Федоров Петр Федорович (1923-1995), Герой Социалистического Труда, дежурный Рязанского отделения Московско-Рязанской железной дороги

Дата события: 11.06.1923 г.

П. Ф. Федоров родился 11 июля 1923 г. в деревне Ялтуново Рязанского уезда (ныне Рязанский район) в семье железнодорожника. Вскоре семья переехала в Рязань, где отец поступил на работу в службу движения железной дороги. В детстве Петр Федорович, наблюдая за работой железнодорожников, ремонтировавших паровозы и вагоны, мечтал трудиться в депо. Когда ему было 15 лет, отец сказал, что одному ему не прокормить семью. П. Ф. Федорова приняли учеником слесаря на станции Рязань-1. После года учебы в паровозо-слесарной группе школы фабрично-заводского обучения при станции получил специальность слесаря. С 1940 г. Петру Федоровичу доверили самостоятельно ремонтировать приборы для автоматического торможения на станции Рязань.

9 октября 1941 г. П. Ф. Федоров был призван в ряды Красной армии. Обучался в десантном училище, овладевал боевой техникой и тактикой. Но воевать ему было не суждено. В начале 1943 г. курсанты, как обычно, занимались на плацу, рыли окопы, отрабатывали приемы рукопашного боя. Но начался вражеский авианалет. Петр Федорович, не успев добежать до бомбоубежища, был ранен в ногу. После операции и длительного лечения перебитой в нескольких местах левой ноги медицинская комиссия признала его негодным к строевой службе.

После демобилизации, с апреля 1943 г. П. Ф. Федоров работал весовщиком товарного движения станции Рязань-2. Но последствия ранения давали себя знать, и ему пришлось поменять профессию. Окончив курсы, Петр Федорович стал работать дежурным по станции. Старательный и инициативный, он добился отличной работы своей смены. Как примерного руководителя, хорошего организатора, в марте 1945 г. П. Ф. Федорова назначили в отделение дороги диспетчером узла. В течение нескольких лет Петр Федорович добивался лучших результатов в социалистическом соревновании. В ноябре 1953 г. ему присвоено звание техник-лейтенант движения, в декабре 1955 г. П. Ф. Федоров назначен дежурным по Рязанскому отделению Московско-Рязанской железной дороги. Обязанность дежурного – постоянно быть в курсе дел на отделении, обеспечивать выполнение графика движения поездов, плана грузовой работы, поддерживать связь с наиболее крупными клиентами, обеспечивать слаженность в действиях всех служб, особенно с локомотивными бригадами.

Стальные нити железных дорог связывают Рязанскую область со всеми пунктами страны. На восток и север, на юг и запад мчатся поезда с важными грузами. В пульсе магистрали находит свое отражение рабочий ритм промышленных предприятий, заводов и фабрик, которые принимают сотни и тысячи вагонов с сырьем и материалами и столько же отправляют с готовой продукцией. На отделение в течение суток прибывает и отправляется несколько десятков тысяч вагонов. Каждое дежурство требует творческого подхода к делу. П. Ф. Федоров перенимал все лучшее, передовое в своей профессии. Внедренное им в практику оперативное планирование предусматривало составление единого суточного и сменного планов прибытия и отправления, а также движения передаточных поездов, использования локомотивов и организации грузовой работы. Он добился повышения качества сменного планирования по каждому диспетчерскому кругу, увеличения количества тяжеловесных и длинносоставных поездов и пропуска их с опережением графика.

Много ценного внес Петр Федорович в организацию работы по развозу местных грузов. Он руководил движением поездов на участках Рыбное – Рязань – Сасово – Кустаревка – Земетчино и Рязань – Ряжск. В смене работали одиннадцать участковых, маневровых и паровозных диспетчеров, десятки дежурных по станции; нужны были хорошие знания, творческая инициатива, энергия и организаторские способности, чтобы составить и осуществить план отправления поездов с учетом использования резервов. Смена П. Ф. Федорова систематически практиковала скоростную обработку составов, пропускала их по участкам раньше расписания. В Шилове и Сасове стоянка многих поездов сокращалась на 40-50%. Петр Федорович проявлял заботу о рациональном использовании техники, принимал все возможные меры, чтобы на станции Рыбное тепловозы и электровозы не стояли ни одной лишней минуты.

К плану формирования и отправления поездов с местным грузом П. Ф. Федоров подошел по новому, положив в основу условия наибольшей транзитности местных вагонов. Так, если раньше вагоны восточного хода с назначением в Дягилево перерабатывались на станции Рязань-2, то теперь они выделялись в отдельные группы и стали проходить эту станцию без переработки. Внедряя стройную систему развоза местного груза, Петр Федорович учитывал конкретные особенности каждого диспетчерского круга. Для ускоренного продвижения сборных поездов он использовал диспетчерские локомотивы для подачи вагонов к фронтам погрузки и выгрузки.

П. Ф. Федоровым также была разработана стройная система единой технологии работы станций и подъездных путей промышленных предприятий. При формировании поездов он применял передовые приемы с учетом технических особенностей и возможностей каждой станции. Например, при отсутствии груза на полный состав поезда на Рузаевку все равно формировались, пополняясь до полной длины и веса местным грузом. К моменту прибытия поезда в Сасово там готовилась группа вагонов назначением до Рузаевки. Они прицеплялись к составу во время его технического осмотра, так что не возникало никакой задержки и график движения поезда строго соблюдался.

