет о своей миссии, сыгравший важную роль при обсуждении Святейшим Синодом греко-болгарского противостояния.  17 апреля 1857 г.  награжден орденом Анны 2-й степени. 

13 июня 1857 г. архимандрит Феофан назначен на должность ректора Санкт-Петербургской духовной академии. Кроме преподавания канонического права, он занимался проповедничеством, произнеся за этот период более двадцати проповедей, снискавших ему славу одного из лучших  проповедников того времени. В 1859 г. проповеди были изданы отдельной книгой под названием «Слова Санкт-Петербургской духовной академии ректора архимандрита Феофана». Кроме того, он наблюдал за преподаванием в столичных учебных заведениях Закона Божия, был председателем Комитета по изданию книг византийских историков и Комитета по переводу Библии на русский язык, редактировал академический журнал «Христианское чтение». В том же году в связи с 50-летием академии о. Феофан награжден орденом св. Владимира 3-й степени.

1 июня 1859 г. архимандрит Феофан хиротонисан во епископа Тамбовского. По его инициативе с 1 июля 1861 г. cтали выходить  «Тамбовские епархиальные ведомости»; владыка следил за епархиальным изданием и сам участвовал в подготовке  номеров. Он находил время и для научно-литературной работы. В 1860 г. в Петербурге вышли «Письма о христианской жизни» в 4-х выпусках. Епископ Феофан содействовал открытию церковно-приходских училищ, воскресных и частных школ, женского епархиального училища, вникал во все дела Тамбовской духовной семинарии. Но главное внимание он обратил на разъяснение слова Божия в проповедях, которые считал лучшим средством духовного просвещения.  

Во время одной из поездок с целью обозрения храмов и монастырей Тамбовской епархии свт. Феофан посетил Вышенскую пустынь, которая понравилась ему строгим иноческим уставом и красотой окружающей природы. Назначая настоятелем Вышенского монастыря эконома архиерейского дома игумена Аркадия (А.И. Честонова), владыка на прощание сказал ему пророчески: «Поезжайте, отец игумен, туда, а там, Бог даст, и я к вам приеду».

22 июля 1863 г. епископ Феофан назначен на более обширную Владимирскую кафедру. За три года владыка произнес здесь 138 проповедей, которые привлекали множество слушателей. В 1865 г. по его инициативе основаны «Владимирские епархиальные ведомости». Епископ Феофан заботился о повышении образования населения губернии, способствовал открытию церковно-приходских школ и духовных учебных заведений епархии, в частности училища для девиц духовного сословия; при нем было достроено общежитие Владимирской духовной семинарии, значительно увеличились средства, направляемые на строительство, ремонт и благоукрашение храмов епархии. За примерное служение 19 апреля 1864 г. награжден орденом Анны 1-й степени.

12 марта 1866 г. епископ Феофан подал прошение в Святейший Синод об увольнении на покой с правом пребывания в Вышенской пустыни Тамбовской епархии. То было стремление не к покою, а к усиленным монашеским трудам. 17 июня 1866 г. он освобожден от управления епархией и назначен настоятелем Вышенского монастыря. 3 августа 1866 г. епископ Феофан прибыл на Вышу. В одном из писем он писал: «По всему Выша – преутешительная и преблаженная обитель!»

Епископ Феофан нес полное различных забот послушание настоятеля, посещая все службы. 19 сентября 1866 г. по собственному прошению уволен от управления Вышенской пустынью с правом пребывания в ней. Он стал ежедневно ходить к вечерне, утрене и ранней литургии, но точное исполнение монастырского устава было трудно совместимо с писательским трудом. В 1872 г. епископ Феофан ушел в затвор, перестав принимать посетителей, кроме настоятеля пустыни архимандрита Аркадия, духовника игумена Тихона и келейника о. Евлампия. В 1878 г. он устроил келейную домашнюю церковь в честь Богоявления Господня, в которой совершал литургию по чину палестинских и афонских отшельников. В трудах и подвигах уединения свт. Феофан провел 22 года.

Вышенский просветитель был выдающимся миссионером своего времени. В борьбе за спасение душ соотечественников он разоблачал лжеучителей, пользуясь любой возможностью, выступал с обличением католических заблуждений, протестантских сект,  лжеучения Л.Н. Толстого. Великим делом духовной миссии святителя стала его обширная переписка; он получал до 40 писем в день и отвечал всем, кто просил его совета и поддержки.

