Махонин Филипп Фёдорович (1929-2016), художник-график, член Союза художников СССР, член-корреспондент Петровской академии наук и искусств

Дата события: 02.03.1929 г.

Ф. Ф. Махонин родился 2 марта 1929 г. в деревне Спасск Шацкого района в многодетной крестьянской семье. Кроме него в семье были еще четыре старшие сестры. Пять первых лет свой жизни он прожил в деревне, но детские воспоминания на десятилетия врезались в память будущего художника. Крестьяне-односельчане летом занимались полевыми работами, а в зимнее время уходили на заработки, благо среди них были плотники, каменщики, сапожники. Детские впечатления остались в памяти Филиппа Федоровича на всю жизнь, и приучили к ежедневному и постоянному труду.

В начале 1930-х гг. семья Махониных переехала в Среднюю Азию и обосновалась в Таджикистане, в г. Сталинабаде (ныне г. Душанбе). Смена жизни и быта повлияла на художественное мышление мальчика, который впоследствии отметил, что «…мое детство прошло в экзотическом солнечном Таджикистане. Горные кишлаки, снежные вершины гор, бурные речки с ледяной водой. Яркие, пестрые восточные базары, своеобразные полосатые одежды и чалмы таджиков… Причудливая вереница воспоминаний детства до сих пор вдохновляет меня на создание картин о Востоке».

Жизнь резко изменилась с началом Великой Отечественной войны. Дыхание всенародной беды дошло и до далекого тылового города. В зданиях школ устраивались госпитали для тяжелораненых фронтовиков. В Сталинабад стали эвакуировать предприятия, организации и учреждения из европейской части страны, охваченной пламенем войны. Среди эвакуированных было много представителей творческой интеллигенции – литераторов, искусствоведов, художников, музыкантов; в местном театре стали выступать артисты ведущих театров страны. Они внесли новую струю в творческую жизнь города. Стали возникать театральные студии; приехавшие художники организовали художественную студию для студентов и школьников. В ней юный Филипп и получил первые уроки рисунка и живописи.

С окончанием войны жизнь постепенно стала возвращаться в нормальное русло. Художественную студию преобразовали в художественное училище и предоставили помещение с большими окнами и высокими потолками. Здесь проводились ежедневные занятия по рисунку и живописи, но общеобразовательных дисциплин не было, поэтому среднее образование приходилось получать в вечерней школе рабочей молодежи, где давались знания за 8-й, 9-й и 10-й классы. Таким образом, у юноши день был занят с девяти часов утра до десяти часов вечера.

Десятилетку Махонин окончил в 1948 г. и, получив аттестат зрелости, решил попытаться поступить в художественный институт, хотя в художественном училище окончил только три курса. Попытка увенчалась успехом, и он стал студентом графического факультета Вильнюсского художественного института. Старинный европейский город был весь в развалинах, и студенты института на субботниках расчищали его улицы. Филипп Федорович вспоминает, что «…занятия проходили рядом с костелом Святой Анны. Меня восхищал этот шедевр готической архитектуры своей неповторимой красотой. Ничего подобного до сих пор мне видеть не приходилось».

Через год Махонин принял решение перевестись в Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина также на графический факультет; здесь он обучался в мастерской под руководством А. Ф. Пахомова. Дипломной работой Филиппа Федоровича стали иллюстрации к повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда», которая в настоящее время является обязательной для изучения в средней общеобразовательной школе. Перед началом работы над дипломом и поездкой в Сталинград студент-дипломник съездил в Киев, где жил Виктор Платонович, и познакомился с ним. Через полгода писатель, будучи в Ленинграде, посетил мастерскую молодого художника, просмотрел рисунки и дал им высокую оценку. В 1955 г. Махонин на отлично защитил диплом; по окончании института Филиппу Федоровичу была присвоена квалификация художника-графика.

