28 февраля 1778 г. именным указом императрицы Екатерины II генерал-поручику М.Н. Кречетникову, исполнявшему в то время должность наместника Калужского и Тульского, предписано было, «не упуская времени», принять в управление вновь учрежденную Переяславль-Рязанскую губернию.
Это был очередной шаг по реализации административной реформы, основные положения которой были обнародованы в форме законодательного акта «Учреждения для управления губерний Всероссийской империи» от 7 ноября 1775 г. Замысел императрицы и ее кабинета был весьма обширным, поэтому закон получился довольно пространным: существовавшие к тому времени 23 огромные губернии должны были «разукрупниться»; при этом упразднялось промежуточное звено между губернией и уездом – провинция. Большинство провинций (в том числе и Переяславль-Рязанская) реорганизовывались в губернии с податным населением в 300-400 ревизских душ. Предполагалось, что в каждом уезде будет от 20 до 30 тысяч ревизских душ, поэтому согласно примерному расписанию Переяславль-Рязанской губернии в ней планировалось учредить 11 уездов. М.Н. Кречетников должен был «на месте удобность их освидетельствовать, и как о сем, так и какие вновь города для приписания к ним уездов назначить нужно будет», лично доложить императрице. Уже 24 августа 1778 г. вышел именной царский указ, которым учреждалось Рязанское наместничество в составе 12 уездов: Рязанского, Зарайского, Михайловского, Пронского, Ряжского, Сапожковского, Касимовского, Скопинского, Елатомского, Егорьевского, Спасского и Данковского (при этом Егорьевск, Спасск и Скопин получили статус уездных городов). Губерния уже называется Рязанской (главный ее город – Переяславль-Рязанский – переименован в Рязань, в честь древней столицы Рязанского княжества; в 1779 г. Сенат утвердил герб г. Рязани: щит с фигурой князя-воина, вооруженного мечом, на основе которого были разработаны и гербы уездных городов Рязанской губернии). Установление точных границ наместничества и входящих в него уездов, а также определение числа приписанных к нему ревизских душ предоставлялось генерал-губернатору Калужскому, Тульскому и Рязанскому по соглашению с другими «генерал-губернаторами и правящами ту должность».
В декабре 1778 г. в Рязани состоялись торжества с фейерверком и маскарадом по случаю открытия наместнического правления, казенной палаты и совестного суда. Участвовали в них порядка 900 рязанских дворян; цифра эта символична – население губернии в то время составляло около 900 тыс. человек.
В тексте закона 1775 г. нет четкости в использовании терминов: губерния и наместничество употребляются как синонимы, поэтому нужно пояснить, что административно-территориальная единица – губерния, управляемая губернатором (за исключением двух столичных), была частью более крупного образования, управлявшегося наместником (генерал-губернатором). К 1781 г. 40 вновь учрежденных губерний были распределены между 19 наместничествами. Власть генерал-губернатора должна была ограничиваться военно-полицейскими функциями и общим контролем над чиновным аппаратом, но в реальности, из-за расплывчатости формулировок «Учреждений о губерниях...», он обладал неограниченными полномочиями и нес ответственность перед монархом. Гражданский губернатор (а в Рязани первым в эту должность вступил И.И. Поливанов), наделенный административно-хозяйственными функциями только в границах губернии, был более регламентирован в своей деятельности. Другими словами, наместник представлял в губернии центральную власть, в то время как губернатор возглавлял местную. Нужно заметить, что первые рязанские наместники (М.Н. Кречетников, М.Ф. Каменский, И.В. Гудович) и губернаторы (И.И. Поливанов, А.А. Волков) были людьми деятельными и для своего времени довольно прогрессивными. Во многом благодаря им с конца 70-х гг. XVIII в. и началось подлинное возрождение Рязанского края, его экономики и культуры.
