Чернышев Александр Васильевич (1874-1942), педагог, один из первых в Рязани организаторов внеклассной работы с детьми и подростками

Дата события: 25.10.1874 г.

А.В. Чернышев родился 25 (13 по ст. ст.) октября 1874 г. в Троицкой слободе города Рязани в крестьянской семье Василия Васильевича и Агриппины Алексеевны Чернышевых. Когда Александру было восемь лет, родился его брат Иван, а спустя девять месяцев умер отец, со смертью которого материальное положение семьи стало крайне тяжелым. В возрасте девяти лет мать отдала мальчика в практическую школу при Рязанской Александровской учительской семинарии – земском учебном заведении, готовившем учителей для сельских школ. Александр учился очень охотно, с увлечением. На третьем году обучения учитель пения взял его в число певчих семинарского хора. Для поступления в семинарию требовались более обширные знания, чем те, которые давала практическая школа, поэтому Чернышев поступил в Рязанское уездное училище, продолжая петь в хоре семинарии уже в качестве солиста.

В августе 1890 г. Александр Васильевич поступил в Рязанскую учительскую семинарию; из 196 претендентов было принято 17 человек. Последний год учебы, год активной педагогической практики, окончательно убедил Чернышева, что работа с детьми – любимое дело. После окончания семинарии в 1894 г. он получил назначение на должность преподавателя Пустотинского образцового училища в Ряжском уезде. Здесь впервые, но с большим успехом им были проведены внеклассные мероприятия - утренники, на которые приглашались родители учащихся.

В 1895 г. праздновалось 800-летие Рязани. Александр Васильевич с хором гимназистов участвовал в юбилейном концерте, в котором были задействованы лучшие силы учебных заведений города. Вскоре ему предложили преподавать в Рязанской прогимназии, и в сентябре 1895 г. Чернышев занял должность преподавателя пения начального училища при Рязанской прогимназии (впоследствии Рязанской 2-й гимназии). В течение ряда лет параллельно преподавал этот предмет в других учебных заведениях города: Рязанской губернской гимназии, гимназии Беккер. Александр Васильевич систематически изучал психологию ребенка, различные методы и формы работы с детьми в целях достижения наиболее плодотворных результатов в образовании и воспитании подрастающего поколения. Его ежедневной работой стали тщательная подготовка к урокам, к переменам, к организации прогулок, посещение детей на дому. В повседневной работе с детьми во внеклассное время он убедился в том, что правильно организованные игры являются сильным воспитательным средством. Помимо игр, широко применял прогулки и экскурсии как воспитательно-образовательные методы работы с детьми. Александр Васильевич внимательно изучал труды известных педагогов, в частности, П.Ф. Лесгафта, который в конце 1870 - начале 1880-х гг. выступал в Санкт-Петербурге с публичными лекциями и докладами с новой тогда идеей «игра, как естественный метод всестороннего воспитания детей». Сам Чернышев потратил многие годы на изучение и внедрение игры как метода воспитания.

Одновременно с этим его увлекала идея совместного воспитания девочек и мальчиков. С этими целями в 1907-1908 гг. Чернышев при поддержке Городской управы и Комиссии по устройству разумных развлечений для детей впервые в Рязани открывает три летние детские площадки, на одной из которых он работал в течение 21 года. Для того времени это был совершенно новый вид деятельности педагога. Дети собирались в Городском саду, куда Александр Васильевич приходил за ними и, выстроив парами, организованно вел в Рюмину рощу. Там они играли в различные подвижные игры, прерываемые отдыхом, во время которого дети пели, рассказывали сказки, басни, стихотворения. Еще в начале лета детям предлагалось собирать и записывать загадки и шарады. Это задание всегда встречалось с большим восторгом, дети охотно собирали, записывали или заучивали наизусть малые жанры фольклора – пословицы, поговорки, частушки, загадки, сказки, небылицы, прибаутки, пестушки, потешки, скороговорки, дразнилки - а затем на отдыхе обменивались между собой «экспонатами» своих «коллекций».

