День в истории Рязанского края

8 июня исполняется 130 лет со дня рождения оперного певца, народного артиста СССР, лауреата Государственной премии СССР Никандра Сергеевича Ханаева (1890–1974), уроженца села Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии (ныне Путятинский район).

Н. С. Ханаев родился 8 июня (27 мая по ст. ст.) 1890 г. в селе Песочня Сапожковского уезда Рязанской губернии (ныне Путятинский район) в многодетной крестьянской семье. Отца он не знал, рано потеряв мать, воспитывался в семье старшего брата.

В сельской школе, куда поступил учиться Н.С. Ханаев, обратили внимание на его голос и природную музыкальность. Вскоре его взяли в число певчих местного церковного хора, а через некоторое время он стал там солистом.

Никандр Сергеевич мечтал поступить в городское училище, но семье требовались рабочие руки и о содержании юноши в городе не могло быть и речи. Он решает сбежать из дома в Москву.

В Москве жить было негде и не на что. Иногда временное пристанище он находил у знакомых односельчан, приехавших туда на заработки, но чаще всего ночевал на вокзалах и уличных скамейках, подолгу бывал голоден. После долгих поисков устроился форейтором в конный парк. Вскоре начальство обратило внимание на его красивый и четкий почерк Ханаева и его перевели в контору на должность переписчика.

Никандр Сергеевич понимал важность образования и, жестоко экономя на всем, стал брать частные уроки. Экстерном сдал экзамены за шесть классов гимназии. В 1911 г. призван на военную службу. В 1914 г., с началом Первой мировой войны воевал в действующей армии на Юго-Западном фронте.

В 1917 г. демобилизовался, переехал жить в уездный г. Богородск Московской губернии (ныне г. Ногинск Московской области). Женился на Ираиде Ильиничне Рывкиной. 2 января 1921 г. у них родилась дочь Евгения, ставшая в будущем известной актрисой театра и кино; в 1987 г. ей было присвоено звание народной артистки СССР.

Н.С. Ханаев работал в уездном продовольственном отряде, выступал в самодеятельных концертах, которые в городе устраивались довольно часто. На гастроли регулярно приезжали профессиональные артисты из Москвы. Многие из них обращали внимание на музыкальность Ханаева и советовали ему серьезно учиться пению. Но сам Никандр Сергеевич не мог решиться оставить службу, имея жену и ребенка.

В 1920 г. на концерты в Богородск приехала московская певица Е.Д. Эльдигарова. Она обратила внимание на Никандра Сергеевича и предложила заниматься с ним пением. После нескольких месяцев занятий Е.Д. Эльдигарова показала своего ученика музыкальному педагогу, профессору Московской консерватории, до этого 20 лет отдавшей сцене Большого театра, Лидии Юрьевне Звягиной. В 1921 г. Никандр Сергеевич, поступив в консерваторию, стал ее учеником.

Обучаясь в консерватории, Н.С. Ханаев не раз пел на профессиональной сцене: в театре «Аквариум» и в бывшей опере Зимина исполнял партию Фауста. С 1924 по 1926 г. был управляющим театром и садом «Аквариум». Одновременно в 1925 г. занимался в Оперной студии под руководством К.С. Станиславского.

13 мая 1926 г. Никандр Сергеевич был принят в труппу Большого театра; дебютировал партией Василия Шуйского в опере «Борис Годунов» М.П. Мусоргского 19 марта 1927 г., которая стала одной из самых интересных в репертуаре певца. Критики сразу же отметили его редкостный по красоте, силе и диапазону голос, высокое вокальное и актерское мастерство.

За годы работы в Большом театре Н.С. Ханаев спел тридцать шесть партий, создав галерею замечательных образов. Немалое место в ней занимают труднейшие партии русских классических опер: Садко в одноименной опере Н.А. Римского-Корсакова, Герман в «Пиковой даме» П.И. Чайковского и Шуйский в «Борисе Годунове» М.П. Мусоргского и др.

Не менее блестящими были выступления артиста в операх советских композиторов. В «Броненосце Потемкине» О.С. Чишко он с успехом исполнил партию матроса Матюшенко. В опере И.И. Дзержинского «Тихий Дон» Никандр Сергеевич спел главную партию — Григория Мелехова, создав колоритный образ донского казака. В опере Ю.А. Шапорина «Декабристы» с блеском исполнил одну из центральных ролей — декабриста Каховского.

