Сегодня исполняется 80 лет со дня рождения Станислава Александровича Епифанова (24.05.1944 – 30.04.2013) – рязанского графика и поэта. Печатные оттиски произведений талантливого художника хранятся в коллекциях Государственного музея-заповедника С.А. Есенина в селе Константиново Рыбновского района Рязанской области, Рязанского художественного музея имени И.П. Пожалостина, Мемориального музея С.А. Есенина в поселке Мардакян в Азербайджане.
Родился Станислав Епифанов в деревне Слободка Рязанского района Рязанской области. Окончил Московский полиграфический институт, где его учителями были известные графики А.Д. Гончаров и П.Г. Захаров – ученики знаменитой школы мастеров гравюры В.А. Фаворского. Их уроки во многом определили творческий почерк Станислава Епифанова, которого по праву считают певцом есенинского края. Есенинская тема глубоко овладела творчеством Станислава Александровича. Он много лет плодотворно и успешно создавал свою неповторимую, удивительную по красоте графическую есениниану, применяя технику гравирования на поливинилхлориде. Изящно и восторженно передавал красоту родной земли, давшей миру знаменитого русского поэта.
Многие репродукции его гравюр известны рязанцам, украшают страницы книг, газет и литературных журналов. Причем работал Станислав Александрович не только на родине поэта. Дважды художнику довелось побывать в Мардакянах – курортном местечке под Баку, где Сергеем Есениным были написаны «Персидские мотивы». Результатом этих поездок явилось создание большого цикла работ, нескольких живописных произведений и серии линогравюр, показывающих прекрасные места, которые вдохновили поэта на написание бессмертных стихов.
Выражение эмоциональной атмосферы есенинского стиха стало одной из самых сильных сторон графика Епифанова. Для названий своих работ Станислав Александрович часто брал есенинские строки: «Отговорила роща золотая», «Пахнет рыхлыми драчёнами», «Далёкие милые были»…
Но, как когда-то заметил искусствовед Станислав Ибрагимович Урманов (1940–2006), нельзя считать их только иллюстрациями: «Они сделаны скорее с “мыслью о Есенине”, когда художник, обращаясь к тому или иному мотиву, стремится воспроизвести реальную обстановку жизни поэта…».
Творческое воображение, резец гравера запечатлели на бумаге прекрасные виды окрестностей Константинова, Солотчи, Спас-Клепиков, Рязани – родных мест, связанных с жизнью Сергея Есенина.
В 1993 году рязанское издательство «Пресса» выпустило альбом «Край любимый», в котором есенинские стихи сопровождаются 35 прекрасными черно-белыми гравюрами Станислава Епифанова. Работы художника обращают на себя внимание почитателей есенинской поэзии изяществом и теплотой рисунка, «каллиграфическим» единством графической серии, глубочайшей любовью к поэзии Сергея Есенина.
Замечательный анализ художественных работ Станислава Александровича Епифанова сделал Станислав Дмитриевич Анфимов, художник-график, заслуженный учитель России. Приведем выдержки из его рассказа.
Изображая дорогие для нас памятные места пребывания любимого поэта на Рязанщине, художник Епифанов неизменно затрагивает внимание зрителей какой-то своей особой графической интерпретацией есенинских стихов, вызывая ответное, несказанное, щемящее чувство сопереживания, нежной грусти и душевной радости.
И все это творит завораживающая черно-белая графика – музыка тончайшего серебристого штриха, мерцание света и тени. Пейзажные, жанровые мотивы, бытовые натюрморты – все гравюры Станислава Епифанова испещрены мелкими штрихами, которые превращаются порой в воздушное кружево, снеговую метель иль «веселье оснеженных нив». Игра черного фона и искристого белого штриха, ее живая вибрация передает то удивительное дыхание природы, чувство романтики, возвышенное поэтическое настроение.
Художник вдумчиво, незатейливо воплотил в гравюре тот особый, дорогой нам мир есенинской поэзии, изобразил атмосферу, что с рождения питала будущего великого поэта. Какая светлая радость бытия выплескивается в гравюрах «На кухне» (1982), «Горница светлая» (1989). В деревенских бытовых интерьерах проявляется красота и значимость простых привычных предметов в доме: стол, лавка, керосиновая лампа, божница, книжки, исписанные листочки, распахнутые окна, а за ними бескрайнее пространство лугов, неба, реки... Это тот мир, в котором жил поэт, его семья, все то, что волновало и было любимо.
Мастер скрупулезно изображает пейзажную панораму окрестностей села Константинова. Но странное дело: чем больше художник детализировал, тщательно прорисовывал гравюры, тем они становились ярче, светлее, насыщаясь воздухом романтики, теплотой человеческого обаяния, высоким слогом есенинской поэзии. Лирический дар гравера находил опору в поэтическом чувстве Есенина и, достигая созвучия с ним, усиливал эмоциональное воздействие станковых иллюстраций.