Первой печатной публикацией свт. Феофана является «Слово в день Благовещения Пресвятой Богородицы» в одном из номеров журнала «Христианское чтение» за 1846 г. Последующие годы были отмечены многочисленными статьями в периодических изданиях, отдельными изданиями его трудов, плодотворной литературной и переводческой деятельностью.  Так, 1868 г. в журнале «Домашняя беседа» были опубликованы книги «Путь ко спасению (Краткий очерк аскетики)» и «Краткие мысли на каждый день года, расположенные по числам месяцев», в 1869-1871 гг. напечатаны «Письма о духовной жизни», в 1869-1870 гг. изданы толкования свт. Феофана на Шестопсалмие и 33 псалом и другие. Эта работа была продолжена им  и после ухода в затвор. В 1874-1877 гг. святитель Феофан  дал ученое толкование 118 псалма, в 1881 г. – разъяснил 1, 2 и  51 псалмы. Он является создателем толкований Евангельской истории, а также на все послания св. апостола Павла. Важнейшей из переводных работ свт. Феофана является  «Добротолюбие», пять томов которого были изданы афонскими монахами в 1877-1890 гг.

При написании своих сочинений свт. Феофан использовал огромное количество источников – около трех с половиной тысяч книг по богословию, церковной истории и разным отраслям знаний насчитывает библиотека, собранная им в затворе. Это была одна из самых больших частных библиотек того времени в России;  более чем наполовину она состояла из иностранных книг, которые святитель читал в подлиннике. В январе 1890 г. «…за многочисленные и замечательные богословские сочинения» Санкт-Петербургская духовная академия возвела свт. Феофана в степень доктора богословия, все духовные академии Русской Православной Церкви избрали его своим почетным членом.

Скончался свт. Феофан, Затворник Вышенский, 6 января 1894 г. в праздник Богоявления Господня, погребен в правом Владимирском приделе Казанского собора Вышенского монастыря. Над могилой было воздвигнуто надгробие из белого мрамора с изображением трех книг Феофана Затворника: «Добротолюбия», «Толкования апостольских посланий» и «Начертания христианского нравоучения». В советское время, когда на территории монастыря располагалась психиатрическая больница, место захоронения святителя оказалось в небрежении. В 1973 г. иеромонахом Елевферием (Е.А. Диденко) и иереем Георгием Глазуновым были обретены мощи святителя и вывезены в Троице-Сергиеву Лавру, где они находились до 1988 г.

На Поместном Соборе Русской православной церкви в 1988 г., посвященном 1000-летию Крещения Руси, Феофан Затворник был прославлен в лике святителей.  В преддверии канонизации архиепископ Рязанский и Касимовский Симон (С.М. Новиков) благословил пристроить к Сергиевскому храму в с. Эммануиловка придел, в который 8 июля того же года были перенесены мощи святителя. В 1991 г. поклониться мощам свт. Феофана на землю, освященную его подвигом, прибыл Патриарх Московский и всея Руси Алексий II (А.М. Редигер). Отслужив молебен, он сказал: «Я думаю, что все живущие здесь ныне должны беречь это место, ценить эту землю».         В июне 2011 г. в восстановленных кельях свт. Феофана воссоздана и освящена домовая Богоявленская церковь и открыт музей святителя. 29  июня 2002 г. святые мощи Затворника Вышенского были перенесены из с. Эммануиловка на Вышу. В память об этом событии было принято решение 29 июня на общецерковном уровне совершать празднование перенесения святых мощей свт. Феофана, Затворника Вышенского.

В 2004 г. в Вышенской обители впервые состоялись Феофановские чтения. В последующие годы география чтений значительно расширилась: они проходят в Рязани, Москве, Санкт-Петербурге, Тамбове.

Подготовила  А.Д. Сурина, главный библиограф краеведческого информационного отдела РОУНБ им. Горького

 

Район (уезд): Шацкий

Населенный пункт: Выша

Отрасль знаний: Религия

Организация: Свято-Успенский Вышенский монастырь (Шацкий район)

Организация:
Новгородская духовная семинария

Имя: Говоров Георгий Васильевич Феофан Затворник Вышенский

Список литературы:

03.11.2017