В отличие от административной (губернской реформы Петра I), проводившейся в 1708-1715 гг. в целях военно-политического и фискального упорядочения системы государственного управления, императрица Екатерина II руководствовалась соображениями несколько иного порядка. Безусловно, еще живые воспоминания о пугачевском бунте подталкивали ее к созданию эффективной военно-политической структуры для подавления возможных массовых народных выступлений – с этой целью наместники могли оперативно использовать расквартированные на территории подконтрольных им губерний войска и полицейские силы, а также иные ресурсы. В то же время императрица продолжала играть роль просвещенной правительницы, заботящейся о благе своих подданных, и здесь приходилось быть милосердной и в меру либеральной. В содержании реформы это отразилось в децентрализации местного административного аппарата, введении коллегиальных органов общественного управления и сословных структур самоуправления, а также в учреждении губернских приказов общественного призрения.
Все губернские учреждения и должности делились на административно-полицейские (губернатор, губернское правление, приказ общественного призрения,; в уездах – капитан-исправник, нижний земский суд и городничий), финансово-хозяйственные (казеннная палата, возглавляемая генерал-губернатором; в уездах – казначейства) и судебные (общесословные: палаты уголовного и гражданского суда; специального назначения: совестный и надворный суды; сословные: уездный (дворянский) суд, городской магистрат, нижняя расправа). При уездных судах действовали органы дворянской опеки, при городских магистратах – сиротские суды. В каждой губернии существовали структуры прокурорского надзора – губернский прокурор и стряпчие, однако, реальное влияние их на действия чиновников губернской администрации и суда было мизерным.
В политическом отношении наиболее значительным результатом реформы было завершение строительства системы государственной власти абсолютной монархии на местном уровне. Созданием административного аппарата губерний и уездов были окончательно уничтожены следы допетровской системы кормлений и института воевод. По закону основным административным учреждением губернии являлось губернское правление, а к участию в нем (пусть даже формально) были допущены представители общественности. Реформа значительно повысила роль местного дворянства в управлении в суде, укрепив союз монархии и «первого» сословия.
В правовом отношении губернская реформа стала первой в России попыткой реализации принципа разделения властей, правда, понятого весьма своеобразно: разделение исполнительной власти и судопроизводства достигалось отнесением судебных инстанций различных уровней к компетенции соответствующих административных органов, а также созданием сословных судов. Несмотря на то, что о полномасштабном разделении властей в России XVIII в. не могло быть и речи (даже элементарная законность невозможна без уравнения сословий в правах), законодательная база реформы развивалась и совершенствовалась. Вслед за 28 главами «Учреждения для управления губерний...», утвержденными в 1775 г., были разработаны и утверждены в январе 1780 г. еще 4 главы закона. В апреле 1782 г. вступил в действие «Устав благочиния или полицейский», создавший отдельную для уездной городскую (муниципальную) полицию. Наконец, в апреле 1785 г. «Грамотой на права, вольности и преимущества благородного дворянства» (более известная как «Жалованная грамота дворянству») были заложены основы дворянского и городского самоуправления, очерчены границы местных корпоративных сообществ. Именно реформы 1775-1785 гг. стали важнейшей вехой в развитии муниципального права в России.
В социальном плане губернская реформа Екатерины II создала институт социальной помощи в форме общественного призрения. В ведение губернских приказов общественного призрения поступили местные школы, больницы, госпитали, богадельни, сиротские дома и другие благотворительные учреждения, а также работные и смирительные дома, куда принудительно определяли бродяг, профессиональных нищих, а иногда и непокорных помещикам крепостных. При всех недостатках приказов общественного призрения, они были прогрессивным явлением своего времени; результатом эволюции общественного призрения стала современная система социального обеспечения населения.