Как влечет нас нескончаемая художественность есенинских образов милой природы! Каким обаянием бесконечно дорогого веет от гравюры «Дом-музей С.А. Есенина» (1976). Как близок нам этот низенький дом, с которым связано столько сердечных воспоминаний поэта.
«Секрет обаяния гравюр Епифанова – в свойственной им приподнятой, песенно-лирической интонации, окрашенной просветленным, любовным отношением к нашей “родине кроткой”, которая, будучи одушевлена поэтическим словом Есенина, ощущается как сгусток, середина России и, следовательно, как духовная родина всех россиян», – отмечал искусствовед С.И. Урманов.
Гравюры Станислава Епифанова могут существовать вполне независимо от книги: как самостоятельные графические печатные оттиски – эстампы, как гравюры – картины, выставленные в музее, в жилом интерьере или офисе.
Художник создал интересный гравюрный портрет Сергея Александровича Есенина. Перед нами красивый, умный сельский юноша в белой длинной русской рубахе, с доверчивым и спокойным взглядом. «Да и сама наружность его: волосы спелой ржи, как будто кипевшие на точеной красивой голове, пышные, волнистые; черты лица тонкие, голубые глаза, блестевшие необычной улыбкой... Я решил, что, наверное, это артист, пришел читать чьи-нибудь стихи, но, нечаянно услышав фамилию Есенин, я подумал: “А как он все-таки похож на свои стихи!”» – таким увидел в первый раз Сергея Есенина поэт Н.Г. Полетаев в 1918 году. И как верно художник в портрете «Сергей Есенин. 1918» воссоздает облик юного поэта, то прекрасное на его лице выражение поэтического творчества, которое чувствовали и отмечали многие современники поэта.
В качестве художника-оформителя С.А. Епифанов выступает в книге стихотворений и поэм «Твоя улыбка» (1993) Анатолия Солянкина (1941 г. р.), рязанского писателя, поэта, члена Союза писателей России, члена Союза журналистов России, почетного гражданина города Михайлова. Издание богато оформлено замечательными графическими работами Епифанова с узнаваемыми рязанскими сюжетами: «Проводы зимы. Сожжение чучела зимы» (1990), «Пора сенокосная» (1981) и другими. Страницы отдельных стихотворений украшают миниатюрные книжные заставки предметно-декоративной и природной тематики.
В альманахе «Литературная Рязань» (1999) творчество Епифанова представлено гравюрой – своеобразной книжной увертюрой, призванной подготовить читателя к активному восприятию литературных произведений рязанских авторов, а также декоративными орнаментальными растительными композиционными заставками, украшающими разделы глав издания.
Человек всесторонне одаренный, Станислав Епифанов еще писал и замечательные стихи. В издательстве «Узорочье» вышла книга его стихотворений «Благодать» (2006), где он выразил себя настоящим русским человеком, как поэт и художник. Правдивыми, чистыми стихами автор пытается дотронутся до человеческих сердец. В своих гравюрах он оставил о себе замечательную память – узнаваемые символические православные рязанские мотивы.
Рязанцы чтят память художника-графика Станислава Александровича Епифанова. Так, в декабре 2014 года в Рязанской областной универсальной научной библиотеке имени Горького по инициативе президента фонда «Творческое достояние», заслуженного художника РФ, скульптора Раисы Алексеевны Лысениной состоялось открытие его выставки.
В экспозиции было представлено около 40 графических работ, отображающих есенинскую тематику, большинство из которых находятся на родине поэта в селе Константиново, в Государственном музее-заповеднике С.А. Есенина, а также экслибрисы, книги рязанских авторов: Анатолия Сенина, Евгения Артамонова, Владимира Кабанова, Анатолия Солянкина, Владимира Филатова – их издания иллюстрировал Станислав Александрович; местные газеты и журналы разных лет, широко использовавшие его работы, публикации о его творчестве. На открытии собрались одноклассники, друзья и коллеги художника, вдова С.А. Епифанова Валентина Ивановна Лапкина, сын Александр с супругой и внуком.
В «Коллекции автографов» Рязанской областной библиотеки хранится книга гравюр Станислава Епифанова, изданная к 100-летию со дня рождения С.А. Есенина «Край любимый» (1993). Дарственная надпись гласит: «Кабинету краеведения библиотеки им. Горького от автора гравюр на добрую память. Станислав Епифанов 3.11.1995 г.».
Читая и рассматривая альбом «Край любимый», следуя за поэтом и художником, с наслаждением погружаешься в тихий, ласковый мир графики и поэзии, напоенный красотами родной природы, романтически приподнятый мир Есенина.
Приглашаем любителей художественной графики и поэзии познакомиться с замечательными краеведческими изданиями.
Наталья Самандина,
главный библиотекарь отдела хранения основного фонда
Список источников