День в истории Рязанского края

3 ноября исполняется 50 лет со дня открытия мостового перехода через реку Оку

3 ноября 1972 года «Приокская правда» в передовой статье поместила материал о торжественном митинге, состоявшемся в Рязани по поводу сдачи в эксплуатацию моста через реку Оку. Острая необходимость сообщения между левым и правым берегами существовала с момента возникновения там первых поселений. В разные исторические периоды эта проблема решалась по-разному.

Впервые речная переправа через Оку упоминается в документах XVI века. В третьем томе издания «Свод письменных источников по истории Рязанского края XIV–XVII вв.» в «Сотной грамоте, данной в 1567-м (1568?) году писцами Иваном Юрьевичем Траханиотовым с товарищи на земельныя владения Рязанского владыки» говорится про Шумашский перевоз: «…Да вниз по Оке за Трубежем к устью Трубежа к Шумоскому перевозу пожня Зубовская…» Перевоз через Оку также фигурирует в 1-й части издания «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Рязанская область».

В XVII веке перевоз был отдан в содержание Преображенской церкви с. Шумаши. У Иоанна Добролюбова в первом томе «Историко-статистического описания церквей и монастырей Рязанской епархии, ныне существующих и упраздненных, со списками их настоятелей за XVII, XVIII и XIX ст. и библиографическими указаниями» в статье «с. Шумошь, ц. Преображенская» читаем: «… да на Оке же усть реки Трубежа, перевоз, с которого на год собиралось 15 рублей…».

В «Материалах для географии и статистики России, собранных офицерами Генерального штаба: Рязанская губерния» упоминается «…полянский перевоз (шириною в 200 сажень, а во время разлива в 200 верст)...», существовавший в середине XIX века.

В конце XIX века был построен плашкоутный мост через Оку. В альбоме-каталоге «Рязань в фотографиях XIX – первой трети XX века» опубликованы снимки моста и сооружений около него, сделанные в 1891–1928 гг. Рядом с плашкоутным мостом существовала спасательная станция Рязанского отдела Императорского Российского общества спасения на водах для наблюдения за безопасностью людей, переправлявшихся как на казенных, так и на частных перевозах.

Газета «Рабочий клич» от 22 апреля 1928 г. поместила обязательное постановление президиума Рязгорсовета от 11 апреля 1928 г. «О купаньи на р. Оке близ плашкоутного моста в г. Рязани», в котором выделялись отдельные участки для мужчин и женщин – по левому берегу вниз по течению за мостом на расстоянии 70 м и по правому берегу выше устья Трубежа на расстоянии от моста 450 м.

Газета «Сталинское знамя» от 2 июня 1956 г. писала о пуске в эксплуатацию двухпутного плашкоутного моста на Оке взамен старого. Монтаж производили работники Рязанской мостовой дистанции областного управления автомобильного транспорта и шоссейных дорог.

В конце 1966 г. проект высоководного моста через Оку был заказан институту «Гипротранс» Министерства транспортного строительства СССР (автор проекта – Б.П. Дмитриевский). В июне 1968 г. первая свая моста забита бригадой монтажников под руководством К.А. Коржавина.

Мостовой переход через реку Оку длиной 10,5 км с мостом длиной 1041 метров, путепроводом и мостом на грузовом обходе стал одним из первых объектов для «Мостоотряда-22». Организация была создана 1 ноября 1968 г. на базе Рязанского участка «Мостостроительный отряд № 3» (ныне Рязанская территориальная фирма «Мостоотряд-22» ПАО «Мостотрест»).

За достижения в работе при сооружении моста через Оку группа специалистов Мостотреста и Мостоотряда-22 была удостоена звания лауреатов премии Совета Министров СССР.

С 20 октября по 12 ноября в честь 50-летнего юбилея Солотчинского моста в Рязани работает фотовыставка «Мост» – совместный проект Музейно-выставочного центра «Фотодом» и Государственного архива Рязанской области (ГАРО). В экспозиции представлены 30 черно-белых фотографий, рассказывающих об истории строительства этого грандиозного сооружения из фондов ГАРО, а также предоставленные Мостотрядом-22 и Рязанским историко-архитектурным музеем-заповедником. На открытии выставки директор Мостоотряда-22 Владимир Алексеевич Мазуркевич рассказал, что изначально мост был рассчитан на 100-летний срок эксплуатации. В советское время поток транспорта через реку Оку был несоизмеримо меньше, чем в современный период. Особенный вред Солотчинскому мосту наносит большегрузный транспорт, поэтому в правительстве Рязани давно обсуждался и к настоящему моменту практически решен вопрос о строительстве моста-дублера.

27 октября выставку дополнила лекция заместителя директора Государственного архива Рязанской области Дмитрия Юрьевича Филиппова «От Шумашского перевоза до высоководного моста: Из истории переправы через Оку».

Фото из источников:

Фрейман И.О. Плашкоутный мост через Оку // Рязань в фотографиях XIX – первой трети XX века: альбом-каталог: из собраний Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника и Государственного архива Рязанской области / [авт.-сост. Е. В. Чумичева, Д. Ю. Филиппов]. – Рязань, 2012. – С. 287.

Быковский Ю. Мост через Оку / фото Ю. Быковского; ред. М. Шенгелия // Рязань [Изоматериал] : комплект из 12 открыток. –  Москва, 1980. – 1 отд. откр.

Татьяна Елисеенко,
библиограф краеведческого информационного отдела

03.11.2022