В Рязанской губернии результаты реформ наиболее ярко и ощутимо проявились в культурно-духовной и бытовой сфере. В 1786 г. в Рязани основано главное народное четырехклассное училище. В том же году в Зарайске, Касимове и Скопине, а в 1787 г. в Михайлове, Данкове, Ряжске, Егорьевске, Спасске, Раненбурге и Пронске были открыты малые народные училища. В 1787 г. в Рязани открылся первый театр – «Оперный дом», в 1804 г. – первая гимназия, с 1838 г. стала выходить первая газета – «Рязанские губернские ведомости», а в 1858 г. создана публичная библиотека. Официальный статус губернского учреждения позволял им имеь относительно стабильное финансирование и приглашать на работу подготовленных специалистов.
В культурно-бытовом отношении Рязанская губерния получила больше возможностей для развития путей сообщения, объектов городского хозяйства и связи. В 1780 г. был утвержден план регулярной застройки губернского центра, а в 1785 и 1786 (1788-?) гг. появились и первые здания, построенные в соответствии с ним: Редутный дом и Присутственные места. Открытие губернских, а впоследствии и городских отделений банков и кредитных учреждений способствовало развитию торговли и предпринимательства, росту промышленности и сельского хозяйства. Немаловажно и то, что власть в лице губернских, городских и уездных чиновников стала хоть и ненамного, но все же ближе к простому человеку. Правда, это почти не коснулось помещичьих крестьян, до отмены крепостного права не являющихся самостоятельными юридическим субъектом, а всеми выгодами сложившейся ситуации воспользовались представители имущих слоев и бюрократии. Разветвленный местный аппарат управления, укомплектованный в основном рязанскими дворянами и частично представителями городских верхов, довольно эффективно вел повседневное делопроизводство, но был медлительным (коллегиальность порождала волокиту) и обходился казне недешево.
В декабре 1796 г. император Павел I сократил число губерний до 34. Были ликвидированы наместничества, а с ними и путаница в названиях административно-территориальных единиц. Рязанская губерния осталась в прежних границах, но Данковский, Егорьевский и Спасский уезды были упразднены. Были временно закрыты почти все учреждения приказа общественного призрения, упразднены надворные и сословные суды, объединены палаты гражданского и уголовного суда. Число судебных инстанций значительно сократилось, а из чинов прокурорского надзора была сохранена лишь должность губернского прокурора. Однако в 1802 г. новый император Александр I практически полностью (за исключением наместнического правления в центральных губерниях) восстановил екатерининскую систему местного управления, в том числе и прежнее деление Рязанской губернии на 12 уездов. Другое крупное структурное преобразование в Рязанской губернии связано с именем А.Д. Балашова (1770-1837) - генерал-губернатора 5 центральных губерний (Рязанской, Тульской, Тамбовской, Воронежской, Орловской) в 1819-1826 гг. В ходе осуществления правительственного конституционного проекта Н.Н. Новосильцева («Государственная уставная грамота Российской империи») предполагалось разделить Россию на полтора десятка крупных административных образований – наместничеств из нескольких губерний, в которых создавались двухпалатные представительные органы. Реформа проводилась первоначально только в Рязанской губернии и ограничивалась незначительными изменениями в порядке управления. После смерти Александра I деятельность А.Д. Балашова была прекращена. Секретный комитет Николая I в декабре 1826 г. постановил вернуть Рязанскую губернию к прежнему способу управления.
С 1827 по 1917 гг. Рязанская губерния существовала в составе 12 уездов, разделенных на 2 с половиной сотни волостей.
Активизация процессов культурно-хозяйственного развития городов и уездов Рязанского края связана с введением в губернии в 1865 г. земских учреждений. Губернское земское собрание имело в своем составе депутатов – гласных – довольно сплоченную и активную группировку прогрессивного направления, сосредоточивших свое внимание на проблемах развития образования и здравоохранения населения (в первую очередь – сельского, т.е. крестьян). Губернское земство, правильно расставляя акценты в практической деятельности своих исполнительных органов, эффективно решало стратегические вопросы культурного строительства и хозяйственно-бытового обустройства губернии: открытие Александровской учительской семинарии (1869), организация летних учительских курсов, проведение губернских съездов врачей и стратегических обследований в конце 1860-х-начале 1880-х годов дали мощный импульс развитию всей системы местного самоуправления в Рязанском крае. Трудом сотен земских специалистов («третьего элемента») медленно, но неуклонно менялся облик губернии, население которой становилось все более грамотным, социально защищенным, физически здоровым.