На площадки приходили дети от трех до семнадцати лет, которые распределялись по трем возрастным группам. Старшая группа, от тринадцати до семнадцати лет, познакомившись с игрой, продолжала играть самостоятельно. Средняя группа, самая многочисленная (восемь-тринадцать лет), самостоятельно играть не могла, ей требовался руководитель, который направлял ход занятия. Третью группу составляли дети от трех до восьми лет. Для них был привезен песок, рассыпанный в две большие песочницы, и припасена большая коллекция всевозможных формочек, которые и привлекали малышей. Они с удовольствием «строили крепости и сопки, пароходы и паровозы», что способствовало активному развитию детской фантазии.

На площадке ставились детские пьесы, устраивались громкие чтения художественной литературы, массовые праздники. При подготовке к мероприятиям проводилась большая предварительная работа: дети не только разучивали стихотворения, песни и танцы, но и участвовали в пошиве костюмов к спектаклям, рисовали программы. К 100-летию со дня рождения М.Ю. Лермонтова Рязанской городской комиссией по устройству разумных развлечений для детей в театре Рязанского общества трезвости было организовано и проведено литературно-вокальное утро. Посетителями праздничного мероприятия стали более 1 500 детей.

В 1910 г. Чернышев повышает свою квалификацию; успешно пройдя испытания, он получил свидетельство Московского учебного округа на право преподавания математики в уездных училищах. Зимой того же года он стал инициатором открытия первой в Рязани лыжной станции, работа которой стала еще одной формой внешкольных занятий с детьми. Каждый воскресный и праздничный день Александр Васильевич ходил с детьми на лыжах за город.

Зная из опыта работы, что дети очень любят мастерить что-либо своими руками, Чернышев решил организовать на летних площадках занятия аппликацией, рисованием, лепкой, работу с бумагой, картоном, шпагатом, тканями и иными материалами. Поделки, изготовленные детьми, были впоследствии использованы в качестве экспонатов выставки, организованной летом 1914 г.

В июле 1911 г. на площадке в Рюминой роще прошел детский праздник, в завершении которого родители и общественность города поблагодарили Александра Васильевича за большую творческую работу и вручили ему подарки, в том числе золотой жетон с выгравированной надписью: «Другу детей Александру Васильевичу Чернышеву от благодарных родителей Рязанцев».

Всего, как указывается в «Отчете о деятельности Рязанской городской комиссии по устройству разумных развлечений для детей за 1912-1915 гг.» на территории Рязани в эти годы работали четыре детские площадки: в Рюминой роще, в Городском и Никольском садах и, так называемая, «Лужок Дунайчик». За четыре отчетных года эти площадки посетили 102 146 детей. Самым посещаемым местом досуга юных рязанцев стала Рюмина роща, количество посещений которой в 1915 г. составило 21 514 (в 1912 г. эта цифра равнялась 13 291).

В 1911-1915 гг. Чернышевым были организованы прогулки и экскурсии по городу и за его пределы. Проводились посещения промышленных предприятий города, в частности, типографии Н.В. Любомудрова, завода «Земледелец» братьев Левонтиных, завода «Плуг», чугунно-литейного завода Рязанского акционерного общества, епархиального свечного завода и других.

Осмотры предприятий сопровождались соответствующими объяснениями, которые давали их сотрудники - мастера, а порой и директора заводов.

В июле 1915 г. состоялась экскурсия на Белоомутский шлюз на р. Оке, в которой приняли участие преимущественно учащиеся средних учебных заведений. По пути от железнодорожной станции до шлюзовой плотины учащиеся посетили д. Перевицкий Торжок и с. Белоомут. При осмотре сооружения в качестве гидов выступили заведующий шлюзовым участком О.Н. Галецкий и смотритель шлюзов Н.С. Гущин.

Устраивались прогулки в ближайшие к городу усадьбы: в имение М.И. Рождественского в с. Соколовку, в имение П.М. фон-Дервиза, расположенное в с. Дягилево.

