Первые десятилетия XX века стали для России эпохой бурных потрясений. Вслед за сменой политической власти в октябре 1917 г. в стране началась Гражданская война, которая привела к экономическому кризису и хозяйственной разрухе. Среди тех, кто в это трудное время руководил работой Рязанской губернской центральной библиотеки (предшественницы РОУНБ имени Горького) был Владимир Степанович Пушкарев, назначенный на должность заведующего в июне 1922 г. Возможно, тогда и появились в ее фонде издания конца XIX – начала XX веков с владельческими штампами «Изъ библiотеки Пушкарева», «Изъ библiотеки В. Пушкарева», «Изъ книг В.С. Пушкарева». Это IV, VI, VIII и IX тома из полного собрания сочинений В.Г. Белинского (СПб., 1900–1948), лекции М. Ковалевского «Очерк происхождения и развития семьи и собственности», изданные Ф. Павленковым в серии «Популярно-научная библиотека» (СПб., 1896), труд И. Энгельмана «История крепостного права в России» (М., 1900), пособие к лекциям В. Герье «Основы римской истории» (М., 1899) и конволют, составленный из двух книг: «Записки» И.Д. Якушкина (СПб., 1905) и издание М.В. Пирожкова «Из писем и показаний декабристов: критика современного состояния России и планы будущего устройства» (СПб., 1906). Экземпляр юбилейного издания «Исторической записки Рязанской I-й мужской гимназии» (Рязань, 1904) с владельческой подписью В.С. Пушкарева на титульном листе занял достойное место в коллекции автографов РОУНБ имени Горького.
Работа с архивными документами позволила воссоздать биографию Владимира Степановича Пушкарева. Он родился 21 июля (9 июля по ст. ст.) 1879 г. в г. Скопине Рязанской губернии, где его мать, Мария Васильевна, была начальницей прогимназии, а отец, Степан Иванович Пушкарев, – врачом, а затем городским головой после известного в свое время И.Г. Рыкова, на место которого был избран. В очерках А.П. Чехова «Дело Рыкова и комп.» Пушкарев фигурирует как свидетель по делу о хищениях в Скопинском банке. Много труда и здоровья потратил он на приведение в порядок запущенных и запутанных дел, доставшихся ему в наследство, что, по-видимому, и стало причиной его преждевременного ухода из жизни. Предположительно, в конце 1880-х гг. вследствие изменившихся обстоятельств, связанных со смертью главы семьи, Мария Васильевна переехала с детьми в Рязань.
16 августа 1889 г. десятилетний Владимир Пушкарев поступил в 1-й класс Рязанской I-й мужской гимназии, а в 1900 г., получив аттестат зрелости, стал студентом историко-филологического факультета Московского университета. В 1907 г., окончив его, ходатайствовал о предоставлении места учителя в среднем учебном заведении Харьковского учебного округа. Однако попечитель округа в этой должности его не утвердил, так как на свой запрос в канцелярию рязанского губернатора получил неблагоприятные сведения о политической благонадежности В.С. Пушкарева. В отзыве было сказано, что в 1901 г. за участие в студенческих беспорядках Владимир Степанович был выслан из Москвы в Рязань и отдан на поруки матери. За время проживания в Рязанской губернии, говорилось далее, был замечен в сношениях с людьми, политически неблагонадежными, а в марте 1906 г. при обыске в его квартире (Введенская пл., дом Чистосердовых) нашли нелегальную литературу. Согласно другим документам из дела о политической благонадежности В.С. Пушкарева ничего предосудительного при обыске найдено не было.
В фонде Государственного архива Рязанской области сохранилось заявление педагога Рязанской мужской гимназии Общества распространения среднего образования (О.Р.С.О.) и члена Всероссийского учительского союза В.С. Пушкарева, поданное им 24 апреля 1918 г. в губернский комиссариат просвещения по поводу продолжения своей деятельности в этом учебном заведении. Согласно сведениям, изложенным в документе, Владимир Степанович с 5 сентября 1908 г. по 20 августа 1909 г. вел уроки истории и географии в женской гимназии при Брянском заводе в г. Бежице Орловской губернии. Затем был переведен в Кашинское реальное училище Тверской губернии на должность преподавателя истории с исполнением обязанностей помощника классных наставников, 4 декабря 1912 г. назначен и. о. инспектора того же училища. С 11 августа 1916 г., согласно прошению, В.С. Пушкарев переведен в Рязанскую мужскую гимназию О.Р.С.О., которую возглавлял Н.Н. Зелятров, и стал вести уроки истории, русского языка и законоведения. Кроме того, говорилось в заявлении, последние полтора месяца преподавал историю в гимназических классах для взрослых, организованных бывшей городской управой.