После Февральской революции губернаторы были заменены губернскими комиссарами Временного правительства, но административный аппарат губерний был в основном сохранен. Комиссар Временного правительства в Рязанской губернии председатель Рязанской уездной земской управы Л.И. Кученев в апреле 1917 г. получил вотум недоверия губернского съезда общественных организаций, и на его место был избран преподаватель Рязанского реального училища эсер Ф.К. Павлов, утвержденный в должности в мае 1917 г. Его, вероятно, можно считать последним чиновником в ранге рязанского губернатора. Впоследствии, в условиях двоевластия и перехода власти в руки Советов, должность руководителя губернской администрации уже никогда не была средоточием государственной власти на местном уровне.
После октября 1917 г. в Рязанской губернии начались частые структурные изменения: образование новых волостей, передача волостей из одного уезда другому. Так, в 1919 г. из волостей Рязанского, Касимовского и Егорьевского уездов образован Спас-Клепиковский район, в 1921 г. преобразованный в уезд. В 1922 г. Егорьевский уезд передан Московской губернии, а в 1923 г. Елатомский и Шацкий уезды Тамбовкой губернии вошли в состав Рязанской губернии. В 1924 г. 6 из 14 уездов Рязанской губернии (Данковский, Елатомский, Михайловский, Пронский, Спасский, Спас-Клепиковский) были упразднены, а в 1925 г. после очередного укрупнения волостей Рязанская губерния утверждена в составе 65 волостей в 8 уездах: Касимовском, Раненбургском, Ряжском, Рязанском, Сасовском, Скопинском, Спасском и Зарайском. Последнее структурное преобразование – передача трех населенных пунктов Касимовского уезда в состав Гусевского уезда Владимирской губернии произошло в 1926 г. Тогда же города Кадом, Сапожок, Данков, Елатьма и Пронск были преобразованы в сельские населенные пункты.
В 1927-1928 гг. губернии в СССР были упразднены. Большая часть территории Рязанской губернии в январе 1929 г. вошла в состав Московской области в качестве Рязанского округа, включавшего 27 районов; (в июле 1929 г. их стало 26 – в результате слияния Северо-Рязанского и Южно-Рязанского районов). В июне 1930 г. все округа, в том числе и Рязанский, были ликвидированы. 26 сентября 1937 г. Московская область была разделена на собственно Московскую, Тульскую и Рязанскую, к которой отошли 39 районов Московской и 13 районов Воронежской области. Впоследствии изменения территории Рязанской области продолжалось вплоть до 1954 г., когда 10 южных районов отошли к вновь образованной Липецкой области. Административно-территориальная структура области в основном приняла современный вид в 1977 г., когда был восстановлен Путятинский район; с тех пор Рязанская область существует в составе 25 районов.
Можно отметить, что при площади 39,6 тыс. кв. км современная Рязанская область имеет в своем составе 12 городов – столько же, сколько и Рязанская губерния при ее учреждении (при площади 35,5 тыс. кв. верст). Структурно-функциональная схема управления Рязанской областью в принципе воспроизводит модель управления губернией. Можно с уверенностью говорить об органической (эволюционной) связи Рязанской губернии и Рязанской области, об их исторической, культурной и духовной преемственности.
Рязанская губерния в XVIII-XX вв. дала России ряд талантливых ученых, военачальников, зодчих, мореплавателей, посылала своих сынов на Бородинское поле и Сенатскую площадь; она воспета поэтами и художниками.
Горнов В.А., кандидат исторических наук
Район (уезд): Рязанская
Отрасль знаний: История Административно-территориальное деление
Организация: Не выбрано