В 1956 г. на киностудии «Ленфильм» по мотивам повести В. П. Некрасова «В окопах Сталинграда» был снят художественный фильм, получивший название «Солдаты» (режиссер А. Г. Иванов). Виктор Платонович пригласил совсем еще молодого художника на просмотр картины, где тот познакомился с народным художником СССР Ю. М. Непринцевым. Эта встреча запомнилась Филиппу Федоровичу на всю жизнь.

Впоследствии военная тема на долгие годы стала главной в творчестве Махонина, так как, по его словам, «…слишком сильны были переживания того времени в стране, в народе, чтобы можно было о них забыть. И это было характерно для многих художников того времени. Мы этим жили».

В изобразительном искусстве, как и в любом деле, существуют свои технические и технологические особенности. Махонин с успехом овладел многими из них. Так, освоив технику гравюры на линолеуме, впоследствии выполнил цикл работ в этом материале. С большой увлеченностью Филипп Федорович работал в области книжной графики, станковой графики (гравюра на линолеуме), в области графики малых форм (экслибрис), а последние 20 лет – в живописи маслом.

После окончания института молодой художник часто выступал в качестве оформителя и иллюстратора книг, выходивших в ленинградском и московском отделениях издательства «Детская литература»; в течение ряда лет было издано около 40 книг с рисунками Махонина. Работа была творческой и необычайно интересной. Художник стремился сделать каждую книгу индивидуальной, неповторимой, особенной, ведь и дети, и взрослые всегда с большим интересом рассматривают иллюстрации, иногда в ущерб чтению, подмечая какие-то незначительные их элементы. Иногда приходилось спорить с автором, отстаивая свое видение прочитанного. Процесс оформления книги занимал от двух месяцев до года.

«Среди авторов, с которыми я сотрудничал, – рассказывает художник, – мне хотелось бы назвать Валентина Пикуля. Мы познакомились с ним еще молодыми, когда я был аспирантом, а он писал книгу «Океанский патруль» о караванах из Англии. Помню, как он сидел калачиком за пишущей машинкой, а перед ним на стене висел чертеж – разрез эсминца по борту. По этому чертежу Валентин Саввич сверял передвижения своих героев по кораблю, чтобы не перепутать, кто куда бежит. На полках у него стояло огромное количество папок с биографиями исторических лиц, что-то около 12 тысяч, и портрет его литературного кумира Джека Лондона. Я оформлял автобиографическую книгу Валентина Пикуля «Мальчики с бантиками», в которой рассказывается о школе юнг Балтийского флота, размещавшейся на Соловецких островах». Книга вышла в 1974 г. в издательстве «Детская литература», затем в 1985 г. была переиздана в петрозаводском издательстве «Карелия».

В ряду работ художника можно назвать и другие книги, в частности: Е. З. Воробьева «Капля крови», И. А. Туричина «Сердце солдата», Н. К. Чуковского «Морской охотник», Л. С. Соболева «Зеленый луч», Ю. И. Когинова «Мина на большаке», Ю.Л. Анненкова «Штурманок прокладывает курс», О.П. Смирнова «Барханы». Нельзя не сказать о книге известного ленинградского библиофила В.А. Петрицкого «Свет в джунглях», иллюстратором которой выступил Филипп Федорович. Повесть посвящена жизни и деятельности замечательного человека – лауреата Нобелевской премии мира, философа, музыканта, врача Альберта Швейцера, в 1913 г. основавшего на собственные средства больницу для африканцев в небольшом селении Ламбарене (провинция Габон французской колонии Французская Экваториальная Африка, ныне Габонская Республика). Эта книга, вышедшая в Ленинградском отделении издательства «Детская литература» в 1972 г., впоследствии была переведена на немецкий, эстонский, румынский и чешский языки.