В 1918 г. постановлением Наркомпроса частная мужская гимназия Н.Н. Зелятрова была ликвидирована, и В.С. Пушкарев вновь сменил место работы. Согласно архивным документам комиссия по перевыборам школьных работников дважды избирала В.С. Пушкарева на должность учителя в 6-ю советскую школу II ступени г. Рязани: 11 октября 1918 г. и 14 июля 1919 г. Незадолго до поступления на службу в губоно в 1920 г., где Владимир Степанович возглавил библиотечный подотдел губполитпросвета, он заведовал «библиотечной секцией политотдела».
В 1921 г. при губернском отделе народного образования было организовано управление по делам музеев и охране памятников искусства и старины – губмузей, и на протяжении нескольких лет должность заведующего этим подотделом оставалась внештатной и неоплачиваемой. Возглавляя Центральную библиотеку с июня 1922 г. по август 1926 г., В.С. Пушкарев вел дополнительную работу и по музейному делу. Будучи заведующим губмузеем, он участвовал в 1-й конференции музейных работников Центрально-промышленной области, проходившей в Рязани с 28 сентября по 2 октября 1924 г. Среди ее делегатов были такие именитые ученые, как географ и статистик В.П. Семенов-Тян-Шанский, археолог В.А. Городцов, историк И.М. Гревс и другие. С началом 1926–1927 бюджетного года губоно ходатайствовало перед президиумом Рязанского губисполкома об установлении штатной должности заведующего губмузеем, тем более что В.С. Пушкарев к тому времени был освобожден от руководства Центральной библиотекой. Ввиду «неутверждения» губисполкомом необходимой штатной единицы Главное управление научными, музейными и научно-художественными учреждениями разрешило с 1 сентября 1926 г. ввести в смету специальных средств губмузея расход на оплату труда заведующего. В этой должности Владимир Степанович проработал около года и с 1 октября 1927 г. уволился по семейным обстоятельствам.
Еще работая в губполитпросвете, В.С. Пушкарев неоднократно докладывал своему руководству о катастрофическом положении Рязанской центральной библиотеки, располагавшейся в сыром подвальном помещении губоно, и мерах, необходимых для ее реорганизации. Первые месяцы его деятельности на посту заведующего библиотекой были связаны с большой организационной работой по ее переезду в другое здание и слиянию с фондом 1-й районной библиотеки. В одном из «Вестников рязанских краеведов» за 1924 г. говорится, что В.С. Пушкаревым подана в губисполком докладная записка о необходимости организовать из разрозненно существующих в Рязани библиотек единую публичную. На губернской конференции библиотечных работников, открывшейся 21 июня 1924 г., он выступил с сообщением о создании и развитии губернского библиотечного объединения, при котором уже был открыт кабинет внешкольного образования, и которое включало на тот момент до 15 библиотек и до 30 библиотекарей Рязани.
Будучи семейным человеком и отцом четверых детей, Владимир Степанович часто брался за дополнительную работу. Например, согласно ведомости на зарплату за 1925 г. заведующий Центральной библиотекой В.С. Пушкарев с января по апрель преподавал на пехотных курсах и в Рязанском педагогическом техникуме, получая соответственно 66 руб. 50 коп. и 9 руб. 60 коп. Однако в связи с сокращением в техникуме учителей-«совместителей», которое произошло летом 1927 г., В.С. Пушкарев был вынужден отдать свои уроки по библиотечному делу другому преподавателю.
Известно, что Владимир Степанович был членом Общества исследователей Рязанского края, созданного в январе 1920 г. при Институте народного образования, и участвовал в работе второго областного съезда по краеведению, который проходил в Рязани с 5 по 8 октября 1923 г. В отчете о деятельности Общества за этот год В.С. Пушкарев назван кандидатом в состав ревизионной комиссии.
В дореволюционных адрес-календарях и памятных книжках Рязанской губернии можно найти информацию о братьях и сестрах Владимира Степановича. Например, старший брат Николай (родился в г. Скопине 30 сентября 1876 г.), окончив медицинский факультет Московского университета, работал врачом, Георгий, выбрав военную стезю, служил в 137-м пехотном Нежинском полку. Ольга и Мария – фельдшеры-акушерки в губернской больнице, в 1911–1912 гг. жили вместе с матерью на ул. Никольской в доме Андреевой. Вдова коллежского советника Мария Васильевна Пушкарева была на тот момент членом попечительского совета в частной женской прогимназии М.Г. Золотовой. В справочнике за 1914 г. адрес ее проживания – ул. Селезневская, дом Рубцова.
Каждый из членов большой трудолюбивой семьи Пушкаревых был предан делу, которому служил, являя собой образец истинного русского интеллигента. Неслучайно в некрологе Ольге Степановне Пушкаревой (1875 – 1913) было написано: «Если бы в мир приходило все больше и больше таких именно людей, как она, то учение евангельской морали и проповедь личного совершенства вышли бы из пределов отвлеченности, воплотились в конкретные формы, и жить на земле было бы легче».
Ирина Леонова,
руководитель группы краеведческого депозитария
отдела хранения основного фонда РОУНБ имени Горького