Хотя Ханаев считался создателем неповторимо ярких образов в русских операх, его зарубежный репертуар был не менее обширным. Это и Радамес в «Аиде» и Отелло в одноименной опере Дж. Верди, Хозе в «Кармен» Ж. Бизе, Зигмунд в «Валькирии» Р. Вагнера и многие др.

За особые заслуги в области отечественного оперного театра 30 декабря 1933 г. Н. С. Ханаеву присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.

Участвовал он и в концертной деятельности. В 1934 г. в составе бригады актеров Большого театра Никандр Сергеевич выступал перед советскими воинами на Дальнем Востоке. Часто выступал в симфонических концертах. Участвовал в исполнении Девятой симфонии Бетховена, пел в оратории Г. Генделя «Самсон», в поэме С.В. Рахманинова «Колокола», в кантате Ю.А. Шапорина «На поле Куликовом». В разные годы участвовал в концертном исполнении опер «Садко», «Отелло» и «Хованщина». Выступая на более редких сольных концертах, певец исполнял романсы П.И. Чайковского и М.Н. Глинки. 2 июня 1937 г. Никандр Сергеевич удостоен звания народного артиста РСФСР, награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Во время Великой Отечественной войны Никандр Сергеевич, как многие его коллеги, работал в Москве в филиале театра, выезжал с фронтовыми бригадами для выступлений на передовой. Н.С. Ханаева очень ценил И.В. Сталин, часто посещал спектакли с участием певца, приглашал артиста для участия в концертах.

Постановлением Совета народных комиссаров Союза ССР «О присуждении Сталинских премий за выдающиеся работы в области искусства и литературы за 1942 год» от 19 марта 1943 г. за многолетние выдающиеся достижения в области театрально-вокального искусства Н.С. Ханаев удостоен премии 2-й степени в размере 50 000 рублей. Полученные деньги он передал в фонд обороны; все средства пошли на строительство танков. И.В. Сталин направил певцу телеграмму со словами благодарности за заботу о Вооруженных силах Советского Союза.

В 1948 г. Н.С. Ханаев приглашен на должность преподавателя в Московскую консерваторию, где проработал до 1950 г.; часто возглавлял Государственную экзаменационную комиссию на вокальном факультете.

В 1949 г. артист удостоен Сталинской премии 1-й степени за исполнение партии Василия Шуйского в оперном спектакле Большого театра «Борис Годунов» М.П. Мусоргского. В 1950 г. ему во второй раз присвоена Сталинская премия СССР 1-й степени за исполнение заглавной партии в оперном спектакле «Садко» Н.А. Римского-Корсакова.

За особый вклад в развитие советского театра 27 мая 1951 г. Н.С. Ханаеву было присвоено высокое звание народного артиста СССР; награжден орденом Трудового Красного Знамени.

С 7 февраля 1953 г. по 10 января 1955 г. Никандр Сергеевич выполнял обязанности заместителя директора Государственного академического Большого театра СССР (ГАБТ) по творческим вопросам.

Последнее выступление артиста на сцене Большого театра состоялось 11 марта 1959 г. в опере М.П. Мусорского «Хованщина».

В 1959 г. Никандр Сергеевич вышел на пенсию, но продолжал долгие годы трудиться, проводя большую общественную работу, связанную с развитием вокального искусства в нашей стране, выступая членом жюри всесоюзных и международных вокальных конкурсов. В качестве председателя неоднократно участвовал в экзаменационной комиссии на вокальном факультете Московской консерватории. Н.С. Ханаев был членом Художественных советов Большого театра и Министерства культуры. Большую помощь оказывал молодым артистам, посвятившим себя вокально-театральному искусству.

Умер Н.С. Ханаев 23 июля 1974 г. в Москве. Похоронен на Введенском кладбище.

Награжден медалями «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.», «В память 800-летия Москвы», «За оборону Москвы».

Ольга Копьева,
гл. библиограф краеведческого информационного отдела

Подробнее на сайте «Рязанское краеведение»

08.06.2020