Музей Дальней авиации

29 апреля – 45 лет со дня открытия музея Дальней авиации (1975) в авиагородке Дягилево (г. Рязань).

Музей Дальней авиации был открыт 29 апреля 1975 г. к 30-летию Великой Победы над гитлеровской Германией. Инициатива создания Музея принадлежит преподавателю 43 Центра боевого переучивания и подготовки летного состава  (ЦБП ПЛС)  подполковнику Ю. Н. Ермакову.

Юлий Николаевич Ермаков стал первым заведующим и экскурсоводом музея. Именно им проведена титаническая работа по посещению выдающихся деятелей Дальней авиации, сбору материалов, документов и личных вещей для комплектования экспозиций и отработке маршрута и технологии экскурсии.

Экспозиция музея состоит из двух частей: это собственно музей и площадка авиационной техники под открытым небом. На стоянке музея собраны образцы боевой авиации, в различное время состоявшей на вооружении частей и соединений Дальней авиации. Это такие самолеты как Ту-16, М-4, Ту-22ПД, Ту-22М2, Ту-22М3 и Ту-95К. Все экспонаты содержатся в отличном состоянии. Например, самолет Ту-16 - уникальное явление в практике не только отечественного, но и мирового самолетостроения. Только американский «стратег» B-52 может сравниться с ним по долголетию. Хотелось бы подчеркнуть крайне уважительное и благодарное отношение к этой машине как со стороны целой плеяды замечательных летчиков – «дальников», так и инженерно-технического состава, неоднократно отмечавших надежность и удобство эксплуатации данного самолета.

Общая экспозиционная площадь пяти залов музея составляет 416 кв. м. В залах представлены некоторые виды самолетного бортового оружия, модели самолетов. 

Крупный выставочный комплекс, посвященный истории и развитию Дальней авиации, расположен на территории Центра боевого применения и переучивания летного состава ВВС в авиагородке Дягилево.

В этом году музей Дальней авиации принял участие в оформлении документально-выставочного проекта «Путь к Победе. Рязанский край в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.)» в музее книги РОУНБ имени Горького. Наши партнеры предоставили нам для экспозиции личные вещи И. Д. Кокина - сумку-планшет и летную книжку 1941-1945 гг.

Иван Дмитриевич Кокин принимал активное участие в обороне Ленинграда и Курска, в освобождении Украины и Белоруссии, во взятии Будапешта и Берлина.

За время войны выполнил 183 боевых вылета, сбросив на голову врага 360 тонн бомб. За заслуги во время Великой Отечественной войны был награжден тремя орденами боевого Красного знамени, двумя орденами Отечественной войны I и II степени, орденом Красной Звезды и медалями.

После Победы продолжал службу в авиационных частях Дальней авиации. Пройдя все руководящие летные должности, в 1961 г. был назначен командиром 1226 полка (г. Семипалатинск) на стадии его переучивания на самолете Ту-95. Одним из первых в стране освоил на нем дозаправку в воздухе и в течение лишь одного года обучил этому виду подготовки еще 22 экипажа.

В 1964 г. полк освоил полеты в Арктику. 1226-й полк под командованием И. Д. Кокина трижды получал переходящее Красное знамя.

В конце 1960-х годов с должности заместителя командира дивизии Иван Дмитриевич был назначен заместителем начальника 43 ЦБП ПЛС и внес большой вклад в дело подготовки летных кадров Дальней авиации.

По материалам официального  сайта  музея Дальней авиации

Оксана Смирнова,
ведущий библиограф краеведческого информационного отдела

29.04.2020