Филипп Федорович однажды и сам выступил в качестве автора книги. Это произошло в результате неоднократных поездок в Таджикистан на Всесоюзную ударную комсомольскую стройку, которой было объявлено в 1961 г. строительство Нурекской ГЭС на р. Вахш. Высота плотины станции, составляющая 304 м, делает ее самой высокой плотиной в мире. Восхищенный громадной социалистической стройкой, находясь под неизгладимым впечатлением от увиденного, художник взялся за перо и для детей среднего и старшего школьного возраста создал книгу «Звезда Востока», которая в 1985 г. вышла в Душанбе в издательстве «Маориф» тиражом 7 000 экземпляров.

Кроме книжной графики Махонин работал и в области станковой графики. Первой его работой в этом роде графики, выполненной в 1956–1958 гг., стал цикл рисунков (размером 40х60 см) на сюжеты песен Великой Отечественной войны под общим названием «В дни войны». В него вошли такие произведения, как «Вьется в тесной печурке огонь», «Темная ночь» и другие. Картины стали продолжением тематических работ художника о войне.

Позже последовал триптих «Сталинградцы», где Филипп Федорович помимо черного использовал и красный свет, применив его для написания текста по краю боковых гравюр. На центральном листе под названием «За Волгой для нас земли нет!» изображены бойцы в окопе на фоне испещренной пулями стены. Два боковых листа называются «Клятва перед знаменем» и «Каждый дом – крепость». В 1967–1968 гг. Махонин выполнил серию под названием «Они шли на Восток…», состоящую из восьми гравюр о войне, среди которых «На чужой земле», «Поджигатели», «Катюша» и, наконец, «Берлин. Май 1945 года», на которой изображена улица с белыми флагами в окнах полуразрушенных домов. Стихотворение Е.А. Евтушенко «Хотят ли русские войны?», ставшее в последующем широко известной песней, вдохновило художника на выполнение гравюры под аналогичным названием.

Одной из последних картин на военную тему стала гравюра «Петергофский десант», посвященная подвигу десанта, сформированного в Кронштадте из моряков Балтийского флота и высаженного в октябре 1941 г. в районе Нижнего Ново-Петергофского парка. На гравюре изображен бой моряков-десантников с фашистами среди знаменитых фонтанов Петергофа. Ныне полотно находится в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда.

Художник отражает в своих работах реалии жизни, черпая свои сюжеты из тех или иных событий. После полета Ю.А. Гагарина в космос Махонин откликнулся на это событие несколькими работами, одна из которых названа «Накануне». На ней изображен первый космонавт, стоящий на Красной площади у памятника Минину и Пожарскому и задумчиво глядящий в звездное небо. Что готовит грядущий день? Как пройдет полет? Ведь это полет в «незнаемое».

Графические работы художника неоднократно воспроизводились в книгах, периодических изданиях – газетах и журналах («Смена», «Комсомольская правда», «Ленинградская правда», «Правда» и других). Занимаясь книжной графикой, Филиппу Федоровичу зачастую приходилось работать над рисунками или гравюрами очень маленького размера, требующими тщательной проработки. Это явилось почвой для возникновения интереса к малым графическим формам – экслибрису, книжному знаку. В 1968 г. Махонин впервые выполнил свой экслибрис. Начинал со знаков, которые делал для себя, на свое имя. Позднее делал подарочные экслибрисы, а затем, «набив руку», стал работать и над заказными книжными знаками. Увлекает его создание цветного экслибриса, при работе над которым используются несколько красок.

Как художник-экслибрисист Махонин получил большую известность во всем мире. Его произведения участвовали во множестве выставок как крупных, так и небольших в нашей стране и за рубежом; они экспонировались на выставках во Франции, Голландии, Финляндии, Польше, Венгрии, Англии, Испании, Италии, Чехословакии, Индии и США. Махонинские экслибрисы хранятся во многих частных коллекциях и музеях; они многократно воспроизводились в журналах, газетах, книгах и каталогах.

