«Знаменитый бас Большого театра»

01.07.2019

Центр литературы по искусству

Приглашаем вас на книжно-иллюстративную выставку, посвященную жизни и творчеству нашего земляка, оперного певца Александра Степановича Пирогова.

Его уникальный по моще и красоте бас, блестящий артистизм превосходили обычные для оперного певца рамки. За свою творческую жизнь Александр Пирогов спел практически весь классический русский и зарубежный басовый репертуар, а также исполнил ряд партий в новых советских операх. Александр Степанович был самым младшим из братьев Пироговых, а также, пожалуй, – самым знаменитым и «увенчанным»: выступал как концертный певец, много гастролировал за рубежом, был депутатом Верховного Совета РСФСР 4-го созыва, награжден двумя орденами Ленина и медалями, одним из первых он стал народным артистом СССР и получил Сталинскую премию.

Как говорили его братья, он «родился в рубашке», поскольку Пироговы были уже широко известны, и младшему уже не надо было «пробиваться наверх».

В 1920 году Александра Пирогова приглашают на пробу в Большой театр. Однако он не спешит принять столь лестное предложение, понимая, что недостаточно опытен. В 1922 году певец становится солистом московской Свободной оперы, где дебютирует партией Сен-Бри в опере Мейербера «Гугеноты». Еще через два года, в 1924 году, уже накопив серьезный басовый репертуар, Александр Степанович переходит в Большой театр. За тридцать один год работы в театре он выступил 1 100 раз, создал около сорока оперных ролей-образов. Он часто говорил: «Надо пробежаться по всей «трассе». Это означало, что Александр Степанович из года в год постоянно повторял свой репертуар независимо от того, существовал ли он на афише, чтобы при случае не пришлось бы восстанавливать ту или иную партию.

Он создал галерею вокально-сценических образов, вошедших в историю советского оперного театра: Сусанин, Руслан, Досифей, Мефистофель; вершинным достижением актерского и вокального мастерства Пирогова считается партия Бориса Годунова. Фильм-опера «Борис Годунов» с Михайловым в роли Пимена, Нэлеппом – Григорием и Козловским – Юродивым на кинофестивале в Венеции награды не получил, но пение и игра самого Александра Пирогова имели такой успех, что в Италии отчеканили специальную медаль с его портретом. Артист был исполнителем многих центральных партий в операх советских композиторов: «Князь Серебряный» и «Степан Разин» П. Триодина, «Загмук» А. Крейна, «Сын солнца» С. Василенко, «Алмаст» А. Спендиарова. Одной из последних значительных работ артиста была партия Кутузова в опере С. Прокофьева «Война и мир». Впервые на сцене Большого театра он исполнил партии мага Чемита («Любовь к трем апельсинам» С. Прокофьева), Вакуленчука («Броненосец «Потемкин»» О. Чишко), Пестеля («Декабристы» Ю. Шапорина.

Безукоризненны были у Пирогова чувство стиля, дикция и выразительная фразировка. Это был не только высочайшего класса вокалист, но и певец-актер широкого творческого диапазона. Его партнерша по многим спектаклям, известная певица Елена Катульская писала: «Александр Степанович был наделен природою редким талантом перевоплощения, необычной яркостью творческой фантазии. Сила воображения его была колоссальна, и она питалась, конечно, глубоким знанием жизни».

Значительными культурными событиями были выступления Александра Пирогова на концертной эстраде. И здесь репертуар его был огромен. В первую очередь, это песни М. Мусоргского, романсы А. Даргомыжского, А. Бородина, П. Чайковского, С. Рахманинова. В камерном репертуаре артист демонстрировал поистине ювелирное мастерство музыканта-интерпретатора, владеющего средствами психологической выразительности, широким диапазоном тембров, динамики, интонаций. Он также был в числе первых исполнителей ораторий «Сказание о битве за русскую землю» (премьера в 1939 году, партия Дмитрия Донского) и «На поле Куликовом» (премьера в 1944 году, партия Воина) Ю. Шапорина, «Емельян Пугачев» М. Коваля. 

Александр Пирогов говорил: «Дарование – это нож: пока он остер, все можно резать им. Но, если вы перестанете его точить, шлифовать, чистить, – он затупится, потускнеет, заржавеет, и тогда ему грош цена». 

На выставке представлена книга об Александре Степановиче, которую написал его друг, народный артист СССР Алексей Иванов «Чудо на Оке». В ней нашли отражение факты жизненного пути и пути в искусстве. Автор вспоминает и свои собственные встречи, совместную работу с талантливым певцом Александром Пироговым.

Память об Александре Степановиче жива и поныне:  в селе Новоселки Рыбновского района Рязанской области находится мемориальный музей братьев Пироговых; в Рязани работает музыкальный колледж имени Григория и Александра Пироговых; в микрорайоне Приокский есть улица в честь А. С. Пирогова; в честь певца назван пароход; на острове Медвежья Голова стоит памятник, на котором высечены слова: «Здесь, на Медвежьей Голове, 26 июня 1964 года умер прославленный русский певец народный артист СССР Александр Степанович Пирогов».

На выставке представлены книги, статьи из периодических изданий, а также грампластинки, на которых голос Александра Степановича Пирогова завораживает особой манерой звукоизвлечения.