Кроме того велась работа по организации многодневных экскурсий и экскурсий на дальние расстояния: в Старую Рязань и г. Спасск, в Коломну, во Льговский монастырь на могилу Я.П. Полонского и другие. Так, на экскурсию в Москву, продлившуюся четыре дня (2-5 июня 1914 г.), поехали дети, ни разу не бывавшие в древней столице. Здесь они посетили московские соборы, Оружейную палату, Румянцевский, Исторический, Политехнический музеи, зоологический сад, побывали в Третьяковской галерее, катались на пароходе по Москве-реке до Воробьевых гор. Каждый вечер происходило обсуждение увиденного и запись впечатлений.

Экскурсионная работа, проводимая А.В. Чернышевым и другими воспитателями детских городских площадок, имела большое образовательное, политехническое и воспитательное значение и была направлена на решение учебных, общеобразовательных, культурно-воспитательных задач, стоящих перед педагогами. В 1912-1915 гг. состоялось 17 экскурсий, в которых приняли участие 1 851 ребенок.

В 1918 г. Губернский отдел народного образования (ГОНО) назначил Александра Васильевича руководителем детского сада им. Пирогова, в 1920-1922 г. он работал инструктором по дошкольному воспитанию детей. В 1922 г. Чернышевым организована начальная школа при союзе кожевников, ставшая в 1924 г. образцовой школой при Рязанском педагогическом техникуме, заведующим которой был назначен Александр Васильевич.

Знаменательной датой для Чернышева стало 31 августа 1924 г., когда исполнилось 30 лет его общественно-педагогической работе. В этот день площадке, которую он организовал в Рюминой роще, было присвоено его имя: «1 Детская площадка имени А.В. Чернышева».

Наряду с основной деятельностью Александр Васильевич вел активную работу в качестве лектора-методиста на губернских курсах работников детского движения, лектора губернских курсов клубных работников г. Рязани, руководил конференциями школьных работников, в летний период вел инструктаж на городских школьных площадках и продолжал заведовать одной из них, оказывал методическую помощь при организации детских площадок в уездах Рязанской губернии.

После слияния образцовой школы № 2 имени Н.К. Крупской с образцовой практической школой № 8 при педагогическом техникуме Александр Васильевич был переведен в образцовую школу № 2, продолжая при этом проводить открытые уроки, организовывать педагогические конференции и семинары, а также руководить различными педагогическими курсами. В 1931 г. Чернышев стал одним из соавторов книги для чтения в школах 1-й ступени. Приказом РОНО в феврале 1935 г. Александр Васильевич был назначен на должность заведующего Домом художественного воспитания детей, вспоминая позднее: «Принял «мертвый дом», как о нем писалось в местной газете. Но затруднения преодолены. Зазвенели детские голоса. Дом ожил». А в марте того же года проходило чествование Чернышева в связи с 40-летием общественно-педагогической работы. На торжественном юбилейном собрании он выразил желание работать до того периода, когда к нему в школу, в его класс, будут ходить внуки первых учеников.

В связи со слиянием в 1936 г. Дома художественного воспитания детей, Дома пионеров, Детской технической станции и Детской туристской станции в одно учреждение - Дом пионеров и октябрят - Чернышев назначен заместителем директора по учебно-методической части. В 1938 г. за воспитательную работу и 100 % успеваемость учащихся по пятым классам признан учителем-отличником.

А.В. Чернышев скончался 5 апреля 1942 г. от сыпного тифа. Похоронен на Лазаревском кладбище г. Рязани.

Е.Ю. Акулова, главный архивист отдела использования и публикации документов ГАРО

Район (уезд): Рязань

Отрасль знаний: Образование

Организация: Дом пионеров и октябрят

Организация:
Детский сад им. Пирогова
Дом пионеров и октябрят
Дом художественного воспитания детей
Пустотинское образцовое училище (Ряжский уезд)
Рязанская гимназия № 2
Рязанская губернская гимназия
Рязанская образцовая школа № 2

Имя: Чернышев Александр Васильевич

Список литературы:

07.11.2017