Методы работы П. Ф. Федорова, ставшие правилом, предусматривали отправление местных вагонов с резервными локомотивами, использование транзитных поездов для отправления групп местного груза за счет тяжеловесности. Большие резервы увеличения пропускной и провозной способности выявил Петр Федорович в организации отправительских и ступенчатых маршрутов. Так, если размеры вагонопотока с нефтепродуктами на станцию Даугавпилс (Латвия) были недостаточными, он планировал ступенчатые маршруты, достигая наибольшего пробега составов без переработки. Отправительская и ступенчатая маршрутизация обеспечивала ритмичную организацию перевозок, значительно удешевляла их себестоимость.

Петр Федорович беседовал со всеми диспетчерами, выяснял обстановку на каждом участке, давал задания. Дольше обычного задерживался в кабинете диспетчера Рязано-Рыбновского узла Алексея Михайловича Грекова, удостоенного звания лучшего диспетчера железных дорог страны, участок которого был самым напряженным на отделении. В свободное от дежурства время П. Ф. Федоров на станциях помогал коллегам совершенствовать технологию поездной работы, принимал активное участие в обсуждении различных вопросов на производственных совещаниях.

За безупречную работу Петра Федоровича не раз награждали значками и Почетными грамотами, министр путей сообщения вручил ему именные часы.

В 1958 г. П. Ф. Федоров выступил одним из инициаторов организации бригад коммунистического труда среди работников движения. Несколько позже внес предложение – выполнять суточную норму поездной работы за 23 часа. Работая дежурным по отделению, с глубоким знанием дела и энергией руководил движением поездов на двух очень грузонапряженных участках. В первом полугодии план перевозок по Рязанскому отделению был перевыполнен почти на 25%.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 1 августа 1959 г. за выдающиеся успехи, достигнутые в деле развития железнодорожного транспорта, поездному диспетчеру П. Ф. Федорову присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».

В 1960 г. Петр Федорович окончил семилетнюю школу рабочей молодежи № 26 г. Рязани, затем в 1965 г. – Всесоюзный заочный техникум железнодорожного транспорта.

В 1962 г. в составе делегации П. Ф. Федоров побывал в нескольких городах Англии. В течение двух недель ее члены посетили ряд заводов и железнодорожных предприятий, метро, больницы. Но более всего Петр Федорович интересовался стальными магистралями этой страны. В г. Кру осмотрели паровозовагоноремонтный и тепловозостроительный завод. Довелось побеседовать с рабочими депо Стортфорд. Встречались с железнодорожниками и других предприятий. Посетили исполком профсоюза машинистов и кочегаров.

В 1963 г. бюро промышленного обкома КПСС и исполком промышленного областного Совета депутатов трудящихся приняли решение за успехи в социалистическом соревновании, высокие производственные показатели и активное участие в общественной деятельности занести имя дежурного Рязанского отделения дороги, Героя Социалистического Труда П. Ф. Федорова в Книгу почета промышленного обкома КПСС и облисполкома.

В преддверии 100-летия со дня рождения В. И. Ленина Петр Федорович выступил инициатором соревнования, посвященного этому юбилею. За успехи в труде он был награжден Памятной юбилейной медалью, Почетной грамотой Рязанского обкома КПСС, облисполкома и облсовпрофа. П. Ф. Федоров стал зачинателем социалистического соревнования за достойную встречу XXIV съезда КПСС, по итогам которого коллектив руководимой им смены завоевал 1-е место. Смена Федорова успешно трудилась под девизом «Пятилетку – в четыре года!»

В 1970 г. начальник локомотивного депо Рязань П. Ф. Федоров писал в областную газету о том, что коллектив успешно выполнил задания пятилетнего плана по объему перевозок, увеличив их на 22%, при этом производительность труда возросла в 1,5 раза. Восьмая пятилетка стала для депо периодом завершения перехода от паровой тяги на новые ее виды: в пассажирском и грузовом движении – на электровозы, а в маневро-хозяйственном – на тепловозы. На замену одной серии маневрового паровоза поступило пять серий тепловозов отечественных и чехословацких заводов.

П. Ф. Федоров избирался членом пленума дорожного комитета профсоюза Московской железной дороги, депутатом Рязанского городского и Железнодорожного районного Советов народных депутатов г. Рязани, неоднократно – членом райпрофсожа и облсовпрофа, членом Рязанского обкома КПСС. В качестве делегата участвовал в работе XV съезда профсоюзов.

На заслуженный отдых ветерана проводили 21 августа 1989 г.

Жена П. Ф. Федорова, Клавдия Алексеевна, работала на станции Рязань-1 дежурной по отправлению поездов. Дочь Тамара, окончив 10 классов, трудилась в должности лаборанта, позднее окончила Политехнический институт. Сын Вячеслав – выпускник Высшего военного училища.

Награжден орденом Ленина и Золотой Звездой Героя Социалистического Труда, трудовыми медалями, значком «Почетному железнодорожнику», знаками «Ударник сталинского призыва» (1946), «Ударник 9-й пятилетки» (1975), «Отличник социалистического соревнования железнодорожного транспорта» (1982).

Умер П. Ф. Федоров в 1995 г.

 

Подготовила А. Д. Сурина

Отрасль знаний: Герои Социалистического Труда Железнодорожный транспорт

Организация: Не выбрано

Организация:
Рязанское отделение Московско-Рязанской железной дороги

Имя: Федоров Петр Федорович

Список литературы:

14.06.2023