Особую известность получил знак «Из книг, спасенных в блокаду», выполненный для ленинградского художника и поэта Леонида Осиповича Мисюка. Он двенадцатилетним мальчишкой вытащил из развалин квартиры, разрушенной бомбой, уцелевшие книги и из последних сил перевез их на санках домой. Филипп Федорович, узнав эту историю, захотел сделать что-то приятное этому скромному человеку. Так появился удивительный экслибрис: мальчик в пальтишке, перевязанный шарфом, в ушанке со спущенными ушами и валенках тащит за собой сквозь метель, порывы которой похожи на языки пламени, санки с пачками книг. На рисунке текст «Из книг, спасенных в блокаду» и имя владельца.

Экслибрис Махонина, выполненный в качестве подарка для кандидата медицинских наук, лауреата Государственной премии СССР, ведущего популярной телепередачи «Клуб путешественников» (1973–2003 гг.) Юрия Александровича Сенкевича, газета «Известия», выходившая тиражом 30 млн. экземпляров, использовала в качестве заглавной эмблемы для сообщений о плавании папирусной лодки «Ра-2». В 1970 г. по приглашению известного норвежского путешественника и исследователя Тура Хейердала советский ученый в качестве судового врача принял участие во второй экспедиции, целью которой было доказательство возможности трансатлантических путешествий в древности.

Филипп Федорович рассказывает, что «…в последние полтора десятка лет стал уделять большое внимание живописи маслом. Начал с показа пейзажей и участия в художественных лотереях (которые тогда регулярно проводились)... Графика отошла на второй план. А потом, после выхода на пенсию, стал заниматься только живописью. Как в графике, так и в живописи стали постепенно складываться направления, определенные циклы работ. Одно из направлений – это пейзажи родной стороны. Ведь я родом из рязанской деревни, и природа средней России, ее поля, пригорки, леса и тропинки – все это родное».

Привлекают художника картины родной природы: пейзаж с тающим весенним снегом, занесенная снегом дорога на окраине села, талый ручеек в перелеске, зимняя улочка в небольшом русском городке, снежная долина с церковью вдали… Иной колорит у картин с «летними» сюжетами. Здесь художник предпочитает яркие, играющие разными оттенками краски, создающие праздничное настроение. Любит работать Махонин и над натюрмортами, на которых, как страстный любитель леса, изображает результаты «тихой охоты» – грибы и ягоды.

В 2006 г. в Туле вышел из печати настенный календарь на 2007 г. «Родные картинки» с репродукциями пейзажей Махонина на каждый месяц: январь – «Мороз и солнце», февраль – «В районном городке», март – «Весеннее солнце», апрель – «Апрельский разлив», май – «Майский ветер», июнь – «Прогулка в лес», июль – «Радостные дни детства», август – «Пасмурные дни августа», сентябрь – «Русский пейзаж», октябрь – «Тихий вечер», ноябрь – «Площадь городка», декабрь – «Зимний вечер». Некоторые картины, репродукции которых помещены в издании, находятся в частных коллекциях в Англии (Лондон, Ливерпуль), Италии, Канаде (Монреаль) и Франции (Гренобль).

С 10 февраля по 11 марта 2011 г. в Санкт-Петербурге в Библиотеке книжной графики проходила выставка «Книжные знаки петербургских художников», на которой в числе других были представлены и работы Ф. Ф. Махонина.

Член Союза художников СССР с 1956 г., после 1991 г. – Всероссийской творческой общественной организации (ВТОО) «Союз художников России», член-корреспондент Петровской академии наук и искусств, участник многочисленных международных, всесоюзных и республиканских выставок.

Умер 6 февраля 2016 г. Похоронен на Северном кладбище Санкт-Петербурга.

Г.А. Мельничук,  В. Е. Потехин

Район (уезд): Шацкий

Населенный пункт: Спасск

Отрасль знаний: Искусство Живопись Графика

Организация: Не выбрано

Имя: Махонин Филипп Фёдорович

Список литературы:

07.11.2017